Файл: Особенности конституционного права Китайской Народной Республики.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8.
Компетенция ВСНП, в целом, традиционна для представительного органа: законотворчество, избрание высших должностных лиц государства и других высших органов, утверждение планов экономического и социального развития, бюджета страны и отчетов об их выполнении, решение вопросов административно-территориального устройства, вопросов войны и мира. Перечень полномочий ВСНП открытый: в соответствии со ст. 62 Конституции ВСНП «осуществляет другие полномочия, которые надлежит осуществлять высшему органу государственной власти».
Постоянный комитет ВСНП занимает своеобразное положение в системе высших органов государственной власти. С одной стороны, он – орган ВСНП, подчиненный ему и замещающий его почти по всем вопросам полномочий ВСНП между его сессиями. С другой стороны, это высший орган государственной власти, имеющий самостоятельные полномочия, которые он осуществляет независимо от того, заседает или не заседает ВСНП. Наконец, Постоянный комитет ВСНП вместе с Председателем республики выполняет наиболее существенные полномочия главы государства. В его состав входят: председатель, заместитель председателя, начальник секретариата и члены Постоянного комитета ВСНП. Очередные заседания Постоянного комитета проводятся один раз в два месяца. Кворум составляет более половины состава этого органа. Постоянный комитет избирается на пять лет, так же, как и ВСНП, но полномочия ПК ВСНП прекращаются с избранием нового Постоянного комитета.
Полномочия Постоянного комитета ВСНП весьма обширны и перечень их также открытый, т.к. ВСНП может возложить на него «и другие функции»9.
К собственным полномочиям Постоянного комитета ВСНП относятся следующие: давать толкование конституции, принимать законы и вносить в них изменения, давать толкования законов, осуществлять контроль за работой Государственного Совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры; отменять акты органов государственной власти провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, противоречащие конституции, законам и административным актам; принимать решения о всеобщей или частичной мобилизации в стране; принимать решения о ратификации и денонсации международных договоров и некоторые другие полномочия.
Конституцией Китая предусмотрен институт единоличного главы государства – Председателя КНР. Председатель КНР избирается ВСНП на 5 лет и ответственен перед ним. Председателем КНР (и заместителем Председателя) может стать гражданин КНР, обладающий избирательным правом и достигший возраста 45 лет. Традиционно председателем КНР избирается Генеральный секретарь ЦК Коммунистической Партии Китая или один из ее высших лидеров.
Полномочия по опубликованию законов, назначению ряда высших должностных лиц (премьера, его заместителей, членов Государственного совета и др.), награждению государственными орденами и присвоению званий, назначению и отзыву представителей в иностранных государствах, ратификации и денонсации договоров с иностранными государствами, опубликованию указов о помиловании, о мобилизации, о введении чрезвычайного положения и объявлению состояния войны Председатель КНР осуществляет на основании решений ВСНП и Постоянного комитета ВСНП.
Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Конституции как "центральное народное правительство, исполнительный орган государственной власти, высший государственный административный орган". Он состоит из премьера, заместителей премьера, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Этот орган, так же как и Правительства других стран, руководит административной работой общегосударственного масштаба, деятельностью министерств и ведомств и наделен соответствующими полномочиями.
2.2 Местные органы государственной власти управления
Система местных органов государственной власти и управления строится в соответствии с территориальным делением. Правовой статус местных органов власти регулируется ст. 95 – 121 Конституции КНР и Законом от 10 декабря 1982 года «Об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств»10.
Местными органами государственной власти в Китае являются собрания народных представителей административно-территориальных единиц и постоянные комитеты этих собраний. Это не органы самоуправления, а органы государственной власти. Считается, что они выполняют не только местные, но и общегосударственные задачи. Срок полномочий собраний народных представителей уездов, автономных уездов, городов без районного деления, городских районов, волостей, национальных волостей и поселков – три года. Все остальные местные органы власти избираются сроком на пять лет. Сессии местных собраний народных представителей проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные сессии могут быть созваны по предложению не менее 1/5 числа депутатов данного органа.
Собрания народных представителей обеспечивают исполнение на своей территории Конституции, законов, политических установок, указов, постановлений вышестоящих местных органов государственной власти (все собрания народных представителей рассматриваются как составляющие единой иерархической системы)11. Между сессиями многие полномочия собраний народных представителей выполняют избираемые ими постоянные комитеты. Они создаются во всех административно-территориальных единицах, кроме низовых (волости, поселки), где обычно избираются лишь председатель и секретарь собрания народных представителей. Постоянные комитеты – также местные органы государственной власти, но подчиненные собраниям народных представителей.
