Файл: Самостоятельная работа к теме 1 Организация различных форматов профориентационной работы в Школе Минпросвещения России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа к теме 3.4.1 «Организация различных форматов профориентационной работы в «Школе Минпросвещения России». Формирование готовности человека к профессиональному самоопределению – процесс длительный и непрерывный, поэтому нужны продолжительные программы работы. Конечная цель школьной профориентации – не разовая помощь в профессиональнообразовательном выборе 9- или 11-классника, а подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению. И это самоопределение ему придётся совершать не раз и не два, а постоянно на протяжении всей жизни, причём в условиях высокой степени неопределённости. Вряд ли тут помогут рефераты и классные часы «о профессиях», диагностические тестирования, дни открытых дверей, и тому подобные разовые мероприятия. Скорее всего, требуется нечто иное: собственный практический опыт профессионального самоопределения, осмысленный сначала при помощи педагогов, а потом и самостоятельно. Профориентационная работа должна иметь СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР. Комплексная программа профориентации должна быть введена систему единого образовательного пространства и направлена на формирование у всех обучающихся особых умений и компетенций, необходимых для социально-профессионального самоопределения. Мы считаем, что одной из первостепенных задач, которую нужно решить при организации профориентационной работы, является поиск механизмов межинстуционального взаимодействия всех организаций и предприятий, вовлеченных в профориентационную работу с детьми и молодежью и заинтересованных в конечном результате. Можно выделить три траектории направления деятельности: во-первых, это сетевое сотрудничество образовательных организаций различных уровней и типов по реализации совместных профориентационных программ, связанных с прохождением школьниками цикла профессиональных проб (или более продвинутых программ полипрофессионального обучения) на базе партнёрских колледжей и ВУЗов. Во-вторых, межведомственное взаимодействие организаций, решающих одни и те же профориентационные задачи, с одним и тем же контингентом — это Комитет по образованию, Комитет по молодёжной политике администрации муниципального образования «Город Майкоп». Мы понимаем, что необходимо предусмотреть поэтапное введение в образовательный процесс трёх содержательных модулей. Первый модуль – система организации проектной деятельности для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Мир будущего». Ведь систематическое вовлечение школьников в проектную деятельность позволяет решить как минимум три профориентационно значимые задачи: во-первых – включение школьников в практико-ориентированную, поисковую и преобразовательную деятельность, по своему формату близкую к профессиональной. Не будем забывать, что в современном мире труда и профессий всё большее значение имеет именно проектный формат; согласно многим прогнозам, в обозримой перспективе он может стать доминирующим; во-вторых – в проектной деятельности осуществляется формирование комплекса компетенций, значимых для профессионального самоопределения (самостоятельное целеполагание и планирование деятельности, оценка и выбор вариантов, прогнозирование развития событий и т.д.); в-третьих – особое значение имеет содержательная направленность проектной деятельности, обозначенная в Концепции как «Мир будущего». Это предполагает преодоление привычной «реагирующей» стратегии нынешней школьной профориентации, которая знакомит учащихся – будущих работников – с профессиями сегодняшнего, а то и вчерашнего дня, не учитывая высокой динамики изменений. Содержательное пространство предлагаемой системы проектов – моё персональное будущее (в том числе профессиональное); будущее моего района, города, страны; будущее мира профессий; будущее всего человечества. В зависимости от возрастной группы школьники включаются в разные виды деятельности: фантазирование, проектирование, прогнозирование. Модели сопровождения профессионального самоопределения. В современной ситуации центральную роль приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников. В связи с этим важной задачей выступает разработка и апробация различных (вариативных) моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в том числе модели: • продолжительной и комплексной тьюторской поддержки самоопределения школьников; • психолого-педагогического сопровождения школьников (группового и персонального) в ходе их участия в локальных профориентационных практиках (профессиональных пробах, стажировках на предприятиях, профессиональных конкурсах и др.); • наставничества для школьников, определившихся с выбором профессиональной сферы (в том числе в рамках реализации блока «Наставничество» федерального профориентационного проекта «Билет в будущее»); • профессионального консультирования как единовременной либо распределённой услуги; • цифровой навигации по существующим профориентационно значимым информационным ресурсам и практикам и др. В перечень документов для реализации программы по профориентации должны входить следующие: "Нормативные документы, обеспечивающие функционирование системы профориентационной работы в общеобразовательной организации" (выдержки из каждого документа, касающиеся вопросов профориентации) Федеральные нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации;
Локальные нормативно-правовые акты. Программа учреждения по организации профориентационной работы с обучающимися; Договоры о совместной деятельности с социальными партнерами; Положение о кабинете профориентации; Должностные обязанности специалиста, ответственного за профориентационную работу в школе. ПАПКА "Учетно-отчетная документация"
- Отчет о профориентационной работе за предыдущий учебный год. - Журнал учета профориентационной деятельности (приложение). - Циклограмма (график работы). ПАПКА "Информационно-справочный материал" Информационный материал: 1) Сведения о профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Республики Башкортостан 2) Профессиографические описания профессий, справочная, научно-популярная, и другая литература о профессиях (специальностях). 3) Рекомендации и методические материалы в помощь учителям, руководителям кружков, методических объединений учителей, классным руководителям, школьным психологам и др. 4) Примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей (значение правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к качествам работника, пути получения профессии и др.). 5) Методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленности. 6) Сценарии и разработки профориентационных мероприятий. 7) Материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей учащихся, их психофизиологических качеств, ценностных ориентаций (анкеты, опросники). 8) Материал для стендов Управление проектом Управление проектом будет осуществляться группой проект-менеджмент. Непосредственное управление осуществляют заместители директора по УВР. Методическое сопровождение осуществляется методистом ОУ и руководителями МО классных руководителей. Диагностирование и сбор информации с целью получения обратной связи по реализации проекта проводится педагогами-психологами и социальным педагогом. Определение и вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи определяет директор и заместители директора по УВР. В обязанности группы проект-менеджмента входит: 1. Отслеживание процесса реализации проекта. 2. Мониторинг результатов. 3. Корректировка плана реализации проекта. 4. Анализ и подведение итогов. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в функции которого входят: · выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности; · поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; · планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждения; · осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; · создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики; · осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся; · организация занятий обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения; · курирование преподавания курсов по выбору. Школьный методист: · планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждения; · осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории; · организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; · организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся. Руководитель МО классных руководителей: · осуществляет методическое сопровождение профориентационной работы; · организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; · ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся классов (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в ИкПР (индивидуальной карте профессионального развития) класса); · организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; · организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; · организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений. Классный руководитель: · составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; · проводит индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; · ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика); · помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио; · сопровождает обучающихся дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; · оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; · проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению. Учителя-предметники: · способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: · обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; · способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; · проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; · адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся. Библиотекарь: · регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; · изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; · обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); · регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (тефтяная, газовая, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д) Социальный педагог: · способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; · оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; · осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; · оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. Педагог-психолог: · изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся · осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; · проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся; · проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; · осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; · способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; · приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; · оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; · создает базу данных по профдиагностике. 9. Критерии и показатели
10. Мониторинг 1. Мониторинг профпригодности (карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной). 2. Профессиональный тип личности (автор Холланд). 3. Методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова, и методика определения сферы труда. 11. Предполагаемые результаты проекта 1. Программа профориентационной работы для учащихся 5-9 классов. 2. Личные профессиональные планы учащихся. |