Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для обеспечения эффективности государственной службы и предотвращения злоупотреблений по службе государственными служащими законодательно:

  • регламентируются требования к лицам, претендующим на должности государственной службы;

  • устанавливаются стандарты осуществления государственной деятельности;

  • предусматриваются инструменты предотвращения злоупотреблений по службе, противодействия коррупции и ответственность государственных служащих в случае допущения нарушений по службе.

Виды государственной службы

Современным законодательством в систему государственной службы включены следующие виды деятельности:

  • гражданская государственная служба;

  • военная государственная служба;

  • иная государственная служба.

Государственная гражданская служба представляет собой вид государственной службы, опосредующий профессиональную деятельность российских граждан на должностях гражданской службы для обеспечения исполнения полномочий органов публичного управления федерального и регионального уровня, а также лиц, замещающих государственные должности Федерации и субъектов Федерации.

Военная служба представляет собой вид государственной службы, опосредующий профессиональную служебную деятельность российских граждан, осуществляемую на воинских должностях в Вооруженных силах и других войсках для обеспечения обороны и безопасности государства.

Иные виды государственной службы включает традиционно правоохранительную деятельность, то есть профессиональную деятельность российских граждан, которая осуществляется ими на должностях в правоохранительных органах для реализации функций по обеспечению безопасности, правопорядка, законности, борьбы с преступностью, защиты прав личности.

  1. Принципы государственной гражданской службы.

Как отмечалось выше, государственная служба представляет собой единый институт, объединяющий несколько относительно самостоятельных видов служебной деятельности. Общими для всех видов государственной службы выступают следующие принципы ее организации и реализации:

  • федерализм. Названный принцип предполагает обеспечение единства системы государственной службы при соблюдении установленного Конституцией разграничения объектов управления и полномочий между федеральным и региональным уровнями публичного управления;

  • законность. Названный принцип требует соблюдения Конституции и федерального законодательства, а также подзаконных нормативных актов как при организации государственной службы, так и при непосредственном исполнении полномочий конкретным государственным служащим;

  • приоритет прав личности. Названный принцип предполагает, что государственные служащие при реализации своих служебных обязанностей должны действовать в интересах личности;

  • равная доступность должностей государственной службы для российских граждан. Названный принцип предполагает установление конкурсных процедур отбора кандидатов на должности государственной службы соответствующих законодательно установленным требованиям к профессиональным знаниям и опыту, а также деловым качествам. Конкурсный отбор позволяет предотвратить негативные коррупционные тенденции клановости, кумовства на государственной службе;

  • единство организационно-правовых основ государственной службы. Названный принцип предполагает, что государственная служба организуется на единых конституционно и законодательно регламентированных принципах. Это, в частности, касается и принципов поступления на службу и реализации служебной деятельности государственными служащими;

  • открытость и прозрачность организации осуществления государственной службы. Названный принцип позволяет осуществлять общественный контроль над законностью и эффективностью функционирования института государственной службы;

  • профессионализм и компетентность государственных служащих. Названный принцип обеспечивает привлечение на должности государственной службы для решения важнейших задач публичного управления лиц, которые имеют необходимые профессиональные знания и практические навыки и умения, для эффективной реализации таких задач, для инициативного, ответственного, добросовестного исполнения своих полномочий;

  • недопустимость неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих. Этот принцип предполагает установление системы гарантий в отношении государственных служащих, не допускающих незаконное вмешательство в их профессиональную деятельность, давление на них и пр.


  1. Государственный служащий и должностное лицо: соотношение понятий.

Понятия «должностное лицо», «государственный служащий» и «представитель власти» пересекаются, т.е. имеют различное содержание, но частично совпадающие объемы. Есть должностные лица (и их много), которые не являются государственными служащими, и есть государственные служащие, которые не обладают признаками должностного лица. Лица, названные в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК РФ, всегда должностные лица, поскольку выполняют функции представителей власти.

Понятие и признаки должностного лица определены в примечании 1 к ст. 285 УК РФ (по мнению автора настоящей работы, определение должностного лица целесообразно дать в специальной статье Общей части УК РФ). Признаки должностного лица представлены схематично на рис. 3 в приложении.

