Файл: Сущность Богоискательства и факторы предшествующие ему.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
| 4 |
их основная мысль……………………………………………………………. | 11 |
2.1 Философско-религиозное учение В.В. Розанова……………………….. | 11 |
2.2 Философско-религиозное учение Д.С. Мережковского……………….. | 15 |
2.3 Философско-религиозное учение Н.А. Бердяева……………………….. | 18 |
Заключение……………………………………………………………………. | 24 |
Список использованных источников………………………………………... | 26 |
Введение
Богоискательство – это религиозно-философское учение, возникшие в начале 20 века в России, вследствие кризиса самого народа, то есть его моральное разложения, высокое расслоение населения. А также кризиса современной власти, что привело к недовольству народа (революция 1905 года) и кризиса православной церкви, из-за ее оторванности от реального мира и с самодержавием. Целью учения было доказать, что общественное развитие заключается в осуществлении идеалов правильно понимаемого «нового» христианства. Особо популярны идеи богоискательства присутствовали в интеллигентской среде. Новые религиозные искания начинаются впоследствии кризиса старой системы и требований к реформации государства и общества. Поэтому, революциям и многим реформациям предшествовало возникновение новых религиозных и философских учений. Кризис и распад Западной Римской империи проходил одновременно с утверждением христианства, образованием первых монастырей и церквей. Разрушение же устойчивого мира Средневековой Европы, переход к эпохе Возрождения, а затем и Нового времени сопровождались сильным религиозно-протестным движением внутри католической церкви. Так и произошло с Россией в начале 20 века, так как в 1917 году произошла революция и смена строя, а предшествовало этому как раз богоискательство среди интеллигенции. К тому же в настоящее время существует морально-идеалогический кризис современного общества.
Следовательно, данная тема является актуальной, так как изучение богоискательства и определения его предпосылок, поможет изучить факторы, влияющие на кризис общества, а также поднять духовно-моральное состояние человека.
Целью работы является изучение сути и значения богоискательства, начала 20 века, для народа и страны в целом.
-
Сущность богоискательства и факторы предшествующие ему
Во все времена, как известно, религия играет огромную роль в жизни человека и общества, выступая особым, а на первых порах и единственным, способом понимания и объяснения окружающей реальности, давая возможно прорыва человека за пределы его природного смертного состояния, обеспечивая беспредельные просторы для свершений человеческого духа. Религия, всегда имевшая серьезную культовую составляющую, достаточно статичную систему догм и канонов, традиций и обрядов, обеспечивала преемственность исторического развития общества, незыблемость исторического развития общества, незыблемость вечных идеалов и ценностей в меняющихся социокультурных условиях.. Культово-обрядовая сторона религии в последнее время уходит на задний план, но неизменно прочным остается ее мировоззренческий и социокультурный потенциал. Именно поэтому под секуляризацией многие исследователи понимают вовсе не умирание религии, а ее проникновение во все сферы материально-практической жизни общества, реализацию ее идеалов не в трансцендентной реальности, а здесь и сейчас. В связи с этим постепенно меняется и ключевой для любой религии концепт Бога: от традиционного теологического его понимания к культурологическому. Наиболее явно эта тенденция проявила себя в 19 веке, когда Ф.Ницше произнес пророческие для западной культуры и цивилизации слова о смерти Бога, которые следует воспринимать в данном контексте как констатацию лишь смены парадигмы Бога и ее концептуального содержания, утверждение нового этапа поисков «настоящего Бога»1.
В истории человечества периодически наблюдаются процессы кризисов и разрушения социокультурных систем. Эти процессы часто связаны с разнообразными духовно-религиозными исканиями общества. Основа подобных процессов коренится в самом характере религиозного отношения к миру: « Если определять религию в обшей и неконкретной манере – например, как наиболее фундаментальное средство ориентации человека в реальности, - то такой ориентации будет невозможно приписать содержание, которое в высшей мере обусловливается контекстом». В связи с этим религиозное сознание выступает в качестве способа выхода общества из социальных противоречий и, даже революционных катаклизмов. Именно в религиозном сознании интеллектуальные элиты различных стран искали пути для социо-культурного развития в будущем. В процессе таких исканий в связи с новыми социальными реалиями обновлялась и сама религия, тем самым совершенствуя свои творческие силы. На рубеже 19-20 веков подобное явление наблюдалось в Российской империи, переживавшей острый социальный кризис. Речь идет о богоискательстве. Представители этого течения филосфско-религиозной мысли стремились по-своему осознать разложение традиционной социо-культурной реальности и выработать новую модель бытия российского общества. Важно подчеркнуть и то, что проблемы социальной справедливости и социальных преобразований традиционно были основными для интеллектуальной культуры России
2.