Исполнительными органами местных народных собраний являются местные народные правительства. В КНР применяется система двойного подчинения этих органов: собранию народных представителей соответствующей ступени и вышестоящему народному правительству. Все народные правительства, таким образом, находятся под единым руководством Государственного совета и в его подчинении. Местные народные правительства проводят в жизнь решения собрания народных представителей соответствующей ступени и его постоянного комитета (если таковой имеется на данной ступени), а также постановления и распоряжения вышестоящих административных органов, обеспечивают проведение в жизнь народнохозяйственных планов и осуществляют руководство работой подведомственных им органов12.
Выводы по главе 2
В Китае не принята концепция разделения властей. Здесь применяется иной подход: считается, что органами государственной власти являются только представительные органы типа советов, которым снизу доверху принадлежит полнота государственной власти (организационно-правовая концепция единства государственной власти). Различаются: органы государственной власти (высшие и местные), органы государственного управления (высший орган общей компетенции — правительство, местные — исполнительные комитеты собраний народных представителей), органы суда и прокуратуры. Органы контроля в особую систему не выделяются: главный ревизор государства является членом правительства.
К числу высших органов государственной власти относятся: Всекитайское собрание народных представителей — верховный орган государственной власти, его Постоянный комитет и Председательство республики (Председатель республики и его заместитель).
Особенностью высших органов государственной власти является и то, что они не имеют самостоятельного значения. Все они являются "приводными ремнями" власти коммунистической партии, существующей фактически и закрепленной в конституции.
ГЛАВА 3. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ
3.1. Партийная система Китая
Китай формально является многопартийной страной. Помимо правящей Компартии Китая, имеются еще 8 политических партий, которые именуются «демократическими партиями», а именно: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия стремления к справедливости, Общество «3 сентября», Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. Все они с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией. Все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая и вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 года 1-й пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», которая сыграла роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР, таким образом родилась Китайская Народная Республика. Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвуют в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их члены избраны депутатами Собраний народных представителей и членами НПКСК разных ступеней. Демократические партии не являются оппозиционными партиями, они «дружественны» по отношению к Компартии. Они придерживаются таких принципов, как «длительное сосуществование и взаимный контроль, полная искренность по отношению друг к другу, готовность делить славу и позор», принимают участие в политическом управлении.
Однако я полагаю, что на деле многопартийность в Китае фиктивна. Это подтверждают следующие обстоятельства:
Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (создана в 1921 г., численность в настоящее время – 58 млн. чел.), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть, а принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры.
3.2 Избирательная система в КНР
Конституция КНР устанавливает: «Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными. Исключение составляют лица, лишенные политических прав по закону» (ст. 34)13. Возрастной ценз при выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей одинаков для активного и пассивного избирательного права и составляет 18 лет, а кандидаты на посты Председателя Республики и его заместителя должны достичь 45 лет.
В списки избирателей не включаются душевнобольные, которые не в состоянии осуществлять свои избирательные права. Удостоверение данного факта и решение вопроса о невключении в списки по причине душевной болезни возложено на избирательную комиссию.
Лица, лишенные политических прав, также не вносятся в списки избирателей.
При выборах в ВСНП Постоянный комитет ВСНП распределяет нормы представительства для каждой провинции, автономного района и городов центрального подчинения с учетом численности населения каждого национального меньшинства, его расселения и других обстоятельств. Особенно малочисленные национальности также направляют, по меньшей мере по одному депутату.
Таким образом, неравный характер избирательного права выражается в сочетании увеличения норм представительства для сельского населения по сравнению с городским и понижения норм представительства для национальных меньшинств (которые также могут относиться к сельскому населению), что придает избирательному праву КНР значительное своеобразие.
Для КНР характерно сочетание прямых и многостепенных выборов. Прямые выборы применяются при избрании собраний народных представителей городов без районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей и поселков. Все остальные представительные органы власти формируются путем многостепенных выборов, причем депутаты нижестоящих собраний народных представителей избирают вышестоящие собрания народных представителей.
