Файл: Мировая экономика и международные экономические отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мировая торговля товарами и услугами


Международная торговля представляет собой международный обмен товарами и услугами путем их экспорта и импорта. Международная торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

В рамках международной торговли продаются и покупаются товары и услуги, которые впоследствии перемещаются между различными странами. Предмет международной торговли – товары и услуги в рамках различных отраслей.

Международная торговля, как модель экономических отношений, сформировавшаяся в глубокой древности, получила серьезный импульс вследствие интенсификации мирохозяйственных связей и продолжает оставаться преобладающей формой международных экономических отношений. Вместе с тем, международные экономические отношения характеризуются интенсивным ростом мировой торговли услугами, что существенным образом влияет на развитие национальных экономических систем различных стран. В соответствии с этим, различные страны могут по-разному использовать возможности международной торговли услугами для развития своих национальных экономик, экспортируя услуги, которыми они обладают, для импорта услуг, в которых нуждается страна.

В рамках внешнеэкономической деятельности услуга – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений между производителем и потребителем услуг. Особенностью услуг является их нематериальный характер, они реализуются и потребляются в процессе их оказания.

Международная торговля услугами является составной частью внешней торговли. Внешняя торговля – это обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг.



Международная торговля услугами – это внешняя торговля услугами между резидентами и нерезидентами каких-либо стран, соответственно, под экспортом услуг понимается их предоставление нерезиденту, а под импортом – получение резидентом различных услуг от нерезидентов.


Базой международной торговли является международное разделение труда. Увеличение объемов международной торговли услугами стало возможным благодаря развитию материального производства, которое выступает фундаментальным фактором роста сферы услуг, а также углублению международного разделения труда непосредственно в сфере услуг, что привело к значительной дифференциации различных видов услуг.

В результате, с учетом специфики производства, эффект масштаба и уровень технологии, две страны с похожим набором ресурсов могут извлекать обоюдную выгоду от торговли услугами друг с другом.

Внешняя торговля, обеспечивая движение товаров и услуг между государствами, непременно приводит к появлению ряда противоречий и проблем, которые следуют из значительных расстояний между странами, временных затрат, разных традиций, национальных валют и т.д.

В сфере международной торговли услугами в последние десятилетия имеют место следующие тенденции изменений:

  1. В структуре мировой торговли услугами происходит снижение удельного веса транспортных услуг в пользу туризма и телекоммуникационных услуг;

  2. Увеличивается доля сложных услуг, имеющих высокую добавленную стоимость, за счет высоких темпов расширения их мирового экспорта и импорта.

Увеличение туризма в мировом обороте услуг осуществляется за счет интенсификации развития данной отрасли в странах, являющихся популярными дестинациями, а также странах с уникальными туристическими объектами и значительным потенциалом. Расширяется объем IT и телекоммуникационных услуг, что обусловлено бурным развитием данной отрасли в последние десятилетия. Тенденции роста объемов международной торговли услугами с высокой добавленной стоимостью определяются развитием материального производства, которое выступает фундаментальной базой такого типа услуг.

Для регулирования международной торговли услугами используются те же инструменты, что и для регулирования международной торговли товарами:

  • таможенные пошлины,

  • таможенные тарифы,

  • нетарифные барьеры,

  • государственная монополия внешней торговли.

Предметом регулирования в международной торговле услугами выступают непосредственно нетоварные коммерческие сделки, которые заключаются между субъектами двух и более независимых стран. Данный подход предполагает, что существуют торгуемые и не торгуемые на внешних рынках услуги. К не торгуемым услугам относятся коммунальные услуги, социальные, личные услуги и т.п., т.е. все, что потребляется внутри национальных рамок. Все остальное с точки зрения мировой торговли относится к торгуемым услугам.



Значение внешней торговли услугами в международных экономических отношениях постоянно растет, хотя и не наблюдается детерминированной равномерной тенденции. В частности, существенное ускорение роста объемов международной торговли услугами началось в последние десятилетия XX века и в начале XXI века, когда увеличение масштабов международной торговли в целом приобрело экспоненциальный характер. Общая динамика международной торговли способствовала усилению зависимости от внешнеторговой деятельности отдельных стран, которые ориентировали свою национальную экономику на экспорт. В отношении международной торговли услугами подобные тенденции были сильны для стран, в которых основную долю в экспортных доходах от торговли услугами составляли транспортные и туристические услуги. В первом случае это особенно проявилось в отношении стран-транзитеров, которые стали критично зависеть от состояния международной торговли товарами, которые транспортировались через них, что напрямую сказывалось на доходах от экспорта транспортных услуг. Во втором случае снижение активности туристов вследствие каких-либо проблем или кризисных тенденций непременно вело к снижению доходов от туристических услуг.