Такое разложение происходило из-за слияния религии, с другими сферами жизни общества и тем самым происходила ее деградация. Появление тайных союзов, новое течение нигилистов, все это говорит о том, что общество стало духовно деградировать и морально разлагаться. К тому же этому способствовало высокое расслоение населения, большая часть находилась на грани бедности, а малая часть, так называемая интеллигенция, все меньше стала уделять развитию духовному, и на первое место у них встал культ денег, убийства, жадности, обмана, презрения к другим людям. Наглядно это описывает Ф.М. Достоевский в своих романах «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и т.д. Также как уже было сказано выше, Ницше предрекает смерть Бога, то есть того Бога который был навязан людям религиозными институтами (церквями) с целью контроля общества и выгоды для себя. Если изначально православие противостояло влиянию католичества (сцена из романа «Идиот», когда князь Мышкин говорит о том, что католичество видит своей целью получение выгоды для себя, но не помощь людям), то со временем, началась такая же деградация русской православной церкви. Данная проблема наблюдается и в настоящее время, так как в основном все христианские религиозные церкви и основная Русская православная церковь (РПЦ) в своих действиях скорее ставит целью не просвещение народа и наставление его на путь истинный, а получение прибыли, насаждение человеку определенных догм и традиций, контроль населения посредством религии, получение выгоды от своей деятельности, как основная цель ее существования.
Богоискатели критиковали социалистические теории, прежде всего марксизм и его философские принципы, отстаивали религиозно-идеалистическое миросозерцание. Понимая, что христианская церковь (в т. ч. и православная) скомпрометировала себя апологией господства порядков, богоискатели стали говорить о необходимости выработать новое религиозное сознание, неохристианство, о поисках Бога, соответствующего современности. Появились теории мистического реализма, анархизма, соборного индивидуализма и т.д. По мнению сторонников богоискательства, социальные движения, вся культура могут быть плодотворны только в том случае, если через них будет осуществляться идеал христианской общественности, то есть идеал богочеловечества, если дело социального преобразования освободится от «политической окраски» и станет делом религии. Представители богоискательства говорили, что цель жизни заключается в поисках Бога, что назначение истории – реализация божественного в человечестве, создание богочеловечества, то есть социальной организации, покоящейся на религиозных основах. Они полагали, что религиозные идеалы (вечная жизнь, «святая общественность» и т.д.) могут быть воплощены здесь, на земле. Они отстаивали иррационализм, в мистическом познании, в откровении видели наиболее верный способ достижения истины
3.
Богоискательство являлось, с одной стороны, критической реакцией на атеизм и научный позитивизм мировоззрения большей части интеллигенции, идентифицировала себя как «новый путь» по отношению к старому пути образованных слоев общества. Но одновременно с этим религиозные писатели рубежа веков сами неоднократно указывали на своеобразный религиозный (или псевдорелигиозный) характер русских атеистических и позитивистских течений, что косвенно сближало интеллигенцию религиозную и интеллигенцию атеистическую. Проблемы, над которыми бились социалисты-атеисты и религиозно настроенные умы во многом похожи, однако их пытались разрешить исходя из разных оснований4.
