Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Ты боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ
10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете
(страх замкнутого пространства);
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
22 26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков
(когда внезапно что-то упадет, стукнет).
Проективная методика «Мои страхи» А.И.Захарова [8, с 320]. Бумага и цветные карандаши предоставляются после предварительной беседы для конкретизации памяти о том, чего ребенок боится. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовали какими красками он воспользовался в процессе рисования. В конце рисунка ребенка просят рассказать о том, что он нарисовал. То есть вербализовать страх. Таким образом, можно предположить, что активное обсуждение ребенком своих чувств на игровой площадке можно перенаправить внутренние ресурсы с защиты на конструктивные процессы личностного изменения. Американский психолог К. Маховер считал проекцию центральным механизмом зрительной деятельности. Иными словами, используя материал изобразительной деятельности, человек отображает в нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха.
Результаты обследования занесены в таблицу (Приложение 1).
Все предполагаемые страхи объединены в несколько групп: медицинские страхи; страхи, связанные с причинением физического ущерба; страх смерти; боязнь животных; страх сказочных персонажей; страх темноты; социально опосредованные страхи; пространственные страхи.
Также в соответствии с методикой автор выделяет характерные для младшего школьного возраста виды страхов, а именно: страх опоздания в школу, порицания, страх несчастья. Необходимо учитывать особенности конкретной группы испытуемых. Это мы сможем сделать в подсчете повторяемости одних и тех же страхов у всех детей в конкретной группе.
23
При выделении видов страхов мы опирались на частоту повторяемости ответов и за критерий отбора взяли 100% в качестве показателя возрастной нормы, характерной для данной группы детей. К таким страхам относятся страхи нападения бандитов, смерти, пожара.
В итоге мы можем выделить основные группы страхов (кроме обозначенных автором), которые присущи исследуемым детям младшего школьного возраста: страх смерти, страх причинения физического ущерба.
Исходя из полученных результатов, на рис. 1 мы видим, что у 60% (12 человек) исследуемых уровень страха не превышает норму, а у 40% (8 человек) выше нормы.
Рис. 1. Результаты психодиагностического исследования по методике
А. И. Захарова «Страхи в домиках» на этапе констатирующего
эксперимента.
Исходя из полученных данных (Приложении 1), как видно на рис. 2, 25%
(5 человек) испытывают медицинские страхи. 20% (4 человек) имеют страхи физического ущерба страх. 15% (3 человека) просматриваются страх темноты и кошмарных снов, также пространственные страхи. 10% (2 человека) страх смерти и социально-опосредовательные страхи. У 5% (1 человек) наблюдается страхи сказочных персонажей и животных
0%
20%
40%
60%
количество исследуемых %
норма выше нормы
24
Рис. 2. Результаты процентного соотношения видов страхов по
методике А. И. Захарова на этапе констатирующего эксперимента
2.3 Методические рекомендации по коррекции детских страхов
Предлагаем комплекс практических упражнений, разработанный опытным врачом А. Захаровым.
Подобно общей вялости, неуверенности, нерешительности и боязни новых контактов, хорошие результаты в преодолении страха у детей обещает серия "пяти игр", включающая такие игры, как "пятнашки" и "прятки", которые можно использовать уже на первом году жизни. Весь же игровой комплекс лучше всего работает через 5-10 лет.
Упражнение 1. "Пятнашки"
Стулья расставлены в беспорядке по всей комнате, так что вы можете бегать между ними. Договариваемся: трогать их нельзя — кто заденет, сразу становится водящим. Нельзя пятнать, вытянув руку над стулом, он считается сплошным, например, колонна на потолке. Нельзя сесть на стул и заявить о себе вне игры, так что, как видим, запретов хватает - это вносит элементов организации в игру столь же бесшабашных, как "Пятнашки"[11, с 155].
Пятнающий постоянно меняет ритм движения — от нарочито медленных шагов до бешеного бега, резко поворачивает, делает обманные
0%
5%
10%
15%
20%
25%
количество испытуемых %
медицинский страх страх Физического ущерба страх смерти страх сказочных персонажей и животных страх темноты и кошмарных снов социально-опосредовательный страхи постранственные страхи
25 движения, грозно кричит: «Я догоню», «Берегись», «Я поймаю». Игра длится не более 5-10 минут и служит своего рода эмоциональной разминкой для последующих игр.
