Файл: Особенности конституционного права Китайской Народной Республики.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенностью избирательной системы КНР являются выборы от служащих в армии. Правом быть избранными в данном случае обладают достигшие восемнадцатилетнего возраста военнослужащие, штатные и внештатные рабочие и служащие и члены семей военнослужащих. Депутаты от армии в местные собрания народных представителей избираются, как правило, на основе двухстепенных выборов, а в ВСНП проводятся трехстепенные выборы.
Избирательные округа – многомандатные. Они могут быть образованы по месту жительства, а также в производственных единицах, учреждениях, по месту работы.
Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлено партиям (раздельно или совместно) и избирателям (более 10 человек). Число кандидатов в депутаты должно превышать число подлежащих избранию депутатов при прямых выборах от 1/3 до 1 /2 состава соответствующих органов, а при многостепенных – от 1/5 до 1/2.
Выборы считаются действительными, если число поданных бюллетеней не превышает общего числа голосовавших. Если число поданных бюллетеней меньше числа голосовавших, выборы также действительны. Бюллетени, в которых указано больше установленного числа избираемых лиц, считаются недействительными. Кроме того, для признания прямых выборов действительными необходимо, чтобы в них приняло участие более половины всех избирателей. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. При многостепенных выборах мандат получает депутат, собравший более половины голосов от общего числа голосовавших депутатов нижестоящих собраний народных представителей.
Выводы по главе 3
Фактическая одно партийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции - в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области.
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В КНР
В Китае принята социалистическая концепция прав человека, которая отвергает понятие естественных прав и связывает правовой статус личности с природой общества и государства.
Наиболее широкими правами в Китае, как и в других странах, обладают его граждане. Гражданами Китая признаются лица, хотя бы один из родителей которых является китайским гражданином и которые родились на территории Китая или другой страны, но не приобрели гражданства последней. Двойное гражданство в Китае не признается, но законные права и интересы иностранцев охраняются.
На первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются социально-экономические права, которые считаются наиболее важными для трудящегося человека. В Конституции говорится о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение, образование, праве собственности и ее наследования. В числе политических прав Конституция называет: избирательные права, свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций, право обращаться с критикой или предложениями в адрес любого государственного органа или государственного служащего.
В Конституции перечислены личные права и свободы: свобода и неприкосновенность личности, свобода совести, тайна переписки, неприкосновенность жилища и другие. Особо регулируются права, связанные с браком и семьей, причем в Конституции говорится, что меры по ограничению деторождения – это обязанность не только государства, но и супругов. Установлено, что в городской семье может быть не более одного ребенка, в сельской – не более двух.
Конституция Китая закрепляет права и свободы, присущие конституциям большинства стран мира, однако регулирование правового статуса личности имеет в Китае ряд принципиальных особенностей. Права и свободы предоставляются гражданам в соответствии с целями социализма. Их осуществление напрямую связано с регулирующей ролью государства при использовании гражданами своих прав и свобод. Конституция различает права граждан и права трудящихся. Право на труд, например, принадлежит всем гражданам, а право на отдых, образование, пенсионное обеспечение – только трудящимся. Конституция предусматривает материальные гарантии социально-экономических прав, тогда как в сфере политических прав они практически не упоминаются, юридические же сформулированы в общем виде, а в ряде случаев вообще не названы. Значительное внимание в Конституции уделяется охране прав и интересов китайцев, проживающих за границей, и членов их семей. Конституция КНР, кроме того, содержит довольно подробный перечень конституционных обязанностей граждан.
Выводы по главе 4
В Конституции КНР 1982 года выделяются следующие принципы конституционно-правового статуса личности:
1) принцип равенства всех перед законом;
2) принцип уважения достоинства личности;
3) принцип уважения и защиты прав человека;
4) принцип запрета злоупотребления правами и свободами. Все они взаимодействуют друг с другом.
