Файл: Самостоятельная работа к теме 1 Организация различных форматов профориентационной работы в Школе Минпросвещения России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа к теме 3.4.1 «Организация различных форматов профориентационной работы в «Школе Минпросвещения России».


Формирование готовности человека к профессиональному самоопределению – процесс длительный и непрерывный, поэтому нужны продолжительные программы работы.

Конечная цель школьной профориентации – не разовая помощь в профессиональнообразовательном выборе 9- или 11-классника, а подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению. И это самоопределение ему придётся совершать не раз и не два, а постоянно на протяжении всей жизни, причём в условиях высокой степени неопределённости. Вряд ли тут помогут рефераты и классные часы «о профессиях», диагностические тестирования, дни открытых дверей, и тому подобные разовые мероприятия. Скорее всего, требуется нечто иное: собственный практический опыт профессионального самоопределения, осмысленный сначала при помощи педагогов, а потом и самостоятельно. Профориентационная работа должна иметь СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР.

Комплексная программа профориентации должна быть введена систему единого образовательного пространства и направлена на формирование у всех обучающихся особых умений и компетенций, необходимых для социально-профессионального самоопределения.

Мы считаем, что одной из первостепенных задач, которую нужно решить при организации профориентационной работы, является поиск механизмов межинстуционального взаимодействия всех организаций и предприятий, вовлеченных в профориентационную работу с детьми и молодежью и заинтересованных в конечном результате.

Можно выделить три траектории направления деятельности: во-первых, это сетевое сотрудничество образовательных организаций различных уровней и типов по реализации совместных профориентационных программ, связанных с прохождением школьниками цикла профессиональных проб (или более продвинутых программ полипрофессионального обучения) на базе партнёрских колледжей и ВУЗов.

Во-вторых, межведомственное взаимодействие организаций, решающих одни и те же профориентационные задачи, с одним и тем же контингентом — это Комитет по образованию, Комитет по молодёжной политике администрации муниципального образования «Город Майкоп».

Мы понимаем, что необходимо предусмотреть поэтапное введение в образовательный процесс трёх содержательных модулей.

Первый модуль – система организации проектной деятельности для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Мир будущего». Ведь систематическое вовлечение школьников в проектную деятельность позволяет решить как минимум три профориентационно значимые задачи: во-первых – включение школьников в практико-ориентированную, поисковую и преобразовательную деятельность, по своему формату близкую к профессиональной. Не будем забывать, что в современном мире труда и профессий всё большее значение имеет именно проектный формат; согласно многим прогнозам, в обозримой перспективе он может стать доминирующим;

во-вторых – в проектной деятельности осуществляется формирование комплекса компетенций, значимых для профессионального самоопределения (самостоятельное целеполагание и планирование деятельности, оценка и выбор вариантов, прогнозирование развития событий и т.д.);

в-третьих – особое значение имеет содержательная направленность проектной деятельности, обозначенная в Концепции как «Мир будущего». Это предполагает преодоление привычной «реагирующей» стратегии нынешней школьной профориентации, которая знакомит учащихся – будущих работников – с профессиями сегодняшнего, а то и вчерашнего дня, не учитывая высокой динамики изменений. Содержательное пространство предлагаемой системы проектов – моё персональное будущее (в том числе профессиональное); будущее моего района, города, страны; будущее мира профессий; будущее всего человечества. В зависимости от возрастной группы школьники включаются в разные виды деятельности: фантазирование, проектирование, прогнозирование.
Модели сопровождения профессионального самоопределения. В современной ситуации центральную роль приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников.

В связи с этим важной задачей выступает разработка и апробация различных (вариативных) моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в том числе модели:

• продолжительной и комплексной тьюторской поддержки самоопределения школьников;

• психолого-педагогического сопровождения школьников (группового и персонального) в ходе их участия в локальных профориентационных практиках (профессиональных пробах, стажировках на предприятиях, профессиональных конкурсах и др.);

• наставничества для школьников, определившихся с выбором профессиональной сферы (в том числе в рамках реализации блока «Наставничество» федерального профориентационного проекта «Билет в будущее»);

• профессионального консультирования как единовременной либо распределённой услуги;

• цифровой навигации по существующим профориентационно значимым информационным ресурсам и практикам и др.