Упражнение 2. "Жмурки"
По очереди каждому игроку завязывают глаза, он, поворачивается несколько раз, чтобы затруднить ориентацию, и начинает поиск. Стул из предыдущей игры остается в беспорядке, поэтому ищущий обязательно должен обратить внимание, но это не спасает его от провала. Он может двигаться, вытягивая руки вперед, словно ощущая пространство впереди, и даже угрожает расплатой тем, кого встретит на своем пути. Остальные игроки стоят на месте. Запрещено перебегать: можно только приседать, наклоняться, чтобы не быть обнаруженным, но и не быть выданным шумом, учащенным дыханием или смехом. Такая «мертвая тишина» создает особую атмосферу, волнующую и тревожную и в то же время радостно волнующую. Кто найден, тот отправляется в заранее оговоренное место. Также важно идентифицировать розетки. Если кого-то из игроков долго не находили, он может найти себя, выйдя вперед и громко сказав «у!» или хлопая в ладоши.
Можно активировать игру: если она затянется и поиск долго не происходит, один из уже найденных людей начнет считать до десяти. Конечно, водящий начинает двигаться быстрее, но все чаще будет натыкаться на различные препятствия, создавая уморительный хаос. Игра заканчивается распределением призов мест в зависимости от того, когда кто-то будет найден.
У каждого ребенка есть желание лидировать в игре, но это надо заслужить. Взрослым просто необходимо создать благоприятные условия для успеха, но не дать знать об этом ребенку. Похвали и признание успехов детей во всех играх очень важны для самоутверждения. При желании это внушение уверенности в своих способностях преодолевать препятствия и достигаться намеченных целей.
Упражнение 3."Прятки"
Они проходят вечером с задернутыми шторами и выключенным светом.
26
По возможности используется все пространство дома или квартиры; Если вам негде спрятаться, нужно договориться об этом заранее. Пока все прячутся, водящий стоит на ступеньках и считает до десяти или просто ждет некоторое время. Свет не горит и поиск "вслепую". Ускорить игру можно, сосчитав вслух до десяти. Найденные идут к двери и ждут, жалея, что их так быстро нашли.
Все участники игры должны по очереди взять на себя роль водящего. Ни при каких обстоятельствах нельзя заставлять детей приходить первыми, если они этого не хотят. Тогда следует начать с себя и, «не найдя», предложить: «А теперь посмотрим, может, и меня не найдете». Если ваш ребенок боится темноты, вы можете играть сначала днем, а потом вечером.
Упражнение 4."Кто первый"
Играющие встает на колени, упираются руками в землю и слегка наклоняются вперед (как перед стартом). Стартовая линия нарисована, и любой, кто нарушит ее раньше времени, получит выговор за фальстарт. На расстоянии нескольких метров были расставлены два стула, между которыми можно было пролезть. Затем каждый игрок выбирает комбинацию цифр, например, "3-5", или название животного, например, "крокодил - лягушка" или "стол - стул". Об этом будет сообщено всем игрокам. Кроме того, отгадывающие «путаются» и произносят полностью или частично неверные сочетания, например, "крокодил - корова". Суть игры в том, что угадывающий всегда может произнести необходимое для старта "сигнальные слова" и сделать ход первым, пока остальные разбираются, что к чему. Все начинают двигаться, мешать друг другу, только друг друга. Чаще всего это вызывает сильное оживление, смех и эмоциональные замечания, тем более, что между стульями может пролезть только один человек. Победителем становится тот, кто первым возвращается в исходную точку и касается заранее оговоренного приза, например, конфеты или игрушки [11, с 156].
Упражнение 5."Быстрые ответы"
Игрок также находится за той же линией, но уже стоя. Вся комната отмечена квадратными объектами, поэтому правильный ответ будет
27 продвигать вас маленькими шагами. Следовательно, находится в дальнем конце комнаты. Перед ним приз тому, кто первым преодолеет все квадраты, проявив предельную находчивость и смекалку в ответах. Можно отвечать прямо и шутя, как ребенок, а также правильно отвечать по-взрослому. На ответы следует отвечать быстро, считая "один, два, три". Не менее важно, чтобы и вопросы следовали один за другим, "как из пулемета". Поэтому игру изначально ведет взрослый, задавая каждому из участников по очереди вопрос типа: "Как называется страна, где живут самые высокие люди на Земле?".
Взрослые обычно колеблются, бормочут и наугад называют страны, но ребенок, которому адресован вопрос, может уверенно ответить: "Великания".
