Файл: Сущность Богоискательства и факторы предшествующие ему.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, поиск христианских основ всемирной культуры привел к «эсхатологическому» пониманию христианства, которое Д.С. Мережковский противопоставлял «историческому» христианству, к идее «нового религиозного сознания» и положению о необходимости противоположности «языческой прелести мира» и «христианского отречения от мира», о соединении Правды о небе и Правды о земле в религии Третьего Завета.
-
Философско-религиозное учение Н.А. Бердяева
Николай Александрович Бердяев – русский религиозный и политический философ, представитель русского экзистенциализма и персонализма. Основные труды Бердяева: «Субъективизм и идеализм в общественной философии»; «Критический этюд о Н.К. Михайловском» 1907г.; « Философия свободы» 1911г.; «Миросозерцание Достоевского» 1923г.; «Смысл истории» 1923г. и т.д16.
По мнению Бердяева основная противоположность, из которой следует исходить, строя мировоззрение, есть дух и природа. Дух является жизнью, свободой, творческой активностью; природа есть вещь, необходимость, детерминированность, пассивное претерпевание. К области природы принадлежит все объективно предметное, субстанциальное (под субстанцией Бердяев понимает завершенное, замкнутое бытие); не только материя, также и душевное бытие относится к области природы. Иной характер имеет область духа: в ней разделение преодолено любовью. Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни святых людей, людей высшей духовной жизни. В глубине своей Божество иррационально и сверхрационально. В природном бытии Божество не вмещается и может раскрываться лишь символически. Поэтому рождение Богочеловека от Девы Марии, жизнь Его в Палестине и крестная смерть на Голгофе по сути подлинные исторические факты и вместе с тем символы17.
Бердяев различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, т.е. произвол; разумную свободу; свободу, проникнутую любовью к Богу. Иррациональная свобода человека коренится в том «ничто», из которого Бог сотворил мир. Это «ничто» есть безосновное; это - потенция, не сотворенная Богом; она предшествует и Богу и миру. Согласно Бердяеву «из Божественного Ничто» рождается Святая Троица, рождается Бог-Творец. С этой точки зрения понятно, что свобода не сотворена Богом-Творцом, следовательно снимается ответственность за свободу, породившую зло. Бердяев приходит к убеждению, что Бог был бы виновником мирового зла,
если допустить творение Им свободы человека; и тогда невозможна была бы теодицея. Зло возникает в том случае, когда иррациональная свобода ведет к нарушению Божественной иерархии бытия, к отпадению от Первоисточника бытия вследствие гордыни духа. Отсюда возникает распад, материальное и вообще природное бытие и рабство вместо свободы. Вторая свобода, разумная свобода, взятая без первой, ведет к принудительной добродетели17.
В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия. Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.
Вследствие отпадения от Бога природа человека искажена: личности. отделенные от Бога и друг от друга, не видят духовной экзистенциальности других личностей, не имеют непосредственного опыта духовной жизни; они страдают болезнью уединения. Другим последствием искажения грехом есть жизнь во времени, ведущая к смерти. Вместо непосредственного опыта, открывающего жизнь экзистенциального я, субъекта, искаженный разум вырабатывает познание о мире в форме объективизации. Мир объектов есть природа, как противоположность духа: в природе объекты подчинены причинности, в ней нет свободы. Возрождение искаженного грехом человека есть освобождение его от природы, выработанной процессом объективизации, преодоление рабства и смерти, реализация личности как духа, как экзистенции. Поэтому Бердяев называет свою систему экзистенциальною или персоналистическою философиею
18.
Личность человека есть ценность более высокая, чем общество, нация, государство. В социальной жизни совесть человека искажена процессом объективизации и условными правилами. Только в личности и посредством личности может проявиться чистая, оригинальная совесть и все должно быть подчинено суду этой совести, которая не была искажена субъективизацией.
Этика Бердяева посвящена борьбе против несовершенного добра, выработанного в социальной жизни на основе субъективизации. Он изложил ее в книге “О назначении человека” и называл свое учение “Опытом парадоксальной этики”. Основной парадокс этики Бердяева заключается в том, что, согласно его учению, само различие добра и зла и возникновение оценок есть уже следствие падения. Опыт добра и зла возникает, когда иррациональная свобода ведет к отпадению от Бога: вслед за этим мир идет от первоначального неразличения добра и зла через резкое различение добра и зла к окончательному неразличению добра и зла, обогащенному всем опытом различения. Социальная жизнь, говорит Бердяев, есть организация, основанная в большей степени на лжи, чем на истине. Чистая истина часто не безопасна, разрушительна, она ведет к взрыву, к суду над миром и к концу мира. Чистая истина экзистенциальна, а в общественной жизни мы пользуемся познаванием посредством объективизации, которое вырабатывает истину, утратившую экзистенциальность, но приспособленную к потребностям миллионов людей. В государстве и Церкви, как социальном учреждении, мы часто встречаемся не с экзистенциальной духовной реальностью, а с условными символами. Царство Сверхдобра есть любовь ко всем существам. Поэтому подлинное нравственное сознание не может успокоиться пока существуют злые люди. Бердяев убежден, что можно найти пути для преображения зла и победы над адом. Исторический процесс, согласно Бердяеву, есть драма борьбы добра с иррациональной свободой зла. Где побеждает иррациональная свобода, там начинается распад бытия, возвращение его к первичному хаосу. Революциям предшествует процесс разложения, упадок веры, потеря в обществе и народе объединяющего духовного центра жизни. Поэтому революция способна только разрушать; она никогда не бывает творческим процессом. Творчество начинается лишь в эпоху реакции после революции, когда начинается осуществление того нового, к чему народ подготовлен своим прошлым. Однако и творческие эпохи истории никогда не осуществляют поставленных ею целей. Но эти неудачи ведут к подлинным достижениям: неудачи пробуждают полю к религиозному преображению жизни, к перенесению центра тяжести из разорванного времени земного бытия в вечное время Божественной жизни
19.
