ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
В младшем школьном возрасте в равной мере могут быть проявляться и страх, и ужас и тревога боязнь не соответствовать требованиям ближайшего окружения, например, школа, сверстников, семья. Конкретной формой этого страха является страх сделать что-то не так. Боязнь противоречия проистекают из неразвитой способности ребенка оценивать свои действия с точки зрения моральных уроков, лежащих в основе вновь обретенного чувства ответственности. Младший школьный возраст - это наиболее благоприятный
(сенситивный) периодом для его формирования. Поэтому, если он активно формируется, то вероятность возникновения конфликтный страхов в этом возрасте снижается. Однако, когда поведение ребенка связано бесчисленными правилами, запретами, угрозами и условностями, преувеличенное чувство ответственности может лишить его возможности действовать самостоятельно, активно и решительно. Подобная модель поведения характерна и для детей с плохо сформированным чувством ответственности, а тем более с полным отсутствием [1, с. 214].
Наиболее распространенным типом страха быть неуместным в этом возрасте является страх опоздать в школу. У девочек это более выражено, потому что девочки испытывают чувство вины раньше и сильнее, чем мальчики. Страх опоздать в школу - один из симптомов синдрома "школьной фобии". Страх идти в школу. Часто А.И. Захаров, это не столько страх самой школы, а сколько страх расставания с родителями, которых сопровождает тревожный, а часто и больной и чрезмерно опекающий ребёнок.
Ещё одной причиной "школьной фобии" может быть боязнь конфронтационных отношений с учителями, равно как и со сверстниками, боязнь их агрессивного поведения. Часто сами родители провоцируют появление этого страха. Это когда хочешь хорошего ученика и постоянно "давишь на его психику", например, готовя урок или указывая на правильные ответы на уроке.
Результаты "школьной фобии" сильно различаются. Они варьируются от психосоматических симптомов, таких как болей, спазмы, головокружения и

13 рвоты, до негативных психологических – симптомов, таких как появление чувства неуверенности в своих знаниях и появление привычек доверия. С небольшими трудностями и с посторонней помощью.
Боязнь таких стихий, как шторм, наводнения, ураганы и землетрясения, в дополнение к «школьной фобии» типична для этого возраста. Все эти ужасы, по мнению А.И. Захарова, продукт так называемого "магического мышления" школьников, его склонности верить во всевозможные предсказания, суеверия и "роковое" совпадения. С одной стороны, это проявление внушаемости, с другой – боязнь темноты, одиночества и замкнутого пространства, а с третьей
- эгоцентризм, блокирующего развернутые логические мыслительные формы.
Мы уже знаем, что эгоцентризм мысли проявляется в ее сообщаемости. Два случайных и одновременных события не могут быть связаны причинно- следственной связью [19, с. 154].
Если обобщить симптомы страхов у детей это возраста, то она является результатом сочетания социальных и инстинктивных страхов и, прежде всего, боязни противоречить общепринятым нормам в условиях нового чувства ответственности. Если в этом возрасте выражены "магическое мышление" и суггестивность.
Как особый эмоциональный настрой, с преобладанием чувства неуверенности и боязни что-либо делать, как много неразрешимого и исходит из раннего пугливого возраста, по мере приближения к 7-летнему, особенно к
8-летнему возрасту, уже можно говорить о развитии тревожности неправильно, неправильно, не в соответствии с общепринятыми требованиями и нормами. Все это указывает на повышенную социальную детерминацию страха, на социально-психологическое состояние, выражающееся в страхе не быть любимым и уважаемым человеком. Поэтому страх оказаться не тем человеком лучше всего действует не только у эмоционально чувствительных детей с развитой самооценкой, но и у детей, внутренне ориентированных на социальные нормы и стремящихся их соблюдать [22, c. 94].


