ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Педагогика и психология»
Курсовая работа
по дисциплине «Психология»
на тему «Детские страхи»
Направление подготовки:
Педагогическое образование
Профиль подготовки:
Начальное образование
Выполнил студент: Карцев С.П
Группа: 21ЗНПН51
Руководитель: к.п.н., доцент Куц А.В.
Работа защищена с оценкой:__________________
Преподаватели: Куц А.В.
Лазарева Л.В.
Назарова О.М.
Дата защиты: __________________
Пенза, 2023 г.

2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы страхов в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие страха в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности страхов в младшем школьном возрасте
1.3 Причины проявления страха у детей младшего школьного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению страхов у детей в младшем школьном возрасте
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента
2.2 Анализ, выводы и результаты коррекционной работы
2.3 Методические рекомендации по коррекции детских страхов
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

3
Введение
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в современном обществе люди постоянно испытывают стресс, и одним из стрессов является страх. Сегодня дети так же подвержены стрессу и страху, как и взрослые. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Тревога, беспокойство и страх, как и радость, удовольствие, удивление и печаль, являются эмоциональным проявлениями нашей психической жизни. Однако чрезмерная чувствительность к страхам и зависимость от них может изменить поведение человека, сделав его тревожным, а иногда его может даже разбить «эмоциональный паралич».
Большинство страхов у детей исчезают бесследно, если с ними правильно борется и понимать причины их возникновения. Если они болезненно резкие или длительные, то это неблагоприятный признак нервной слабости ребёнка.
По мере взросления детей меняются их мотивы и отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам. И от того, насколько родители способны заметить эти изменения, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Например, Дж. Уотсон, признающий страх основной врожденной эмоцией, считает, что природа страха меняется по мере развития ребенка и начинает формироваться на основе условных рефлексов. Область применения этого подхода распространяется на те аспекты страха, которые в основном сазаны с реакцией страха и избегания, а не на вопросы понимания страха или интерпретации страха
Для того чтобы повлиять на своих детей и помочь им избавиться от страхов, родителям также необходимо знать, что такое страхи, какую функцию они выполняют, как они возникают и развиваются, чего дети боятся


4 больше всего, боится и почему. Как предотвратить появления страхов у детей и что делать, если они уже боятся, - вопросы, требующие серьезно обсудить.
Объектом исследования – являются страхи детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования – является работа с детскими страхами.
Цель работы – коррекция страхов у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза-академическая успеваемость в начальной школе зависит от наличия или отсутствия страхов у детей младшего школьного возраста.
Такие личностные характеристики, как самосознание, желание-мотивация и эмоции будут выступать в качестве факторов успешной адаптации к школьной жизни.
Для проверки данной гипотезы были поставлены следующие задачи.
1)Исследовать особенности страха у детей младшего школьного возраста в начале учебной деятельности.
2)Исследовать личностные особенности детей младшего школьного возраста с разной степенью выраженности страха перед школой.
3)Выявить личностные особенности детей младшего школьного возраста и наличие страха в их успешной адаптации к школьной деятельности.
4)Разработать рекомендации по профилактике страха детей перед поступлением в школу.
Для проведения исследования нами были использованы.
Методы: беседа; наблюдение.
Метод: методика А. Захарова и М. Панфиловой.

5
Глава 1. Теоретические основы страхов в младшем школьном
возрасте
1.1. Понятие страха в психолого-педагогической литературе.
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и трактовалось по-разному. В В.В.Юрчук говориться, что «страх - трах-это, по сути, сенсорная эмоция, возникающая в ситуации предупреждения-угрозы- террора против ее социальных или биологических вспышек у субъекта"» [24, с.137].
Артур Ребер в своем большом толковом словаре по психологии трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасных, или вредных стимулов. Страх обычно характеризуется внутренними, субъективными переживаниями, такими как крайнее возбуждение, желание убежать или напасть, а также различными симпатическими реакциями" [23, с. 13].
Согласно З.Фрейду, "страх- это эмоциональное состояние-амальгама определенных чувству довольствия-неудовольствия, а также разрядка напряжения и соответствующий нерв его восприятия, возможно, отражение определенных важных событий" [23, с.13].
Р.Ф.Овчарова рассматривает страх как поведение (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучию [13, c.165].
Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский определяют страх как
«эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [17, c.210].
Поэтому, проанализировав разные трактовки понятия страха, я выбрал определение, данное В.В.Юрчук, поскольку оно отличается полнотой,


