Файл: Мировая экономика и международные экономические отношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;
- экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;
- при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.
Негативные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:
- страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
- теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.
Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.
4. Миграционная политика – политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов - включает два направления - иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.
Законодательства большинства стран, регулирующие миграцию, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами - людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами - людьми, приезжающими в страну временно.
Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
- Требования к уровню образования, стажу работы по специальности, прохождение процедуры признания документов мигранта об образовании и профессиональной подготовке; приоритет отдает специалистам новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры), представителям редких профессий; специалистам с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, врачи), бизнесменам, инвестирующим капитал в принимающую страну; страна готова принимать работников, готовых за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную работу.
- Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например в США, национального равновесия. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет.
- Инструментом количественного регулирования иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты. Большинство стран устанавливает большое количество разнообразных квот. При введении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (пол. возраст, образование).
- Страны проводят экономическое регулирование, вводя определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.
Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней.
Страны могут устанавливать географическую структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено; запрещается передвижение, изменение специальности, смены места работы и т.п.
-
Международная экономическая интеграция
Предпосылки и стадии международной экономической интеграции. На определённых этапах развития мирового хозяйства страны взаимодействуют между собой не только в рамках международного географического разделения труда, но и путём создания объединений экономического характера. Одним из проявлений интернационализации мирового хозяйства является международная экономическая интеграция.
Международная экономическая интеграция — наивысшая ступень интернационализации, при которой происходит сращивание национальных хозяйств на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда и формируется общее пространство с единой валютно-финансовой, правовой системой и координацией экономической политики государств.
Для развития интеграционных процессов между странами существует ряд предпосылок (рис. 118). В последние годы из-за формирования интеграционных объединений между регионами снижается значение географической близости стран — участниц интеграции.
В зависимости от взаимодействия между странами выделяют шесть стадий экономической интеграции (рис. 119).
Любая экономическая интеграция начинается с межгосударственных торговых соглашений. В результате на первой стадии образуются зоны определённых торговых договорённостей между странами, или зоны преференций.
Преференциальная зона объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на определённые ввозимые товары. Второй стадией экономической интеграции является зона свободной торговли — объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением их самостоятельности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц.
На третьей стадии происходит образование таможенных союзов. Оно предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единых торговых тарифов в отношении третьих стран. Например, в 1969 г. был образован Южноафриканский таможенный союз, в 1995 г. среди стран СНГ был создан Таможенный союз, объединивший Россию, Беларусь, Казахстан и Киргизию.
Четвёртой стадией выступает общий рынок. Для него наряду с признаками таможенного союза характерно формирование принципа «четырёх свобод», т. е. свободного передвижения капиталов, товаров, услуг и трудовых ресурсов.
На пятой стадии страны объединяются в экономический союз. Для него характерна наряду с формированием принципа «четырёх свобод» единая социальная, экономическая и торговая политика и предполагается введение единой валюты. Например, европейское экономическое сообщество — прототип современного Европейского союза — в 1957 г. было образовано как экономический союз. В 1975 г. был образован экономический союз ЭКОВАС — Экономическое сообщество государств Западной Африки.
Заключительной стадией выступает полная (экономическая и политическая) интеграция. Её формирование возможно при существовании единого валютного, экономического и политического союза, проведении общей внешней политики, введении единого гражданства, создании надгосударственных органов управления и ликвидации государственных границ.
Экономическая интеграция представлена в двух основных формах — региональной и отраслевой. Региональная интеграция является наиболее распространённой в современном мире. Примерами региональных экономических объединений выступают наряду с Европейским союзом и Североамериканской зоной свободной торговли Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) и др. Среди отраслевых интеграционных объединений заметную роль в мировом хозяйстве играет Организация стран — экспортёров нефти ОПЕК, созданная в 1960 г. для унификации нефтяной политики стран-участниц.
Каждая страна в результате экономической интеграции получает преимущества. Основными преимуществами образования между странами экономического интеграционного объединения выступают:
– более широкий доступ к различным ресурсам (финансовым, природным, трудовым);
– возможность производить и продавать товары и услуги в большем объёме в расчёте на более ёмкий рынок потребления всего интеграционного объединения;
– создание для членов объединения более выгодных условий торговли между собой по сравнению с другими государствами;
– возможность решить совместно социальные проблемы (напр., безработицу) за счёт трудоустройства рабочей силы внутри объединения. В результате в странах происходит более быстрый рост экономического развития.
Однако от интеграции страны могут иметь и издержки. Например, в результате создания более благоприятных условий взаимной торговли и отмены таможенных пошлин страна — участница объединения будет получать меньше поступлений в свой бюджет. Более рациональное и выгодное для интеграционного объединения размещение производств, изменение специализации может привести к сокращению рабочих мест и закрытию отдельных предприятий. В целом, преимущества экономической интеграции перекрывают издержки.
Ведущие экономические интеграционные объединения мира и их роль в развитии современного мирового хозяйства.
Современные ведущие интеграционные объединения мира представлены в главных центрах мирового хозяйства — Европе и Северной Америке. Европейский союз, объединивший 28 государств региона, представляет в настоящее время высшую стадию интеграции в мире.