На вопрос: "Где живут самые маленькие люди на Земле?" – вы уже догадались, ответ будет: "В Лилипутии". Другие примеры вопросов и ответов: "Почему лампа светит?" - "Потому что она - лампа"; "Почему птички поют?" - "Потому что им весело"; "Почему крокодил зеленый?" - "Потому что он живет в болоте"; "Почему мороженое холодное?" - "Потому что оно - из холодильника" и т. д. Уже было замечено, что мы на опережение. Особенно радуются этому дети, когда им удается обогнать взрослых, часто мучительно ищущих правильный ответ. Ответы не должны повторяться, приз чаще всего достается тем, кто дает остроумные, оригинальные объяснения [11, с 157].
Все игры направлены на активизацию эмоционального тонуса, преодоление страхов и повышение уверенности в себе. В игре все равны, никого не поучают, не наказывают и не унижает, можно быть как "мама" или "папа", и даже в чем-то их превосходить.
Знакомство с пятью играми не обязательно означает, что вы должны
«набивать» все сразу в один день. Лучше всего начинать с "пятнашек". Один день они играют в "жмурки", на следующий день они играют в другой - в "прятки" и т. д. Важно не заскучать и не потерять интерес. Если игра скучна, отложите ее. Через несколько месяцев снова заинтересовался. Для мальчиков эти игры можно дополнить боевыми роботами (стрельбой в них из пистолета с присосками), мечами со щитами и другими подобными играми.
28
Выводы по второй главе
В данной главе нами было проведено практическое исследование страхов у детей младшего школьного возраста.
По методике А. И. Захарова «Страхи в домиках» 25% (5 человек) испытывают медицинские страхи. 20% (4 человек) имеют страхи физического ущерба страх. 15% (3 человека) просматриваются страх темноты и кошмарных снов, также пространственные страхи. 10% (2 человека) страх смерти и социально-опосредовательные страхи. У 5% (1 человек) наблюдается страхи сказочных персонажей и животных Проведенная методика «Страхи в домиках» позволила выявить виды страхов, присущих данной группе детей.
В психолого-педагогической литературе предлагается множество методов по коррекции и профилактики страхов у детей. В своей работе я собрал ряд корректирующих и профилактических методов, направленных на решение изучаемой проблемы.
29
Заключение
Трудности современной жизни часто сопровождаются нарушениями психологического здоровья. Психологическое здоровье рассматривается как состояние хорошего психического здоровья, характеризующееся отсутствием тревожных психологических явлений и способностью адекватно регулировать поведение и деятельность в условиях, окружающих действительности [20, с
87]. Страх – является одим из видов психологического расстройства. Под влиянием страха человек становится тревожными и замкнутыми.
Страхи у детей часто исчезают бесследно, если их правильно лечить и понять их причины. Если страх сильно обострен или длителен, это признак болезни, свидетельствующий о том, что нервы ребенка ослаблены. Для того чтобы повлиять на ребенка и устранить страх, необходимо знать его природу
[8, с 320]. Страх – это отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучию.
На основе анализа различных интерпретаций, можно сделать вывод, что страх соответствует такой психической категории, как эмоциональное состояние. Действительно, страх как состояние является по сути временным, и в течении этого времени страх отражается на целостном функционировании личности, определяя характер и направление ее деятельности, мотивационные характеристики отношение к себе и достигнутому [21, с 512].
В период обучения в начальной школе происходит множество новых событий, начиная от физиологических процессов и заканчивая психологическими. Это связано с переходом ребенка дошкольного в школьный возраст. Меняется социальная ситуация ребенка. Теперь дети способны соответствовать требованиям общества и получают социальную оценку. Основной вид деятельности сменился с игры на обучение.
Восприятие становится аналитическим, ребенок идентифицирует, узнает и выполняет мнемонические задачи. Воображение развивается через понимание обусловленных понятий, метафор, становится продуктивным,
30 развивается рефлексия и внутреннее планирование действий. В личности ребенка развивается чувство ответственности, изменяется потребность в одобрении, необходимость соответствовать позитивным стандартам поведения, эстетические и интеллектуальные ценности. [12, с 464].
Страх у детей младшего школьного возраста обусловлен возрастными особенностями развития и носит временный характер. Страх в школе не только лишает детей психологического комфорта и удовольствие от учебы, но и приводит к развитию детского невроза [2, с 106]. Тем не менее, у детей младшего школьного возраста страх еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратим при профессиональном внимании и сочувствии [6, с 172].