Компетенция ВСНП, в целом, традиционна для представительного органа: законотворчество, избрание высших должностных лиц государства и других высших органов, утверждение планов экономического и социального развития, бюджета страны и отчетов об их выполнении, решение вопросов административно-территориального устройства, вопросов войны и мира. Перечень полномочий ВСНП открытый: в соответствии со ст. 62 Конституции ВСНП «осуществляет другие полномочия, которые надлежит осуществлять высшему органу государственной власти».
Постоянный комитет ВСНП занимает своеобразное положение в системе высших органов государственной власти. С одной стороны, он – орган ВСНП, подчиненный ему и замещающий его почти по всем вопросам полномочий ВСНП между его сессиями. С другой стороны, это высший орган государственной власти, имеющий самостоятельные полномочия, которые он осуществляет независимо от того, заседает или не заседает ВСНП. Наконец, Постоянный комитет ВСНП вместе с Председателем республики выполняет наиболее существенные полномочия главы государства. В его состав входят: председатель, заместитель председателя, начальник секретариата и члены Постоянного комитета ВСНП. Очередные заседания Постоянного комитета проводятся один раз в два месяца. Кворум составляет более половины состава этого органа. Постоянный комитет избирается на пять лет, так же, как и ВСНП, но полномочия ПК ВСНП прекращаются с избранием нового Постоянного комитета.
Полномочия Постоянного комитета ВСНП весьма обширны и перечень их также открытый, т.к. ВСНП может возложить на него «и другие функции»9.
К собственным полномочиям Постоянного комитета ВСНП относятся следующие: давать толкование конституции, принимать законы и вносить в них изменения, давать толкования законов, осуществлять контроль за работой Государственного Совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры; отменять акты органов государственной власти провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, противоречащие конституции, законам и административным актам; принимать решения о всеобщей или частичной мобилизации в стране; принимать решения о ратификации и денонсации международных договоров и некоторые другие полномочия.
Конституцией Китая предусмотрен институт единоличного главы государства – Председателя КНР. Председатель КНР избирается ВСНП на 5 лет и ответственен перед ним. Председателем КНР (и заместителем Председателя) может стать гражданин КНР, обладающий избирательным правом и достигший возраста 45 лет. Традиционно председателем КНР избирается Генеральный секретарь ЦК Коммунистической Партии Китая или один из ее высших лидеров.
Полномочия по опубликованию законов, назначению ряда высших должностных лиц (премьера, его заместителей, членов Государственного совета и др.), награждению государственными орденами и присвоению званий, назначению и отзыву представителей в иностранных государствах, ратификации и денонсации договоров с иностранными государствами, опубликованию указов о помиловании, о мобилизации, о введении чрезвычайного положения и объявлению состояния войны Председатель КНР осуществляет на основании решений ВСНП и Постоянного комитета ВСНП.
Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Конституции как "центральное народное правительство, исполнительный орган государственной власти, высший государственный административный орган". Он состоит из премьера, заместителей премьера, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Этот орган, так же как и Правительства других стран, руководит административной работой общегосударственного масштаба, деятельностью министерств и ведомств и наделен соответствующими полномочиями.
2.2 Местные органы государственной власти управления
Система местных органов государственной власти и управления строится в соответствии с территориальным делением. Правовой статус местных органов власти регулируется ст. 95 – 121 Конституции КНР и Законом от 10 декабря 1982 года «Об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств»10.
Местными органами государственной власти в Китае являются собрания народных представителей административно-территориальных единиц и постоянные комитеты этих собраний. Это не органы самоуправления, а органы государственной власти. Считается, что они выполняют не только местные, но и общегосударственные задачи. Срок полномочий собраний народных представителей уездов, автономных уездов, городов без районного деления, городских районов, волостей, национальных волостей и поселков – три года. Все остальные местные органы власти избираются сроком на пять лет. Сессии местных собраний народных представителей проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные сессии могут быть созваны по предложению не менее 1/5 числа депутатов данного органа.
Собрания народных представителей обеспечивают исполнение на своей территории Конституции, законов, политических установок, указов, постановлений вышестоящих местных органов государственной власти (все собрания народных представителей рассматриваются как составляющие единой иерархической системы)11. Между сессиями многие полномочия собраний народных представителей выполняют избираемые ими постоянные комитеты. Они создаются во всех административно-территориальных единицах, кроме низовых (волости, поселки), где обычно избираются лишь председатель и секретарь собрания народных представителей. Постоянные комитеты – также местные органы государственной власти, но подчиненные собраниям народных представителей.