6 точностью и современностью. Поэтому в работе опираемся на это определение.
Страх - это эмоция, с которой ассоциируются многие люди. Мы редко испытываем его, возможно, потому, что чувство страха пугает само по себе.
Однако страх - это часть нашей жизни. Люди могут испытывать страх в разных ситуациях, но у них есть одна общая черта. Это то, что люди чувствуют и воспринимают ситуацию как угрозу своему спокойствию и безопасности.
Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх состоит из специфических и весьма характерных физиологических изменений, экспрессивного поведения и идиосинкразических переживаний, возникающих в результате предчувствия угрозы или опасности. У младенцев и животных чувство угрозы и опасности связано с физическим дискомфортом и физическими проблемами с самим собой. Страх, которым они реагируют на угрозу, -это страх физического вреда. Субъективное переживание страха пугает и может, как ни странно, парализовать человека на месте, приводя к полной беспомощности, или, наоборот, к поспешному бегству от опасности [14, c. 342].
Известный физиолог И.П.Павлов считает, что страх есть проявление естественного рефлекса, пассивно-защитной реакции при незначительном торможении коры головного мозга. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитные рефлексы и сопровождается специфическими физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражающимися на частоте пульса и дыхания, кровяном давлении и желудочного сока [17, c. 231].
Страх возникает в ответ на угрожающие раздражители. Есть две угрозы, которые универсальны и имеют смертельные последствия. Это смерть, крушение жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Однако, помимо крайних проявлений страха, оно всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [10, c. 157].

7
Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, а безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающего воздействия.
Обычно в этих случаях говорят о травмирующем опыте (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо чаще встречаются так называемые внушённые детские страхи, то, что они чрезмерно настойчивы, подчеркивают и эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть таких фраз, как: «Не подходи - упадёшь»,
«Не гладь - укусит» и др. Маленького ребёнку, всё это его пугает, но он уже воспринимает сигналы тревоги, и естественно, проявляет реакцию страха.
Взрослый добился своего - ребёнок послушался. Но страх укоренился и распространился на исходную ситуацию.
Всё это даёт основание говорить об условной природе страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) от внезапного стука или шума. Потому что последнее когда-то сопровождалось очень неприятным опытом. Такие сочетания отпечатываются в памяти в виде специфических эмоциональных отпечатков и в настоящее время не связаны произвольно внезапными звуковыми эффектами [10, с. 342].
Слово «страх», встречается так же часто, как и слово «тревога». По
Захарова страх и тревога имеют общий эмоциональный компонент в виде волнения и тревоги. Конец страха и тревоги есть ужас. Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Тревога часто проявляется в предвкушении какого-то события, которое трудно предугадать и которое может иметь неприятные последствия. Тревожность присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, долга и ответственности.
Тревога также функционирует как чувство ответственности за жизнь, как свою, так и близких, наполненную тревогой. Страх можно рассматривать как выражение тревоги в особой, объективированной форме, когда предчувствие несоразмерно опасности и тревога принимает затянута. В некоторых случаях страх является своего рода клапаном для высвобождения чрезмерной тревоги.


8
Когда человек начинает опасаться самого факта появления страха, запредельного уровня тревоги, потому что, как он боится, он боится всего, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [23, c. 14 ].
В психологии и педагогике страх имеет множество различных классификаций. Главный редактор психологическом словаре Ю.Л.Неймера различает три основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный [17, с. 352].
Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальной реакции на восприятие внешней опасности.
Страх невротический - различные формы невротического «бесцельного страха», возникают из-за отвлечения либидо от нормального использования или отказа психических инстанций.
Страх свободный - общая неопределённая робость, готовность какое-то время цепляться за новые возможности, выражающаяся в состоянии
«боязливого ожидания». Страх бессмыслен и не имеет ничего общего с объектом, вызывающим этот страх.
Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов [13, c.176]:
У эмоционально чувствительных детей отмечены возрастные страхи, отражающие особенности психического и личностного развития, тревожность в отношениях с детьми, гиперопека от опасности, оторванность от общения со сверстниками. Многочисленные запреты со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, и множество неосуществимым угроз всем взрослым в семье, отсутствие возможности, в основном у мальчиков, для ролевой идентификации с родителями. Конфликт между родителями, психологическая травма в виде страха и психологическая травма, вызвана страхом в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжением, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на развитие характера и личности,

