Файл: Наша РодинаРоссия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 2

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»


План-конспект урока

по обществознанию

в 5 «а» классе на тему «Наша Родина-Россия»

Разработал: Аргановская Е.Е.

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Обществознание:
теория и методика преподавания
в образовательной организации»


Проверил: Санцова Л.В.

Санкт-Петербург, 2017
Тема урока «Наша Родина - Россия»

Дата проведения 23.03.2017

Тип урока урок открытия нового знания

Технология урока проблемное обучение

Цель урока Развивающая: сформировать первоначальные представления о единстве и особенностях России;

Обучающая: создать условия для формирования понятий: Род, Родина, Отечество.

Воспитательная: формировать чувство патриотизма, любви к малой Родине (на примере родного края), гордости за славное прошлое своей страны; способствовать формированию у учащихся гражданственности, уважительного отношения к традициям и символам Отечества.

Задачи. Формировать у обучающихся представление о России как о великой стране.

Способствовать осознанию детьми того, что все мы разные, но живем вместе и любим свою Родину.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные:

- готовность к равноправному сотрудничеству, уважение личности и ее достоинства;

- доброжелательное отношение к окружающим готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные:

- выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- осознают качество и уровень усвоения;

- осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат;

- составляют план и последовательность действий;

- ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий;

- регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи;

- самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.


Познавательные:

- анализируют условия и требования задачи;

- выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи;

- выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

- выделяют и формулируют проблему;

- самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- умеют слушать и слышать друг друга;

- с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

- интересуются чужим мнением и высказывают свое;

- вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем;

- учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

- устанавливают рабочие отношения;

- учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Основные термины, понятия.

Родина, Россия, Российская Федерация; Субъекты Федерации; патриот; многонациональный народ.

Оборудование.

УМК: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / ( Л. Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.) М.: Просвещение, 2013.
Компьютер, проектор, экран, презентация, иллюстративный материал,  видеоролик песни (видеоклип «С чего начинается Родина?» слова М. Матусовского, музыка В. Баснера), словарь Ожегова.

План урока.


Этап урока


Время

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2 мин

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

2 мин

III. Формулирование темы урока

2 мин


IV. Определяем основной вопрос урока

3 мин

V .Открытие новых знаний.

20 мин

VI. Первичное осмысление и закрепление изученного

5 мин

VII. Итоги урока. Рефлексия

1 мин

VIII.Домашняя работа.

5 мин.

Итого:

40 мин.(реализ-ся АООП для детей с ЗПР)




Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(2 мин.).

Цель:

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Приветствие учащихся.

Проверка готовности рабочего места учащегося. Восточная притча. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

- Ребята, как вы думаете, что ответил мастер ученику? Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.

Я думаю, что результат нашей сегодняшней работы тоже в ваших руках.

Приветствие учителя.

Проверяют готовность своего рабочего места.

Высказывают свои предложения.






Готовность к равноправному сотрудничеству, уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(2 мин.).

Цель:

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий; организация фиксирования каждым учащимся индивидуального затруднения в пробном действии.

На экране высвечивается карта России. 

-Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России?

- Что можно увидеть на этой карте?

- По-вашему мнению, с чего начинается Родина?

Учитель вместе с детьми слушают и смотрят видеоклип «С чего начинается Родина?»

слова М. Матусовского, музыка В. Баснера

С чего начинается Родина?.. (эвристическая беседа)

- А что для вас значит Родина? Что вы считаете своей Родиной? За что вы её любите? Это слово с детства знает каждый.

- Как называется то место, где вы родились и выросли?



Мы живём в России, Россия – наша Родина

Варианты ответов

Это слово с детства знает каждый.

Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.

Слайд 2.


Слайд 3.






Оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). Извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).

III. Формулирование темы урока (2 мин.).

Цель:

сформулировать тему урока, сообщить цель и задачи урока

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. 



Наша Родина - Россия

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.




Оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).

