Файл: Особенности конституционного права Китайской Народной Республики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ГЛАВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Факультет юриспруденции и социальных технологий

Кафедра административного права

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

на тему: «Особенности конституционного права Китайской Народной Республики»

Выполнил

студент 2 курса

группы Юр-21-2

Топорец Вадим Вадимович

Фамилия, имя, отчество

Проверил(ла)

____________________

Фамилия, имя, отчество

Донецк – 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КНР 5

ВЫВоДЫ ПО ГЛАВЕ 1 8

ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ 9

2.1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КНР 9

2.2 МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ 13

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 15

гЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА КНР 16

3.1 ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ 16

3.2 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В КНР 17

выводы по главе 3 20

ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В КНР 21

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ

Главный источник современного государственного права Китая - Конституция КНР 1982 г., состоящая из введения и четырех глав, в которых объединены 138 статей. Подготовка этой Конституции продолжалась около двух лет, ее проект прошел более чем полугодовое всенародное обсуждение. По сравнению с предшествующими двумя конституциями Конституция 1982 года содержит целый ряд нововведений, в ча­стности в ней восстановлен учрежденный еще Конституцией 1954 г. пост Председателя КНР, предусмотрено создание Цент­рального военного совета, восстановлено волостное звено орга­нов власти, в составе правительств различных уровней преду­смотрена система ревизионных органов, устранены наиболее одиозные формулировки обязанностей граждан КНР.

Данная Конституция уже трижды подвергалась измене­ниям (последний раз в 1999 г.), которые отражают трансфор­мацию подхода КПК ко многим общественным явлениям. В ре­зультате внесенных изменений на конституционном уровне появились такие новаторские (и ревизионистские с точки зре­ния ортодоксального марксизма) понятия, как социалистиче­ское правовое государство, социалистическая рыночная эко­номика и др. Вместе с тем некоторые формулировки были «очи­щены» от тенденциозной социалистической терминологии (например, в ст. 28 Конституции в 1999 г. термин «контррево­люционная деятельность» был заменен на «преступная деятель­ность») или изложены более неопределенно (так, вместо фра­зы «Китай находится на начальной стадии социализма» во вве­дении появилась формулировка: «Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социа­лизма»). Следует отметить, что хотя в целом эти новеллы не изменяют общую оценку Конституции Китая как социалистической, однако вносят весьма серьезные нюансы. Кроме того, если общее направление изменений, хотя бы в таком медлен­ном темпе, сохранится, то в результате может сложиться текст Конституции, который в целом будет мало чем, за исключе­нием слова «социалистический», отличаться от конституций большинства стран мира.


Целью реферата является изучение основных положений действующей Конституции Китайской Народной Республики.

На основе поставленной цели, определены следующие задачи: дать характеристику социальной структуре Китая, проанализировать сущность экономических и политических реформ в обществе; охарактеризовать Всекитайское собрание народных представителей: его роль, структуру, порядок избрания, полномочия и организацию работы; проанализировать порядок формирования, полномочия и ответственность Государственного совета; дать характеристику конституционных основ организации суда и прокуратуры.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КНР

Конституционное право Китая характеризуется значительными особенностями. Во-первых, на его содержание и пути развития до сих пор большое влияние оказывает традиция1. «Китайский законодатель исходит из концепции создания современной законодательной базы только в случаях дальнейшей неспособности традиционализма регулировать ту или иную область общественных отношений» – отмечает Э.З. Имамов2.

Период культурной революции и правового нигилизма также не способствовал развитию конституционного права. До конца семидесятых годов оно носило фрагментарный характер: акты, детализировавшие Конституцию, были немногочисленными и не составляли целостную систему. Некоторые особо важные институты вообще не имели правового оформления, например, институт гражданства. Но в последние годы в связи с проводимой экономической реформой3 законодательная деятельность существенно оживилась.

Реализация концепции «социалистически модернизируемого общества» также стимулировала законотворческую деятельность. После многих лет трудностей, наконец, наступил новый поворот для китайского законодательства. Так, постепенно стала совершенствоваться система разделения законодательных полномочий. Закон об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств 1979 года положил начало реформе законодательной системы Китая.

Все это привело к созданию относительно целостной системы нормативных актов, которая отодвинула традиционалистское регулирование на второй план.

Во–вторых, поскольку конституционное право КНР является отраслью социалистического права, оно проникнуто соответствующими идеями. В конституционном праве нашли отражение все основные концепции и постулаты социалистического «конституционализма», руководящая роль коммунистической партии, социалистическое народовластие, социалистическая законность, – классовая борьба и др. Цели и задачи конституционно-правового регулирования

определяются перспективами строительства социализма, сформулированными в Конституции 1982 г.: «В дальнейшем коренная задача государства – общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем, чтобы... превратить нашу страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое государство»4.