Исполнительными органами местных народных собраний являются местные народные правительства. В КНР применяется система двойного подчинения этих органов: собранию народных представителей соответствующей ступени и вышестоящему народному правительству. Все народные правительства, таким образом, находятся под единым руководством Государственного совета и в его подчинении. Местные народные правительства проводят в жизнь решения собрания народных представителей соответствующей ступени и его постоянного комитета (если таковой имеется на данной ступени), а также постановления и распоряжения вышестоящих административных органов, обеспечивают проведение в жизнь народнохозяйственных планов и осуществляют руководство работой подведомственных им органов12.
Выводы по главе 2
В Китае не принята концепция разделения властей. Здесь применяется иной подход: считается, что органами государственной власти являются только представительные органы типа советов, которым снизу доверху принадлежит полнота государственной власти (организационно-правовая концепция единства государственной власти). Различаются: органы государственной власти (высшие и местные), органы государственного управления (высший орган общей компетенции — правительство, местные — исполнительные комитеты собраний народных представителей), органы суда и прокуратуры. Органы контроля в особую систему не выделяются: главный ревизор государства является членом правительства.
К числу высших органов государственной власти относятся: Всекитайское собрание народных представителей — верховный орган государственной власти, его Постоянный комитет и Председательство республики (Председатель республики и его заместитель).
Особенностью высших органов государственной власти является и то, что они не имеют самостоятельного значения. Все они являются "приводными ремнями" власти коммунистической партии, существующей фактически и закрепленной в конституции.
ГЛАВА 3. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ
3.1. Партийная система Китая
Китай формально является многопартийной страной. Помимо правящей Компартии Китая, имеются еще 8 политических партий, которые именуются «демократическими партиями», а именно: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия стремления к справедливости, Общество «3 сентября», Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. Все они с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией. Все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая и вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 года 1-й пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», которая сыграла роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР, таким образом родилась Китайская Народная Республика. Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвуют в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их члены избраны депутатами Собраний народных представителей и членами НПКСК разных ступеней. Демократические партии не являются оппозиционными партиями, они «дружественны» по отношению к Компартии. Они придерживаются таких принципов, как «длительное сосуществование и взаимный контроль, полная искренность по отношению друг к другу, готовность делить славу и позор», принимают участие в политическом управлении.
Однако я полагаю, что на деле многопартийность в Китае фиктивна. Это подтверждают следующие обстоятельства:
-
все партии должны быть обязательно лояльны существующему строю и дружественны КПК; -
попытки создать действительно оппозиционную партию жестоко пресеклась в уголовном и политическом порядке; -
партии очень малочисленны; -
партии имеют слабые оргструктуры и не имеют реального влияния; -
весь политический и государственный режим способствует однопартийности.
Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (создана в 1921 г., численность в настоящее время – 58 млн. чел.), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть, а принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры.
3.2 Избирательная система в КНР
Конституция КНР устанавливает: «Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными. Исключение составляют лица, лишенные политических прав по закону» (ст. 34)13. Возрастной ценз при выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей одинаков для активного и пассивного избирательного права и составляет 18 лет, а кандидаты на посты Председателя Республики и его заместителя должны достичь 45 лет.
В списки избирателей не включаются душевнобольные, которые не в состоянии осуществлять свои избирательные права. Удостоверение данного факта и решение вопроса о невключении в списки по причине душевной болезни возложено на избирательную комиссию.
Лица, лишенные политических прав, также не вносятся в списки избирателей.
При выборах в ВСНП Постоянный комитет ВСНП распределяет нормы представительства для каждой провинции, автономного района и городов центрального подчинения с учетом численности населения каждого национального меньшинства, его расселения и других обстоятельств. Особенно малочисленные национальности также направляют, по меньшей мере по одному депутату.
Таким образом, неравный характер избирательного права выражается в сочетании увеличения норм представительства для сельского населения по сравнению с городским и понижения норм представительства для национальных меньшинств (которые также могут относиться к сельскому населению), что придает избирательному праву КНР значительное своеобразие.
Для КНР характерно сочетание прямых и многостепенных выборов. Прямые выборы применяются при избрании собраний народных представителей городов без районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей и поселков. Все остальные представительные органы власти формируются путем многостепенных выборов, причем депутаты нижестоящих собраний народных представителей избирают вышестоящие собрания народных представителей.