IV. Определяем основной вопрос урока (3мин.).

Цели:

– организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемы диалог;

– организовать постановку цели урока.


– А что вы знаете о нашей Родине? Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы и заполнить колонки таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

– Если вы знаете ответ на этот вопрос, пишете в колонке «Знаю» ответ кратко. Если не знаете ответа, ставите минус.

– В колонке «Хочу узнать» не надо полностью переписывать вопрос, нужно кратко записать.

1. Как называлась наша страна в прошлом?

2. Как она называется сейчас?

3. Что означает слово « федерация»?

4. Что такое патриот?

5. Что такое субъекты Федерации?

- Что у вас вызвало затруднение?

- Где найти ответы на вопросы?

– Что нам поможет найти ответы на вопросы?

- Какова цель нашего урока?

Знаю

Хочу узнать

Узнал



















Индивидуальная работа на листах с таблицей.

Пробуют ответить на вопросы и заполнить колонки таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

В учебнике

Наши знания.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.





Работать по плану (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).


V Открытие новых знаний. ( 18 мин)

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы через групповую работу.

ФИЗМИНУТКА

2 мин.

Задание 1-й группе: Подберите однокоренные слова к слову «Родина»

Родина – страна, в которой родился.

Задание 2-й группе: Подберите однокоренные слова к слову « Отечества».

Отечество – страна, где жили отцы и деды, предки.

Задание 3-й группе: Найдите в словаре С.И. Ожегова толкование слов « Отечество» и

«Родина»

2. Творческое задание: игра – эстафета « Собери пословицу» ( кто быстрее).

Родной край Сердцу рай

Человек без Родины, Что соловей без песни

Родина – мать, Чужбина – мачеха

Одна у человека мать, Одна у него и Родина

Народы нашей страны Дружбой сильны.

Народное братство Дороже всякого богатства.

3. Работа с картой:

- Как называется наша страна?

- Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины.

- В каком субъекте РФ мы живем? Найдите его на карте.

4.Работа с терминами:

Задание 1-й группе: Что такое государственный язык?

Задание 2-й группе: Какими правами обладает каждый «субъект РФ»?

Задание 3-й группе: Что такое патриот? Что значит быть патриотом?
В нашей стране горы высокие, Реки глубокие, степи широкие, леса большие, а мы ребята, вот такие!

Родина – род, родители, родня, родословная.

Отечество – отчий, отец, отчество, отеческий, Отчизна

Отечество – страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого - ни будь.

Россия, РФ.

Москва
Санкт-Петербург
с.92 конституция Гл.1 ст.1п.2

с.92 конституция Гл.1 ст.5 п.1,2

с.93
Выполняют упражнения, потягиваются, наклоны, разведение и вращение рук.

Учебник.

Словарь Ожегова.

На карточках разрезанные пословицы.

С.95 учебник


Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Дать определения;

-Родина;

- Отечество;

- федерация;

- субъекты федерации.

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; работать в группе; слушать и понимать речь других; выражать свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД).

Работать по плану (регулятивные УУД).

Извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).


VI Первичное осмысление и закрепление изученного

Цель:

усвоение учащимися нового материала

Прочтение и комментирование пословиц.

- Где жить, тем и слыть;

- В каком народе живешь, того и обычая держись;

- За морем теплее, а у нас светлее;

- Своя печаль чужой радости дороже;

- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило;

- На родной стороне и камешек знаком;

- Своя земля и в гордости мила;

- Без корня и полынь не растет;

- Всяк кулик свое болото хвалит;

- На чужой стороне и весна не красна.

Выполняют задания

На экране





С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции;

умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; устанавливают причинно-следственные связи

VII. Итоги урока. Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какова была цель урока?

- Достигли её?
ЗХУ заполнить
Сегодня на уроке я узнал…

В следующий раз мне бы хотелось узнать…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

 

В

Заполняют

говорят

Слайд 19

Слайд 20





Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

VIII. Домашняя работа

Цель:

– организовать выбор вопроса для индивидуального исследования.