9 взаимодействием с другими невротическими расстройствами и переживаниями, а также избеганием объекта, которого боится. Невротический страх может быть результатом длительного, неразрешимые переживания.
Дети, которые более склонны боятся таким образом, чувствительны, испытывают эмоциональные трудности в отношениях с родителями, их представление о себе искажено эмоциональными переживаниями и конфликтами в их семьях, не могут полагаться на взрослых в вопросах безопасности, власть или любовь. Дети, не имеющие необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками до школьного возраста, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, боятся учителей.
Некоторые дети боятся ошибиться при подготовке домашнего задания.
Это происходит, когда родители тщательно их проверяют и в то же время очень драматично относятся к их ошибкам. Даже если родитель не наказывает ребёнка, психологическое наказание всё равно существует [3, c. 342].
В ряде случаев школьный страх вызван конфликтом со сверстниками, боязнью их физической агрессии. Чаще всего такие страхи с возрастом меняют свой характер, оставляя ребенка чувствовать себя беспомощным, неспособным совладать со своими эмоциями и неспособным контролировать их.
Однако наиболее полной можно считать классификацию страхов
А.Захарова [7, c. 247]:
1. По характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные.
2. По степени реальности - реальные и воображаемые.
3. По степени интенсивности - острые и хронические.
Несмотря на то, что страх является сильно выраженной эмоцией, необходимо различать его нормальные, естественные или возрастные особенности и патологические уровни, с возрастом он угасает, не оказывает глубокого влияния на ценности человека, существенно не влияет на его характер, поведение и отношения с окружающими. Некоторые формы страха


10 имеют защитное значение, поскольку позволяют нам избегать контакта с объектом, которого боятся.
Патологический страх характеризуется резко выраженной резкостью
(ужас, эмоциональный шок, потрясение) или его длительным, навязчивым, некупируемым течением непроизвольным, межличностные отношения и социальной действительности [9, c. 79].
В педагогической литературе рассматривается следующая классификация страхов. Страх условно делится на ситуативный и личностный
[16, c. 241].
Ситуативный страхвозникает в ситуациях, которые необычны, очень опасны или шокируют взрослых, или детей, например, когда нападает собака.
Нередко проявляется в результате панического психоза в группе людей, тревожных предчувствий, конфликтов и жизненных неудач со стороны членов семьи.
Личностно обусловленные страхипредопределены характером человека, например, повышенной подозрительностью, и могут проявляться в новой обстановке или при контакте с незнакомцами.
Ситуативные и личностные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Страхреальный и воображаемый, острый и хронический страх.
Реальный, острые страхи предопределены обстоятельствами, тогда как мнимые и хронические страхи предопределены чертами личности.
Несмотря на то, что страх является сильно выраженной эмоций, необходимо различать его нормальный, естественный, возрастной и патологический уровни, с возрастом он угасает, не оказывает глубокого воздействия на ценности человека, существенно не влияет на его характер, поведение и отношения с окружающими. Некоторые формы страха являются защитными, поскольку они избегают контакта с объектом, которого боятся.
Причиной страха может быть событие, состояние или ситуация, являющаяся началом опасности. Как указывает Боулби, источником страха

11 может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может нацелиться на кого угодно или что угодно. Страхи могут быть не связаны с чем-то конкретным, и такие страхи кажутся бессмысленными. Страх может быть вызван страданием. Это связано с тем, что между этими чувствами сформировалась еще в детстве.
В состоянии хронической тревоги и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он характеризуется неспособностью полностью расслабить мышцы, чрезмерной усталостью, головными болями и судорогами в различных частях тела. Несмотря на усталость, ребенок беспокоят разного рода навязчивые идеи, предчувствия, и поэтому он не может сразу заснуть.
По мнению Г.Эберлейна наличие стойкого страха у детей обусловлено неспособностью детей со своими эмоциями или контролировать их при испуге, а действовать, и «бежать» [5, c. 284].
1.2 Особенности страхов в младшем школьном возрасте.
Ослабление эгоцентризма, рост самосознания и чувства ответственности, характерные для этого возраста, приводят к уменьшению количество страхов.
Эта тенденция особенно заметно у мальчиков. Но страх не исчезает, он трансформируются.
Учитывая, что в дошкольном возрасте преобладают инстинктивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения, а в подростковом возрасте- социальные страхи, в начальной школе инстинктивные и социальные страхи пересекаются, это своего рода перекресток. Как известно, инстинктивный страх – это прежде всего эмоциональная форма страха, а социальный страх - это результат интеллектуальной обработки, своего рода рационализация страха. Страх и боязнь (устойчивое состояние страха) в большей степени удел дошкольного возраста, тогда как тревога и опасения - подросткового возраста
[4, с. 428].