Согласно примечания 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ См. также: п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 12 (далее - Постановление ВС РФ от 16.10.2009 № 19)..

Под лицами, занимающими государственные должности РФ, в статьях УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК РФ). Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, в статьях УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 3 к ст. 285 УК РФ).

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц

, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (примечание 4 к ст. 285 УК РФ). Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями гл. 30 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (примечание 5 к ст. 285 УК РФ).

Закон выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица. государственный служащий уголовный право

Первую из них составляют лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти. Содержание понятия представителя власти, применительно ко всем случаям использования этого понятия в статьях УК РФ, раскрыто в примечании к ст. 318 УК РФ: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Более полное и удачное разъяснение понятия представителя власти содержится в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4; 2011. - № 2. (далее - Постановление ВС РФ от 10.02.2000 № 6), согласно которому к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.


  1. Политическая система общества: понятие и компоненты.

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико–правового характера.


Структура политической системы:

  1. Политические организации – субъекты политической системы;

  2. Политическое сознание – идеи, теории, учения, убеждения и иное, в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность;

  3. Политические отношения – отношения, возникающие между субъектами по поводу осуществления государственной власти;

  4. Политическая деятельность – деятельность, направленная на обеспечение функционирования, развитие, защиту политической системы;

  5. Политические и правовые нормы – правила поведения, регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти;

  6. Политическая культура – система ценностей, используемая для регулирования деятельности внутри системы;

Субъекты политической системы:

  1. Государство;

  2. Политические партии;

  3. Политические движения;

  4. Общественные организации и объединения;

  5. Органы местного самоуправления;

  6. Церковь;

Функции политической системы:

  1. Политическое целеполагание, то есть выработка целей развития общества;

  2. Определение стратегии развития общества;

  3. Властно–политическая интеграция общества;

  4. Упорядочение политических процессов;

  5. Представительство интересов различных социальных групп общества;

  6. Обеспечение единого воздействия на социально значимые отношения;

Виды политических систем:

  1. Распределительные, характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта;

  2. Рыночные, основанные на свободном предпринимательстве и товарно–денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия;

  3. Смешанные;

Государство в политической системе занимает центральное место, так как ему присущи:

  1. Единственное официальное представительство всего населения в пределах территориальных границ;

  2. Суверенитет;

  3. Специальный государственный управленческий аппарат;

  4. Специально созданный карательный (правоохранительный) аппарат;

  5. Монополия на правотворчество;

  6. Специфический набор материальных ценностей;





  1. Основные модели политических систем.

Политическая система представляет собой целостную совокупность как негосударственных, так и государственных общественных институтов, норм, а также взаимоотношения между политическими субъектами, с помощью которых происходит управления в обществе.

Проводя сопоставление политической системы и такого понятия как политическая жизнь, получаем, что последнее собой охватывает все возможные политические связи и является шире, нежели политическая система, характеризующая лишь определенную часть политической жизни.

Модели политических систем

Рассмотрим возможные теоретические модели функционирования политических систем:

  • системная;

  • структурно-функциональная;

  • информационно-кибернетическая.

Охарактеризуем отдельно каждую из представленных моделей.

Системная

Автором модели является Д Истон. С точки зрения рассматриваемой модели политическая система характеризуется своими функциями, а именно авторитарным распределением ценностей в обществе. Процесс функционирования системы раскрывается через взаимоотношения с внешней средой. Системная модель позволяет сберечь устойчивость, при условии соблюдения баланса «входящих» и «выходящих» импульсов, таким образом характеризующие реакцию системы на полученную информацию.

«Входящие» импульсы можно разделить на две группы:

  • требования общественности, в качестве которых могут выступать запросы о повышении уровня заработной платы, расширения действия социальных программ, права и свободы граждан;

  • поддержка, которая в свою очередь также делится на:

    • материальную, выражающуюся в уплате налогов, несении воинской службы;

    • соблюдение законов, проявляющееся в уважительном отношении к органам власти, символике государства, активной жизненной позиции и участии в политической жизни.

В результате обработки информации политической системе остается принять какое-либо решение, закон или указ, и реализовать его, осуществив при этом «выходящий» импульс. «Входящие» и «выходящие» импульсы вместе образуют единый цикл, именуемый «петлей обратной связи».