14
Можно выделить факторы, участвующие в возникновении страха [10, с.
169]:
- наличие страха у родителей, преимущественно у матери;
- Беспокойство по поводу детей, чрезмерная защита от опасности, оторванность от общения со сверстниками;
- Излишне преждевременная рационализация эмоций ребенка чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием ребенка;
- Многочисленные запреты со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы детям родителем другого пола и множество невыполнимых угроз всем взрослым в семье;
- Преимущественно мальчики, отсутствие возможности определяет роль с родителем того же пола, что приводит к проблемам в общении со сверстниками и неуверенности в себе;
- Конфликтные отношения между родителями в семье;
- Психологическая травма в виде страха, обостряющая возрастную восприимчивость ребенка к определенным страхам;
- Психическое заражение из-за страха в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Однако у детей младшего школьного возраста тревожность и страх еще не являются устойчивыми чертами личности и относительно обратимы при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
1.3 Причины проявления страха у детей младшего школьного
возраста
Во многих цивилизациях развивающиеся дети испытывают несколько распространенных страхов: страх расстаться с матерью, страх животных, страх темноты, страх смерти, в возрасте 6-8 лет. Степень выраженности того или иного страха зависит от психического развития индивида и конкретных социальных условий, в которых формируется личность ребенка.

15
Страх может вызван событиями, условиями или обстоятельствами, которые могут быть началом опасности. Причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами [11, с.72].
Причины страха могут быть разделены на классы:
1. Врожденные детерминанты.
Все причины страха делятся на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно выработанные сигналы опасности и причины, возникающие в результате социального влияния.
Боль и громкие звуки являются примерами чрезмерно сильных раздражителей, а незнакомые лица и предметы могут вызывать страх из-за своей новизны. Страх перед незнакомыми лицами и предметами также обусловлен их новизной.
Производные стимулы, по-видимому, чаще изменяются под воздействия опыта, чем естественный стимулы. К естественным стимулам страха относятся одиночество, незнакомство, внезапное приближение, резкое изменение стимула, высота и боль. К стимулам страха относятся темнота, животные, незнакомые предметы и незнакомые люди. [6, с.373].
2. Культурные детерминанты страха.
Культурные детерминанты страха в значительной степени заучены.
Например, даже тихий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх.
Боулби считает, что многие из культурных детерминант страха связаны с естественными детерминантами при внимательном наблюдении и маскируются различными формами неправильной интерпретации, рационализации и проекции. Например, страх перед ворами и привидениями- это рационализация страха темноты, а страх быть пораженным молнией- рационализация страха грома [11, с.123].


16
Речмен дает прекрасное описание процессов научения культурным детерминантам страха. Традиционной в объяснении этого процесса является концепция травматического обусловливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли [11, с.230].
3. Проблема дифференциации страха от других эмоций.
Более тщательный анализ этого вопроса можно найти у Боулби. Он перечисляет ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных действий, которые, по его мнению, можно рассматривать как индикаторы страха. Например, настороженный взгляд и сдержанные движения, испуганное выражение лица и движения, которое ищут контакта с человеком. Боулби предложил 4 основания для группировки различных форм поведения в поведенческий синдром страха: а) многие, если не все, симптомы страха проявляется одновременно или последовательно; б) события, вызывающие один из них, обычно вызывают и другие; в) большинство из них, если не все, из них выполняют одну биологическую защитных функций; г) Во время самоотчета испытуемые указывают на них как на выражение страха.
Боулби также предложил список индикаторов страха. Он добавил, что страх может сопровождаться или следовать за внимательным исследованием или улыбкой, или смех [11, с.137].
Работа Когана о развитии негативных эмоций у детей дает более дифференцированный анализ эмоций. Он утверждает, что существует 4
«состояния страдания», которые он называет страхами. По Когану причинами
«состояния страдания» являются: а) Расхождение, которое не усваивается б) предвосхищение нежелательных событий в) непредсказуемость

17 г) восприятие расхождения между установками и поведением. д) восприятие диссонанса между установками.
4. Влечения и гомеостатические процессы как причины страха.
Привлечение и гомеостаз попадают в менее важную категорию причин страха. Притяжение становится важным, когда оно начинает проявлять какой- то недостаток и усиливается до такой степени, что вызывает эмоцию. В таких случаях вызывающей эмоцией может быть страх.
Как уже упоминалось выше, боль, независимо от ее причины, может вызвать страх. Страх может усилить боль, но он также может активировать реакции, связанные с дальнейшим облегчением боли.
5. Другие эмоции как причины страха.
В принципе, любая эмоция может вызвать страх. Сходство между эмоциями и нейрофизиологическими механизмами страха означает, что они часто активируются. Как утверждает Томкинс, «внезапное избавление от продолжительного интенсивного страха, если оно полное к удовольствию, а если неполный, то к возбуждению» [6, с.402].
Подтверждение взаимосвязи между страхом и возбуждением можно найти в исследованиях Балл о страхе, вызванном гипнозом. Она показала, что испытуемые, испытывающие страх, находились в противоречии между желанием исследовать и желанием убежать. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом.
6. Когнитивные процессы.
Представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого-либо определенного объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.