И если тексты радикалов включали религиозную семантику (для оправдания высшего назначения своей борьбы), то тексты богоискателей были поглощены социальными проблемами и путями их разрешений. Вопрос религиозной общественности (богочеловечества) и пути к ней является не только лейтмотивом сочинений Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева, Н. Бердяева, Д. Мережковского и других писателей, но предстал в качестве центрального в дискуссиях на Религиозно-философских собраниях в Санкт-Петербурге, а позднее и на заседаниях религиозно-философских обществ 1901-1903 гг. Н.А. Бердяев был убежден, что основания «богоискательства» находились в постоянном стремлении русской души к исканиям Бога, в русской литературной классике (прежде всего, в произведениях Ф.И. Тютчева и Ф.М. Достоевского) и в традиции русской религиозной философии (начиная с идей П.Я. Чаадаева и славянофилов)5.
Интенсификация богоискательских настроений в культуре на рубеже веков была вызвана сразу несколькими культурными тенденциями. Сюда относится и традиция исканий абсолютного социального и нравственного порядка русской литературы, и критическая реакция на народнический интеллигентский атеизм, и внутренняя связь поисков атеистов-народников с религиозным типом поиска и мышления (то есть своеобразным богоискательством), и наличие устойчивых религиозных символов в популярной радикальной литературе. Наличие разнообразных религиозных «заимствований» в нерелигиозных течениях культуры также могло восприниматься как неправомерное, «ложным» религиозным интенциям стремились противостоять «истинные», как , например, в веховской статье С. Булгакова «Героизм и подвижничество». Интеллигенция предала забвению традиционные проблемы русской философии и литературы (глубины бытия, ценности личности, свободы и творчества), национальные чувства. Народ же в горниле революционных потрясений виделся ее представителям уже красносотенным или черносотенным «громилой с черной душой», а не «богоносцем». Естественно, человечество может спастись только посредством трансцендентного представляемое как «второе пришествие». В противном случае последствия кризиса могут привести к загниванию бездуховного мещанского мира
5.
Эти интеллектуальные предпосылки возникновения истинно религиозного поиска в свою очередь взаимодействовали с общим ходом истории и развитии цивилизации. Ведь рубеж 19-20 веков – это период как кризиса социального, так и период глобальных политических, экономических и цивилизационных потрясений. В России в это время развиваются новые капиталистические отношения, прежняя система экономического хозяйства, основанная на труде крестьянской общины, испытывает серьезное давление. Увеличивается социальная мобильность населения, вызванная поисками трудоустройства и расширением возможностей передвижения, благодаря развитию железных дорог. Информационные потоки расширяются, доступ к информации становится быстрее и проще. Распространяются в городах новые виды досуга, такие как кинематограф. Появляется новая массовая, городская культура. Город входит в художественную литературу новыми образами огромных машин, заводов и, в конечном счете, видится местом конца времен – Апокалипсиса. На рубеже веков происходит одна из научных революций человечества: классическая механика И. Ньютона, на которой основывался научный сциентизм позитивизма существенно корректируется открытиями теории относительности и первыми ростками квантовой механики. Начинает разрабатываться идея освоения космического пространства (К.Э. Циолковский)6.
Все эти факторы и новации в совокупности приводили к принципиально новому переживанию времени человеческой жизни и истории. История ускорялась и одновременно приближалась к человеку, подталкиваемая внутренними и внешними политическими кризисами. Ощущение чувства приближающейся катастрофы стало пронизывать самые разные настроения и культурные практики эпохи. Социокультурные трансформации, разрыв прежних социальных связей и временная быстротечность недавно неизменных сторон жизни создавали предпосылки для серьезного обращения к религии, причем не только писателей рубежа веков, но и более широких слоев населения. Катастрофа, которая станет итогом собственного движения истории. Религиозная революция может купировать этот процесс. Земля уходила из-под ног, чувство «встроенности» в социокультурный порядок ослабевало, усиливая необходимость в «фундаментальном средстве ориентации человека в реальности». Именно поэтому «новое религиозное сознание» предстает и как апокалиптическое сознание, жаждущее конца истории и наступления новой «религии Третьего Завета», и как революционно окрашенное сознание, призывающее прорваться к будущей катастрофе и стремящее отбросить радикально и бесповоротно «прах старого мира». Религия спасет историю революции радикальным духовным обновлением. Чуда не произошло, ибо подобные сверхэкзальтированные ожидания не были востребованы обществом. В итоге « Соединение Церкви с миром» не состоялось