ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Сковытина Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «Школа №17», г. Ачинск
Класс: 6
УМК: Русский язык. 6 кл.: учебник. / М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014
Предмет: русский язык
Тема: Полные и краткие причастия
Типурока: усвоение новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: 13-й урок по теме «Причастие»
Цель:
- закрепить умения написания гласных в суффиксах и окончаниях причастий;
- формировать умения образовывать и правильно писать причастия в краткой форме;
- повторить орфографические и пунктуационные правила и нормы.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
Регулятивные (Р) | Познавательные (П) | Коммуникативные (К) | Личностные (Л) | |
Умение различать полные и краткие формы причастия, страдательные и действительные причастия Уметь различать прилагательные и причастия, находить общие признаки у прилагательных и причастий Знать особенности образования и изменения кратких причастий; уметь образовывать и находить краткие страдательные причастия. | 1.Принимать и сохранять учебную задачу (Р1). 2. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Р2). 3. Адекватно воспринимать оценку учителя (Р3). 4. Корректировать деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок (Р4). 5. Анализировать собственную работу (Р5). 6. Оценивать уровень владения учебным действием (Р6). 7. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью (Р7). 8. Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации (Р8). 9. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (Р9). |
| Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения(К1). |
осмысление, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания и применить их на практике (Л4). |
Ход урока
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Этап мотивации к учебной деятельности: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») Установить тематические рамки учебной деятельности («могу») | Фронтальная Индивидуальная | Проверяет готовность учащихся к уроку Выполняет функцию эмоциональной поддержки (учитель-собеседник). - Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, какую часть речи мы изучали на последнем уроке. - Как образуются причастия. Какие суффиксы нужно использовать для этого? - Вы хорошо ориентируетесь в материале и готовы к работе. Запишите дату и вид работы (классная работа), оставьте одну строку для записи темы урока. - Чтобы перейти к нашей новой теме, проведем словообразовательную разминку: образуйте от глаголов все возможные причастия Список глаголов: Грохотать Бить Успокоиться Придавить Бормотать Укротить Проверяет работу. - Молодцы, вы справились. О какой части речи мы сегодня будем говорить. | Включаются в диалог с учителем, друг с другом; определяют вместе с учителем тему урока. Отвечают на вопросы. Называют суффиксы полных форм причастий. Образуют от глаголов все возможные причастия и записывают в тетрадь: 1 ряд – грохочущий, грохотавший: бьющий, бьющийся, бивший, битый. 2 ряд – успокоившийся, успокоенный; придавивший, придавленный, придавливающий. 3 ряд – бормочущий, бормотавший; укротивший, укрощенный, укротимый. 1-2 ученика от ряда зачитывают образованные причастия. - О причастии. | Учащиеся готовы к освоению нового знания, определены границы учебной деятельности | Умение образовывать полную форму причастия. Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели (Р8). Умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения (К1). Выражают положительное отношение к процессу познания (Л2). |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Воспроизведение, фиксация знания, умения и навыков, достаточных для построения нового способа действий Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов Актуализация нормы пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу») Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия и его обоснование | Фронтальная | Организует работу по изучению нового материала. Задаёт вопросы: - Вспомните, на какую часть речи похоже причастие? И в чем? - Молодцы! Вспомните, как образуются краткие прилагательные, на какие вопросы они отвечают. - Хорошо, это вы вспомнили. Сейчас мы проверим, а причастие может иметь краткую форму. Образуйте от прилагательного больной краткое причастие, от полного причастия закрытое – краткое. | Отвечают на вопросы учителя: - На прилагательное? У них одинаковые вопросы, они называют признаки предмета, у них одинаковые окончания. Рассказывают об образовании краткой формы прилагательного. Пробуют образовать краткие формы причастий. Встречаются с затруднениями в образовании кратких форм причастия. | Активизированы мыслительные операции у учащихся (анализ, синтез, сравнение) мыслительные процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь) Попытка решения задач на основе имеющегося знания, опыта, умения не удалась Зафиксировано затруднение в выполнении пробного действия:образование краткой формы причастия. | Уметь различать прилагательные и причастия, находить общие признаки у прилагательных и причастий. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Самоопределение, осмысление, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания и применить их на практике |