18
Выводы по первой главе
Жизнь без эмоций не возможна. Знаменитый естествоиспытатель Чарльз
Дарвин утверждал, что эмоции возникли в ходе эволюции как способ установления организмами важности определенных условий для удовлетворения насущных потребностей. Одним из эмоциональных состояний младших школьников является страх. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет различные трактовки.
Страх влияет на личностное развитие ребёнка, что приводит к уменьшению контактов с другими людьми, повышенной потере контроля и агрессии, нарушениям сна, эмоциональной заторможенности, агрессии, депрессии и проблемам с речью. Мысль становится негибкой и скованной бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, снижается познавательная активность, любознательность и любопытство.
Причиной страха может быть событие, состояние или ситуация, являющаяся началом опасности.
В младшем школьном возрасте страх еще обусловлен эмоциями, а не характером, и во многом носит возрастной, эфемерный характер, поэтому ему удается подвергаться психологическому воздействию. Если в этом возрасте не сформирована способность оценивать свое поведение с точки зрения социальных предписаний, то сделать это в дальнейшем это будет очень сложно.

19

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению страхов у детей в
младшем школьном возрасте
2.1 организация и проведение констатирующего эксперимента.
Цель исследования: разработка и реализация комплекса занятий, направленного на коррекцию страхов младших школьников посредством игры.
Задачи исследования:
1. Определить страхи младших школьников.
2.Разработать и реализовать комплекс занятий, направленный на коррекцию страхов младших школьников посредством игры.
3.Проанализировать эффективность опытно-экспериментальной работы по коррекции страхов младших школьников посредством игры. Опытно- экспериментальная работа по организации психолого-педагогической деятельности МОУ «СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области» В исследовании принимали участие 20 детей младшего школьного возраста.
2.2 Анализ, выводы и результаты коррекционной работы
Для исследования были использованы методика «Страхи в домиках»
М.А. Панфиловой [15, с 10-12] и проективная методика «Мои страхи» А.И.
Захарова [8, с 320].
Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [15, с 10-12] . Автор создал своеобразный синтез двух известных методик: модифицированного диалога А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом».
Модифицированная диалог о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение видов распространенных страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем мы сможем помочь детям преодолеть свои страхи, нам нужно узнать, к каким именно страхам они склоны. Играя вместе или ведя дружеской беседу, расспросите кого-нибудь

20 знакомых взрослых или специалистов о своих мтрахов. После этого сами родители уточняют, чего именно и насколько сильно боится ребенок.
Разговор представлены как условия для избавления от страхов путем их игры и рисования. Вопрос должен быть понятен в этом возрасте. Разговор должен быть медленным и обстоятельным, с перечислением страхов в ожидание ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Иногда необходимо повторить вопрос, боится ли ребенок. Это позволяет избежать внушения страха, внушения бессознательного. Обычно отрицая все страхи, их просят дать развернутый ответ, такие как «Я не боюсь темноты», а не «нет» или «да», вместо того, чтобы перед ними сказать ему правду. Взрослым лучше составить список своих страхов по памяти и не просматривать список время от времени.
Все реакции детей сгруппированы в несколько групп в зависимости от пита страха, сформулированного А. И. Захаровым. Этот вид страха диагностируется, когда ребенок дает положительный ответ в трех из четырех или пяти случаев. Эта техника очень проста в исполнении и не требует утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в специальные подготовки.
Ребенку предлагается нарисовать два дома, красный и черный (можно дать ребенку лист, на котором дома уже нарисованы). В этих домиках самостоятельно (для младших школьников и детей постарше) или с помощью экспериментатора (для дошкольников) детям предлагается расселить свои страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи».
После выполнения задания ребёнка просят закрыть черный домик на замок
(нарисовать его) и выбросить или потерять ключ. Автор предполагает, что этот поступок успокаивает материализовавшийся страх. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи черного дома и сопоставляет их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастную норму страха и его распределение (по полу и возрасту).
Из 29 выявленных автором страхов, у детей наблюдаются от 6 до 15.