В перечень документов для реализации программы по профориентации должны входить следующие:

"Нормативные документы, обеспечивающие функционирование системы профориентационной работы в общеобразовательной организации" (выдержки из каждого документа, касающиеся вопросов профориентации

Федеральные нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации;

  1. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  2. Федеральный закон от 03.06.2009 №101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 год;

  3. "Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации". Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47;

  4. "Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1;

  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Конституция Российской федерации Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

    Статья 37 Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

    Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.



Локальные нормативно-правовые акты.

Программа учреждения по организации профориентационной работы с обучающимися;

Договоры о совместной деятельности с социальными партнерами;

Положение о кабинете профориентации;

Должностные обязанности специалиста, ответственного за

профориентационную работу в школе.

ПАПКА "Учетно-отчетная документация"

  • План профориентационной работы на учебный год.

  • План мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся.


- Отчет о профориентационной работе за предыдущий учебный год.

- Журнал учета профориентационной деятельности (приложение).

- Циклограмма (график работы).

ПАПКА "Информационно-справочный материал"

Информационный материал:

1) Сведения о профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Республики Башкортостан

2) Профессиографические описания профессий, справочная, научно-популярная, и другая литература о профессиях (специальностях).
3) Рекомендации и методические материалы в помощь учителям, руководителям кружков, методических объединений учителей, классным руководителям, школьным психологам и др.

4) Примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к качествам работника, пути получения профессии и др.).

5) Методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленности.

6) Сценарии и разработки профориентационных мероприятий.

7) Материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей учащихся, их психофизиологических качеств, ценностных ориентаций (анкеты, опросники).

8) Материал для стендов


Управление проектом

Управление проектом будет осуществляться группой проект-менеджмент.
Непосредственное управление осуществляют  заместители директора по УВР. Методическое сопровождение осуществляется методистом ОУ и руководителями МО классных руководителей. Диагностирование  и сбор информации с целью получения обратной связи по реализации проекта проводится педагогами-психологами и социальным педагогом. Определение и вовлечение структур гражданского общества  в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи определяет директор и заместители директора по УВР.

В обязанности группы проект-менеджмента входит:

1. Отслеживание процесса реализации проекта.

2. Мониторинг результатов.

3. Корректировка плана реализации проекта.

4. Анализ и подведение итогов.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в функции которого входят:

·        выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

·        поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

·        планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной  образовательной программой общеобразовательного учреждения;

·        осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению

проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

·        создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

·        осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

·        организация занятий обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

·        курирование преподавания курсов по выбору.

Школьный методист:

·        планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной  образовательной программой общеобразовательного учреждения;

·        осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению  (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;

·        организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

·        организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся.

Руководитель МО классных руководителей:

·        осуществляет методическое сопровождение профориентационной работы;

·        организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

·        ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся классов (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в ИкПР (индивидуальной карте профессионального развития) класса);

·        организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

·        организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

·        организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Классный руководитель:

·        составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

·        проводит индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

·        ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

·        помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

·        сопровождает  обучающихся дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

·        оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

·        проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.

Учителя-предметники:

·        способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

·        обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

·        способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

·        проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

·        адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

·        регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

·        изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

·        обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

·        регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (тефтяная, газовая, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

·        способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

·        оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

·        осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

·        оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог-психолог:

·        изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

·        осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

·        проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

·        проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

·        осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

·        способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

·        приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

·        оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

·        создает базу данных по профдиагностике.

9. Критерии и показатели


Критерии


Показатели


Когнитивный


1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.


2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.


3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.


4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.


Мотивационно- ценностный

Деятельностно-практический


1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора 4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

желаемой профессиональной деятельности.

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.





10. Мониторинг

1.     Мониторинг профпригодности (карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной).

2.     Профессиональный тип личности (автор Холланд).

3.     Методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова, и методика определения сферы труда.

 

11. Предполагаемые результаты проекта

1.     Программа профориентационной работы для учащихся 5-9 классов.

2.     Личные профессиональные планы учащихся.