По Конституции КНР все граждане Китая равны перед законом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного мною исследования целесообразно привести следующие итоговые положения:
1. Рассмотрена общая характеристика конституционного права КНР, выявлен ряд важнейших особенностей, делающих эту страну уникальной по своей правовой природе и в то же время соответствующих идеям социализма;
2. Изучена государственная структура Китая, определены порядок формирования и избрания основных высших государственных органов и местных органов страны;
3. Проанализирована форма государственного устройства КНР, дана характеристика административного деления страны, в том числе основные понятия, рассмотрен статус автономий, обладающих большей самостоятельностью;
4. Изучены особенности политического режима, отмечено особое место правящей Коммунистической партии Китая, порядок проведения выборов в стране;
5. Дан анализ основам правового статуса личности в КНР.
Во-первых, Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка.
Во-вторых, главным препятствием для реализации амбиций Китая является двойственное восприятие этой страны Западом. С точки зрения экономики Китай воспринимается мировым рыночно-демократическим сообществом как рыночный, с точки зрения политики – как недемократический, живущий при сохранении монополии Компартии Китая (КПК) на политическую власть.
В процессе эволюции этатизация китайского общества сформировала социально-экономическую систему, предоставившую некоторую социальную защиту гражданам, но взамен образовался дефицит гражданской свободы. Для реализации предоставленных гражданам Китая конституцией прав не сложилось реально функционирующей системы. Личность подавлялась государством. Именно поэтому реформы в экономической и политической жизни общества, направленные на разгосударствление социальной жизни, предоставили гражданам Китая возможность реализации ими своих прав и свобод. Но Китай пока находится в начале этого сложного пути. И проблемы на пути становления демократического государства в КНР неизбежны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература:
-
Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2005. Гл. 20. -
Бергер Я. Права человека в Китае: всеобщность и специфика // Проблемы Дальнего Востока. – 1993. – №3. -
Государственный строй Китайской Народной Республики. / Под ред. Л.М. Гудошникова. М., 1988. -
Егоров К.Е. Об опыте регулирования положения китайских эмигрантов и реиммигрантов в Китае // Гос. и право. – 1993. – №12. -
Имамов Э.З. К характеристике правосознания и права Китайской Народной Республики // Советское Гос. и право. – 1988. – №4 -
Китайская Народная Республика. Законодательные акты. – М.: Прогресс, 1989. -
Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. – М.: Прогресс, 1984. -
Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. // Конституция и основные законодательные акты КНР. – М., 1984. -
Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2005. Гл. 21. -
Куманин Е.В. Юридическая практика и правовая система Китайской Народной Республики. / Отв. ред. Б.А. Страшун: АН СССР. ИГП. – М.: Наука, 1990. -
Михеев В.В. Китай: угрозы, риски, визави развитию // Мировая экономика и международные отношения. 2005. – №5 -
Права человека в Китае. – Пекин: Пресс-канцелярия Госсовета КНР, 1991. -
Сидихменов В.Я. Китай: общество и традиции. М., 1990. -
Шуцинь Ли. К вопросу об особенностях автономии национальных районов в нашей стране. – Пекин, 1995. -
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. -
Экономическая реформа в КНР 1979-1984 // Документы. Часть 1. – М., 1988.
Интернет – источники:
-
http://www.econsafety.ru/academ/kaf/gpd/AUK/tex18.html -
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1805 -
http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/218758.html -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Китайская_Народная_Республика -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_КНР
1 Сидихменов В.Я. Китай: общество и традиции. М., 1990
2 Имамов Э.З. К характеристике правосознания и права Китайской Народной Республики // Советское Гос. и право. – 1988. – №4
3 Экономическая реформа в КНР 1979-1984 // Документы. Часть 1. – М., 1988
4 Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1984
5 Китайская Народная Республика: Законодательные акты. М., 1989
6 Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1984
7 Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1984
8 Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. М., 1998
9 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2005. Гл.20
10 Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1984
11 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2005. Гл.20
12 Куманин Е.В. Юридическая практика и правовая система Китайской Народной Республики. / Отв. ред. Б.А. Страшун: АН СССР. ИГП. – М.: Наука, 1990.
13 Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. // Конституция и основные законодательные акты КНР. – М., 1984.