Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Федеральный орган исполнительной власти осуществляет свои функции на всей территории России и обычно имеет двухступенчатую структуру, которую образуют:
центральный орган исполнительной власти (например: Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.); территориальные отделения федерального органа исполнительной власти (например; Управления юстиции, Управления внутренних дел (УВД) в краях, областях, районах и т. д.).
Основными функциями федеральных органов исполнительной власти являются:
• принятие нормативных правовых актов;
• контроль и надзор;
• управление государственным имуществом;
• функции по оказанию государственных услуг.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим основные функции:
суд, принимающий решение по существу дела.
Судами первой инстанции являются:
• районные суды общей юрисдикции;
• арбитражные суды субъектов РФ.
Они рассматривают по существу подавляющее большинство гражданских, уголовных дел и экономических (хозяйственных) споров. При рассмотрении отдельных категорий дел (особой ч общественной опасности) в качестве суда первой инстанции могут выступать вышестоящие суды.
Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность
приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную
силу. Эту функцию выполняют:
суды общей юрисдикции субъектов РФ;
арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные
суды округов.
В некоторых случаях эту функцию могут выполнять вышестоящие суды.
особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан; обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства - рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел и принятия решений по их существу.
Суды РФ составляют судебную систему, которая строится
на основе:
единства;
иерархичности;
соподчиненности,
Единство судебной системы состоит в том, что:
правила судопроизводства едины;
право применяется единообразно;
решения судов обязательны для исполнения на всей территории
страны;
судьи в РФ имеют единый статус;
суды в РФ финансируются из средств федерального бюджета.
Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида:
федеральные;
субъектов РФ;
городские;
межмуниципальные;
районные.
Под уровнем подразумеваются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда (например район для районного суда, Россия в целом для Верховного Суда РФ).
Все суды РФ относятся к федеральным органам госвласти. Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации (а не субъекта РФ, района и т. д.).
Мировые судьи — органы судебной власти субъектов РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные связанные с этим судебным институтом вопросы. Цель введения института мировых судей:
разгрузить суды общей юрисдикции;
передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности;
приблизить судебную систему к народу.
Соподчиненность звеньев судебной системы состоит в том, что вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.
Государственная служба – это элемент системы публичного управления, опосредующий профессиональную деятельность российских граждан, привлекаемых на контрактной основе на государственные должности для непосредственной реализации полномочий государственных органов.
Понятие и значение государственной службы
Перед государством стоит задача повышения эффективности функционирования государственного механизма. Одним из направлений повышения эффективности функционирования государственного механизма является оптимизация деятельности государственной службы, на что направлена административная реформа в последние десятилетия.
Значение государственной службы заключается не только в том, что государственные служащие обеспечивают непосредственную реализацию функций публичного управления в своей повседневной профессиональной деятельности, но и в установлении доверия между обществом и государством.
Таким образом, государственную службу можно рассматривать как один из факторов политической и социальной стабильности.
В социальном контексте институт государственной службы представляет собой инструмент, обеспечивающий взаимодействие государства и населения, в том числе в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как и всякий государственный институт, государственная служба подлежит законодательному регулированию на уровне конституционного и отраслевого законодательства. Необходимость жесткой правовой регламентации государственной службы связана с тем, что государственному служащему в силу специфики его профессиональной деятельности вверяются властные полномочия и, как следствие, возникает опасность злоупотребления полномочиями.
центральный орган исполнительной власти (например: Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.); территориальные отделения федерального органа исполнительной власти (например; Управления юстиции, Управления внутренних дел (УВД) в краях, областях, районах и т. д.).
Основными функциями федеральных органов исполнительной власти являются:
• принятие нормативных правовых актов;
• контроль и надзор;
• управление государственным имуществом;
• функции по оказанию государственных услуг.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим основные функции:
- по выработке государственной политики,
- нормативно-правовому регулированию в определенной сфере государственного управления.
Сфера деятельности каждого федерального министерства устанавливается актами Президента РФ и Правительства РФ.
Федеральное министерство возглавляет министр Российской Федерации (федеральный министр), входящий в состав Правительства РФ.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
специальные в области:
• обороны;
• государственной безопасности;
• защиты и охраны государственной границы РФ;
• борьбы с преступностью;
• общественной безопасности.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функиии:
по оказанию государственных услуг;
управлению государственным имуществом;
правоприменительные, за исключением функций по контролю и надзору.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.
Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
Под функциями по контролю и надзору понимаются:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Федеральное министерство:
- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);
- на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;
- осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:
утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;
во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;
назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
- осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:
вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;
принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;
вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;
назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.
Федеральная служба (служба):
- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
- в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
- не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральное агентство:
- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
- в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;
- не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации.
Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.
-
Организация деятельности судебной власти в России.
Судебная власть в РФ осуществляется исключительно судами (судьями).
Суд — особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан; обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства - рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел и принятия решений по их существу.
Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе:
единства;
иерархичности;
соподчиненности.
Единство судебной системы состоит в том, что:
правила судопроизводства едины;
право применяется единообразно;
решения судов обязательны для исполнения на всей территории страны;
судьи в РФ имеют единый статус;
суды в РФ финансируются из средств федерального бюджета,
Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида:
федеральные;
субъектов РФ;
городские;
межмуниципальные;
районные.