§11 читать,

-написать письмо далёкому другу о своей Родине; или

-по выбору подготовить стихотворение о Родине

Записи в дневник

Слайд 21
Слайд 22





Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).


Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Сегодня на уроке я узнал…

В следующий раз мне бы хотелось узнать…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Формы контроля и оценки результатов урока.

Знаю

Хочу узнать

Узнал
















Информация о домашнем задании.

§11 читать, написать письмо далёкому другу о своей Родине; или по выбору подготовить стихотворение о Родине.

Список использованной литературы.

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2013.

  2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013.

  3. Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.

  4. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.


Интернет-источники:

https://yandex.ru/images/-картинки для презентации
https://ru.wikipedia.org/wiki/-объяснение терминов
http://allforchildren.ru/poetry/ml039.php- стихотворение А. Прокофьева «Родимая страна»
http://flaminguru.ru/u20.html- рассказ
К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

Самоанализ урока

  1. Внешние связи урока.

Данный урок проводился в 5 «а» классе. В классе 9 учеников. На момент проведения урока присутствовало 8 человек. Класс обучается по АООП для детей с задержкой психического развития. Дети по уровню развития разные, коллектив многонациональный, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика.

Тема урока «Наша Родина - Россия» Это первый урок раздела «Родина», состоящего из 9 часов. Межпредметные связи: с литературой (поэзия о Родине), с географией (карта РФ).

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Исходя из темы урока, обучающий аспект триединой цели урока можно сформулировать следующим образом:

  • познакомить учащихся с понятиями «Родина», «Субъекты Федерации», «Патриот»;

  • разобрать (выяснить), какие существуют субъекты Федерации и какими правами они обладают.

  • получить представление о многонациональном народе России.

  • получить представление, какими качествами обладают патриоты Отечества.


Образовательный аспект позволяет поставить такие развивающие цели:

  • помочь учащимся осознать социальную и личную значимость учебного материала;

  • развивать способность анализировать информацию, вырабатывать разнообразные аргументы и принимать независимые решения, формировать собственное мнение.

Воспитательный аспект триединой цели урока сформулирован следующим образом:

  • способствовать обогащению внутреннего мира учащихся, их жизненного опыта;

  • способствовать формированию гражданской позиции и патриотических чувств;

  • способствовать развитию сотрудничества, доброжелательности, ответственности каждого за себя и за коллектив, толерантности.


3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.

Структурно занятие можно описать как систему взаимосвязанных учебно-воспитательных моментов. Все они, так или иначе, оказали воздействие на реализацию целей.

1 этапМотивация (самоопределение) к учебной деятельности (организационный), имеющий своей целью воспитание учебного труда, организацию внимания для быстрого включения учащихся в деловой ритм.(Этот этап прошел быстро и организованно, т.к. класс дисциплинированный и быстро настраивается на урок).

2 - 3 этап - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, Формулирование темы урока - этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала имел цель организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материла.

Для формулирования темы урока была использована технология: проблемного обучения,  учащиеся верно назвали тему урока. Данный прием развивает логику, интеллект, внимание, подталкивает учащихся занять собственную аргументированную позицию по данному вопросу, которую им нужно будет высказать в конце занятия.

4 - 5 этап - Открытие новых знаний - этап усвоения новых знаний ставил задачу обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Во время объяснения нового материала использовался теоретико - проблемный подход. С его помощью удалось выделить главное в содержании урока. Введение новых понятий реализовано через использование частично - поисковых методов, которые  способствовали актуализации жизненного опыта учащихся с опорой на видеоряд, что показало умение учащихся формулировать гипотезы по заданному вопросу, обосновывать высказанное суждение.  Использовалась работа в группе, которая позволяет рассматривать различные точки зрения на определенную ситуацию и прислушиваться к мнениям других людей, решающих одну проблему. Применение данного метода