4 | Этап выявления места и причины затруднений: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно недостаточность их знаний, умений или способностей | Анализ шаг за шагом, как и что учащиеся делали, с опорой на знаковую запись и проговаривание вслух Фиксация операции, на которой возникло затруднение Соотнесение своих действий на этом шаге и фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи | Фронтальная | - Ребята, как вы думаете, почему у вас не получилось выполнить задание? - Давайте проверим и сравним два причастия: укрощенный – укрощен. Какие это формы? - Может причастие иметь краткую форму? - Мы знаем, как она образуется? Почему мы не выполнили задание? | - Потому что мы решили, что модель краткого прилагательного может быть применима и к причастию. - Может быть, причастия не могут иметь краткую форму? - Одна полная, другая краткая. - Может. - Нет. Потому что не знаем, как образуется краткая форма причастия. | | |
5. | Этап построения проекта выхода из затруднения: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их достижения | Формулирование конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения Согласование темы урока Выбор способа построения нового знания: метод уточнения. Выбор средства для построения нового знания (изучение моделей, составление алгоритма) | Фронтальная | - Какова тема урока, с какой проблемой мы будем работать сегодня? - Отлично, запишем тему: «Полные и краткие причастия». - А что для этого нам нужно? Как мы об этом узнаем? - А вы можете сами это сделать? Без учебника и без моего рассказа? Какая подсказка у вас есть? - Хорошо. Ваша задача, используя подсказку про прилагательное, изучить модели построения кратких причастий и выполнить наше задание: из полных причастий сделать краткие. | - Как образуется краткая форма причастия, как отличить полную и краткую формы причастия. Записывают тему. - Прочитаем в учебнике. / Вы нам расскажите. - Можем, мы знаем про краткую форму прилагательного. | Сформулирована конкретная цель будущих учебных действий – узнать, как образуется краткая форма причастия и чем она отличается от полной. Тема урока согласована. Выбран способ построения нового знания: метод уточнения (на основе ранее изученного). Выбрано средство для построения нового знания: изучение моделей, составление алгоритма. | Умение различать полные и краткие формы причастия, страдательные и действительные причастия. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Самоопределение, осмысление, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания и применить их на практике |
4 | Этап реализации построенного проекта: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении такого типа задачи | Выдвижение гипотезы Использование модели построения краткой формы прилагательного, изучение моделей построения краткой формы причастия, составление алгоритма перевода полной формы причастия в краткую Применение нового знания для решения задачи, которая вызвала затруднения Фиксация преодоления затруднения | Работа в парах Фронтальная проверка Презентация решения задачи | Организует работу в парах Консультирует (при необходимости) Фиксирует время выполнения, момент преодоления затруднения Организует публичную презентацию решений задач Организует обсуждение: - Что помогло решить задачу? - Все ли полные формы причастий удалось перевести в краткую? - Как думаете, почему? Что еще нужно знать, чтобы сделать краткую форму причастия? - Проведем лингвистическое наблюдение: какого вида причастия вам поддались? - Молодцы, какой вывод, какого вида полные причастия мы можем переводить в краткую? | Работают в парах, решают задачу и отмечают, что они преодолели затруднение. Публично презентуют свое решение с обоснованием. - Задачу мы смогли решить, когда поняли, как образуется краткая форма причастия? - Нет. - Не знаем. - Страдательного! - Только страдательного! | | Умение различать полные и краткие формы причастия, страдательные и действительные причастия Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Развивать навыки исследования, сопоставления, поиска нужной информации Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Самоопределение, осмысление, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания и применить их на практике. |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи: усвоение нового способа действий при решении типовых задач | Формирование конкретныхпредставлений ократких причастиях и способах их образования. Проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование. | Работа в парах | Дает несколько вариантов карточек, организует проговаривание вслух шагов по переводу полной формы в краткую. | Ребята решают карточки в парах, проговаривают алгоритм решения задачи:
| Сформировано представление о кратких причастиях и способах их образования Определен и озвучен алгоритм действия. | |
| | Физкультминутка | Фронтальная | - А теперь немного передохнем. Организует физкультминутку: - Если причастие страдательное - наклон вправо, если действительное - влево, если в краткой форме - присели. Выпавший снег, расчищенная тропинка, висящие сосульки, исчерченный лед, дорога изрыта, нарисованный морозом, кружащиеся снежинки, снег примят, гонимый ветром, летящие снежинки. | Выполняют физкультминутку. | В игровой форме закрепили прием различения краткой и полной формы причастия, страдательного и действительного причастия. | |
| Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия: образование кратких причастий. Организация самопроверки учащимися своих решений по эталону. Создание ситуации успеха для каждого ребенка Предоставление возможности выявления ошибок и их исправления. | Индивидуальная | Даёт задание: выполнить упражнение 433 с. 172 (от первых четырех глаголов образовать полные и краткие формы страдательных причастий прошедшего времени.Краткие причастия употребить в разных грамматических формах. Организует проверку по образцу (презентация / доска). - Все ли формы у вас записаны, как в образце. Внесите дополнения, исправьте неверные формы. - Как изменяются краткие причастия? - Молодцы, теперь выполняем упражнение 435 с.172, первое предложение записать как в образце, второе -выполнить самостоятельно по образцу. Организует проверку по образцу (презентация / доска). - Все ли формы у вас записаны, как в образце. Внесите дополнения, исправьте неверные записи. - Какую роль в предложении играют краткие причастия? Какое отличие от полной формы причастия увидели в предложениях с краткими причастиями? - Какая часть речи ведет себя так же? - Молодцы, вот мы нашли еще одно похожее свойство этих частей речи. Вы отлично справились с заданием. | Выполняют тренировочные упражнения (433 с 172) самостоятельно. Проверяют свои работы на основе образца, отмечают несовпадения. - Нет, не все. / Все. Вносят коррективы в работы. - Они изменяются по родам. Выполняют упражнение 435 с.172: Её глаза были заплаканы. Проверяют свои работы на основе образца, отмечают несовпадения. - Нет, не все. / Все. Вносят коррективы в работы. - Полные формы могут быть определением и сказуемым, краткие – только сказуемым. - Прилагательное. | Организовано самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия: образование кратких причастий. Организована самопроверка учащимися своих решений по эталону. Создана ситуация успеха для каждого ребенка. Предоставлены возможности выявления ошибок и их исправления. | Знать особенности образования и изменения кратких причастий; уметь образовывать и находить краткие страдательные причастия. Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Развивать навыки исследования, сопоставления, поиска нужной информации Самоопределение, осмысление, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания и применить их на практике. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения: выявление границы применимости нового знания, повторение учебного содержания для обеспечения содержательной непрерывности | Выявление и фиксация границы применимости нового знания Повторение учебного содержания. | Фронтальная | - Ребята, вы хорошо потрудились сегодня. Скажите, а зачем нужно знать, как образуются краткие причастия, в каком они роде могут использоваться, какую синтаксическую роль выполняют? - Хорошо, давайте повторим, что мы узнали о причастии сегодня. | - Чтобы правильно использовать их в речи. - Отличать от полной, от прилагательных. Озвучивают, чем отличаются краткие и полные формы причастия, отличие и различие кратких форм прилагательного и причастия, алгоритм перевода полной формы причастия в краткую, грамматические категории краткой формы причастия | Выявлены и зафиксированы границы применимости нового знания. Организовано повторение учебного содержания. | Знать особенности образования и изменения кратких причастий; уметь образовывать и находить краткие страдательные причастия. Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Самоопределение, осмысление, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания и применить их на практике. |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке: самооценка | Организация рефлексии и самооценки учениками | Фронтальная и индивидуальная. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке: | Организована рефлексия и самооценка учениками | Знать особенности образования и изменения кратких причастий; |