В–третьих, в условиях тоталитарного социализма, несмотря на его модернизацию, многие принципиальные общественные отношения регулируются актами правящей Коммунистической партии Китая(КПК). В настоящее время в КНР нет четкой границы между правовым актом и политической директивой. Положения неправового содержания встречаются и в законах; например, в Законе КНР об организации народной прокуратуры говорится, что прокуроры должны «проводить в жизнь линию масс, прислушиваться к мнениям масс, находиться под контролем масс» (ст. 7)5. Установки Компартии определяют некоторые принципы права, в том числе конституционного, которые в партийных директивах формулируются следующим образом: коллективизм вместо «западного» индивидуализма, дисциплина взамен вседозволенности, гармония вместо плюрализма.

В-четвертых, конституционное право КНР отчетливо отражает современное противоречие между экономической и политический системамикитайского общества: с одной стороны, сравнительно либеральная экономика с элементами рыночного хозяйства при государственном планировании, с другой – тоталитарная политическая система с обязательной государственной идеологией и руководящей ролью одной партии. Я полагаю, что едва ли будет возможным бесконечно основывать развитие общества на двух совершенно противоположных основах.

Для социалистического права характерна насыщенность нормативных актов нормами-принципами, нормами-пожеланиями, которые создают идеалистическую картину гармоничного общества. Все это присуще и конституционному праву КНР. Такого рода нормы встречаются на конституционном уровне, например, в ст. 27 Конституции записано: «Все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, постоянно поддерживать тесные связи с народом, прислушиваться к мнениям и предложениям масс, находиться под их контролем, отдавать все силы служению народу»
6. Еще чаще нормы такого рода встречаются в текущем законодательстве и подзаконных актах. По моему, сущность подобных норм не рассчитана на правовой и логический анализ, они должны приниматься на веру.

Следующей особенностью конституционного права Китая является наличие актов, носящих экспериментальный характер, издаваемых "в опытном порядке". Причем такие акты издаются почти на всех уровнях органов власти. Я полагаю, что практика издания временных актов объясняется сложностями выработки наиболее успешного варианта правового регулирования общественных отношений в стране, где проживает более миллиарда человек и где существуют острые социальные проблемы.

Современное конституционное право КНР отражает национальную специфику и историческую уникальность государственности Китая, особенности китайского варианта модернизации тоталитарно-бюрократического общества.

Выводы по главе 1

Конституционным правом КНР закрепляется небольшая номенклатура основополагающих прав и свобод, причем делается акцент на социально-экономические права. Но провозглашенное право на труд в общем-то не гарантируется правительством, и в государстве есть место для безработицы. С большим ограничением функционирует право на образование. В полной мере не устранена неграмотность, хоть и прогресс в данной области, несомненно, имеется. Нет единого права на соц. обеспечение в старости в общегосударственном масштабе. В соответствии с Конституцией население Китайской Народной Республики в старости, в случае болезни либо потери трудоспособности обладает правом на получение от правительства и общества матпомощи. Декларируется право на отдых, которое на самом деле существенно ограничивается.

ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2.1 Органы государственной власти КНР

Конституция КНР 1982 года определяет форму правления в стране как социалистическую республику. Статья 1 данной Конституции гласит: «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.

Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй»
7.

В КНР не принята концепция разделения властей на законодательную и исполнительную. Статья 3 Конституции КНР говорит о том, что «государственные органы Китайской Народной Республики осуществляют принцип демократического централизма…. Разграничение полномочий центральных и местных государственных органов проводится по принципу всемерного развития инициативы и активности на местах при едином руководстве центра». Здесь применяется такой подход: считается, что органами государственной власти являются только представительные органы типа советов, которым принадлежит вся полнота государственной власти (организационно-правовая концепция единства государственной власти). Различаются органы государственной власти (высшие и местные), органы государственного управления (высший орган общей компетенции – Правительство, местные – исполнительные комитеты собраний народных представителей), органы суда и прокуратуры.

Органы контроля в особую систему не выделяются: главный ревизор государства является членом Правительства.

К числу высших органов государственной власти относятся: Всекитайское Собрание народных представителей – верховный орган государственной власти, его Постоянный комитет и Председательство Республики (Председатель Республики и его заместитель).

Всекитайское Собрание народных представителей избирается на пять лет собраниями народных представителей провинций, автономных районов (наиболее крупных автономных единиц), городов центрального подчинения, а также представителями армии. В его составе должно быть не более 3 тыс. депутатов.

ВСНП – орган однопалатный. У него нет постоянного председателя и постоянного руководящего органа. Заседаниями руководит президиум сессии, который избирается на каждой сессии. Члены президиума председательствуют на заседаниях обычно поочередно.

Сессии ВСНП созываются раз в год. Из-за большого количества депутатов в период между сессиями функции ВСНП выполняет избираемый из числа его делегатов Постоянный комитет (около 150 человек). В сессиях принимают участие, помимо депутатов, лица, входящие в состав Государственного Совета, Центрального военного совета, Председатель Верховного народного суда и Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии на заседаниях могут присутствовать ответственные работники других заинтересованных коллективов и ведомств.

ВСНП создает специальные комиссии: комиссию по делам национальностей, финансово-экономическую комиссию, комиссию по делам образования, науки, культуры и здравоохранения, комиссию по иностранным делам, комиссию по делам китайцев, проживающих за границей и некоторые другие