Под уровнем подразумеваются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда.
Вее суды РФ относятся к федеральным органам госвласти. Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Мировые судьи — органы судебной власти субъектов РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные связанные с этим судебным институтом вопросы. Цель введения института мировых судей:
разгрузить суды общей юрисдикции;
передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности;
приблизить судебную систему к народу.
Соподчиненность звеньев судебной системы состоит в том, что вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.
В зависимости от специфики дел (гражданские, уголовные, хозяйственные, конституционно-правовые, административные и др.) судопроизводство в РФ подразделяется: на конституционное; гражданское; административное; уголовное.
Особый вид судопроизводства — арбитражное (экономическое).
В этой связи судебная система РФ состоит из трех подсистем:
конституционная юстиция;
суды:
общей юрисдикции;
арбитражные.
Органы конституционной юстиции рассматривают конституционно-правовые вопросы; суды общей юрисдикции — гражданские, административные и уголовные дела; арбитражные суды — экономические споры.
Органы конституционной юстиции:
Конституционный Суд РФ;
конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ.
Суды общей юрисдикции составляют единую систему. В нее входят суды: Верховный РФ;
верховные республик в составе РФ; краевые и областные; автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (суды субъектов РФ); "промежуточных" звеньев между субъектом РФ и районом — городские, межмуниципальные;
районные;
военные (гарнизонов, армий, флотилий и т. д.).
Систему арбитражных судов (первичное звено арбитражных
судов - субъект федерации, а не район) составляют:
Высший Арбитражный Суд РФ;
федеральные арбитражные суды округов (арбитражные судебные
округа охватывают территорию нескольких субъектов РФ);
апелляционные арбитражные суды;
арбитражные суды субъектов РФ.
Судебная инстанция — суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения).
Суд первой инстанции
Организация деятельности судебной власти в России.
суд, принимающий решение по существу дела.
Судами первой инстанции являются:
• районные суды общей юрисдикции;
• арбитражные суды субъектов РФ.
Они рассматривают по существу подавляющее большинство гражданских, уголовных дел и экономических (хозяйственных) споров. При рассмотрении отдельных категорий дел (особой ч общественной опасности) в качестве суда первой инстанции могут выступать вышестоящие суды.
Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность
приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную
силу. Эту функцию выполняют:
суды общей юрисдикции субъектов РФ;
арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные
суды округов.
В некоторых случаях эту функцию могут выполнять вышестоящие суды.
В надзорной инстанции:
проверяются законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, пересматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам.
Суды (подразделения судов) данной инстанции: президиумы судов среднего звена (субъектов РФ); коллегии Верховного Суда РФ; Президиум Верховного Суда РФ; Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Государственная власть в РФ подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Судебная власть в РФ осуществляется исключительно судами (судьями).
Суд
особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан; обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства - рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел и принятия решений по их существу.Суды РФ составляют судебную систему, которая строится
на основе:
единства;
иерархичности;
соподчиненности,
Единство судебной системы состоит в том, что:
правила судопроизводства едины;
право применяется единообразно;
решения судов обязательны для исполнения на всей территории
страны;
судьи в РФ имеют единый статус;
суды в РФ финансируются из средств федерального бюджета.
Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида:
федеральные;
субъектов РФ;
городские;
межмуниципальные;
районные.
Под уровнем подразумеваются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда (например район для районного суда, Россия в целом для Верховного Суда РФ).
Все суды РФ относятся к федеральным органам госвласти. Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации (а не субъекта РФ, района и т. д.).
Мировые судьи — органы судебной власти субъектов РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные связанные с этим судебным институтом вопросы. Цель введения института мировых судей:
разгрузить суды общей юрисдикции;
передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности;
приблизить судебную систему к народу.
Соподчиненность звеньев судебной системы состоит в том, что вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.
-
Понятие государственной службы и ее виды.
Государственная служба – это элемент системы публичного управления, опосредующий профессиональную деятельность российских граждан, привлекаемых на контрактной основе на государственные должности для непосредственной реализации полномочий государственных органов.
Понятие и значение государственной службы
Перед государством стоит задача повышения эффективности функционирования государственного механизма. Одним из направлений повышения эффективности функционирования государственного механизма является оптимизация деятельности государственной службы, на что направлена административная реформа в последние десятилетия.
Значение государственной службы заключается не только в том, что государственные служащие обеспечивают непосредственную реализацию функций публичного управления в своей повседневной профессиональной деятельности, но и в установлении доверия между обществом и государством.
Таким образом, государственную службу можно рассматривать как один из факторов политической и социальной стабильности.
В социальном контексте институт государственной службы представляет собой инструмент, обеспечивающий взаимодействие государства и населения, в том числе в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как и всякий государственный институт, государственная служба подлежит законодательному регулированию на уровне конституционного и отраслевого законодательства. Необходимость жесткой правовой регламентации государственной службы связана с тем, что государственному служащему в силу специфики его профессиональной деятельности вверяются властные полномочия и, как следствие, возникает опасность злоупотребления полномочиями.