Результатом сложившейся ситуации стало обострение конфликтов между отдельными странами, диверсификация деловых контактов, распространившаяся на многие сферы международной торговли услугами, а затем и на смежные сферы человеческой деятельности.

Для развивающихся стран внешнеэкономические конфликты стали приобретать системное значение, так как национальная экономика большинства таких стран испытывает существенную зависимость от результатов внешнеторговой деятельности. Такая зависимость определяется существенной доли экспортных доходов в структуре ВВП, либо наличием необходимости импорта критически важных товаров и услуг. Учитывая рост объемов и значимости международной торговли услугами, это обуславливает возрастание их значимости для экономики развивающихся стран в рамках общей тенденции роста зависимости от внешнеторговой деятельности.

Страны, относимые к категории развивающихся, критически зависимы от мировой торговли, в отличие от развитых с стран и стран с переходной экономикой, которые могут существовать
, не испытывая существенных проблем, если вдруг мировая торговля резко прекратится полностью.

При этом масштаб диспропорций между различными странами, интеграционными союзами и экономическими объединениями, не прекращая расти, привел к усилению противоречий в международной торговле. Кроме того, международная торговля услугами, являясь сложным и противоречивым процессом, испытывает данные противоречия в значительной степени.

Для развивающихся стран внешнеторговая деятельность в сфере услуг определяемая стремлением к экономической независимости национальной экономики объективно обуславливает рост интернационализации всей ее хозяйственной деятельности в сфере услуг. В совокупности это требует усиления взаимозависимости стран, которые так или иначе входя в различные экономические объединения.

Соответственно, дальнейшее углубление международного разделения труда в сфере услуг является объективным процессом, однако современная модель мировой торговли услугами требует изменения в целях повышения справедливого распределения благ между странами, которые участвуют в международной торговле, в пользу развивающихся стран.

Основные факторы развития международной торговли услугами для развивающихся стран включают 4 аспекта:

интенсивная интеграция в мировую экономику стран, ранее мало участвовавших в ней в силу своего колониального статуса;

  • рост числа разновидностей услуг, оказываемых в рамках международной торговли;

  • развитие финансовых отношений и активизация инвестиционной деятельности;

  • тенденции к интенсивному развитию туризма и транспорта в мировом масштабе.
  1. 1   2   3   4   5   6

Государственное и международное регулирование внешней торговли


Государство может регулировать объёмы международной торговли, заключать соглашения о сотрудничестве с одними странами и отказываться от отношений с другими. Решения государства в области международной торговли отражаются как на гражданах, так и на мировой экономической ситуации.

Выделяют протекционистскую и либеральную политику в области международной торговли.

Целью протекционизма является защита внутреннего рынка от иностранных конкурентов, ограничение импорта. Эта политика может стимулировать развитие национального производства, увеличивать количество рабочих мест и налоговых поступлений. Но, как правило, государство не может удовлетворить все потребности своих граждан, так что возможна нехватка или дефициты в отдельных отраслях хозяйства.

Методы экономического протекционизма:

  • повышение таможенных пошлин на импорт;

  • введение количественных ограничений (квот);

  • введение стандартов качества товара и выдача внешнеторговых лицензий;

  • эмбарго (полный запрет на торговлю).

Либеральная политика, или фритредерство, направлена на увеличение импорта и повышение конкуренции на внутреннем рынке. Это направление приводит к открытости рынка и большому разнообразию товаров и услуг. Однако некоторые отечественные предприятия могут не выдержать конкуренции с зарубежными и разориться. Так экономика государства может развиваться неравномерно, не имея собственных фирм в некоторых отраслях.

Методы экономического либерализма:

  • снижение таможенных пошлин;

  • предоставление налоговых льгот импортёрам;

  • создание таможенных союзов.

Экономический либерализм поддерживается Всемирной торговой организацией (ВТО). Её задача - создать благоприятные условия для развития международной торговли, обеспечить равенство участников организации.

На практике чаще всего государства проводят умеренную торговую политику, совмещая принципы протекционизма и либерализма. Так, протекционизм может проводиться в отдельных отраслях, например военно-промышленном комплексе или сельском хозяйстве. А в других отраслях торговля будет свободной.