О России Бердяев писал часто и много, он говорил, что она есть великий и цельный Востоко-Запад по замыслу Божьему и она есть неудавшийся и смешанный Востоко-Запад по фактическому своему состоянию. Источник болезней России он находит в ложном соотношении в ней мужественного и женственного начала: «Русская душа оставалась в безбрежности, она не чувствовала грани и расплывалась», она требует всего или ничего, настроена апокалептически или нигилистически и поэтому не способна строить серединное царство культуры19.
Таким образом, были разобраны наиболее известные, так сказать основоположники богоискательства. Исходя из этого следует, что все философы стремились к реформации христианства в более новую религию, ориентированную на весь народ и включающая в себя не только небесную материю, но и земную, находящиеся в гармонии между собой. Они стремились найти выход из данного кризиса, за счет более глубокого понимания своего бытия, устремления знаний с целью поиска истины христианства, углубление в сущность Бога, в его значения для каждой личности. При этом Бердяев основной смысл богоискательства видел в нахождении истинного добра, а также в свободе человека, но не всякая свобода является истинной, а скорее насаждается людям, при этом основой он считал экзистенциализм, то есть учение основанное на уникальности человеческого бытия, изучение его проблем, трудностей, существования в окружающем мире. Мережковский противопоставлял «историческому» христианству, и говорил о необходимости соединения духовного и земного, то есть природы земной, человека, и Бога, без разделения на греховное, а осуществление такого процесса, при котором земной мир должен стать духовным, без греха, то есть небо и земля должны быть в гармонии между собой. Мережковский противопоставлял «историческому» христианству, к идее «нового религиозного сознания» и положению о необходимости противоположности «языческой прелести мира» и «христианского отречения от мира», о соединении Правды о небе и Правды о земле в религии Третьего Завета. Розанов при этом считал, что необходимо выделить концепцию «третьего пола», которого не знала природа. Человек, данного пола переносит свое либидо в духовное творчество, религию, культуры. Именно в этих людях он видел реформацию христианства. К таким людям относились монахи и иноки. Данное учение полностью отражает мысль Достоевского в книге «Братья Карамазовы» о том, что иноки способны спасти русскую землю, в период всеобщего потребления, отсутствия свободы, то есть свободу формально дали, но данная свобода полностью привязана к культу удовлетворения своих потребностей, во многих случаях не нужных человеку. То есть вместо объединения людей, происходит их обособленность от остальных с жаждой наживы, накопления, при этом если инок уединяется, то он духовно развивается и впоследствии может выйти в свет и объединить вокруг себя много людей, тем самым духовное просвещение, поиск истины является основой для выхода из кризиса начала 20 века.
Заключение
Богоискательство – в своем понятие не является исканием нового Бога или новой религии, богоискательство – это религиозно-философское учение, целью которого был выход из социального, политического и экономического кризиса, за счет нахождения истины и нового понимания Бога. Это связано с тем, что происходила постепенная деградация религии, а именно католицизм был направлен на извлечении выгоды, на контроль над деятельностью общества, то есть они, по сути, навязывали определенные догмы и традиции, с целью контроля людей для осуществления своих целей управления и содействия в этом государству. Такую же тенденцию начало перенимать и русское православие, церковь стала постепенно взаимодействовать с самодержавием, устанавливать свои законы, которые мешали людям в определенных ситуациях. К тому же из-за большого расслоения населения социальный кризис охватил русский народ и тем самым они ушли от духовного развития, все их действия были направлены на извлечение выгоды. Но если для более богатых данные последствия имели духовное самоубийство, так как за счет исключительно материального развития, их душа, их моральное состояние стало постепенно ухудшаться, то для более бедных слоев данные последствия приводили к убийству себя и зависти к более богатым, отражение таких изменений наглядно приводит Ф.М. Достоевский. Он же и видит единственный путь реформация – это просвещение, нахождения Бога для каждой личности.
Данные мысли и были развиты философами, которые осуществляли свою деятельность в начале 20 века. К тому же данная деградация к началу 20 века происходила более сильно и негативно влияла на экономически-социальное положение Российской империи. Люди ждали конца, Апокалипсиса и после него нового мира, новой эпохи. Приближение конца было обусловлено все более частыми социальными потрясениями, недовольством людей нынешней ситуацией, что в итоге привело к революции 1905 года, а затем и к свержению самодержавия в 1917 году и установление новой власти, власти социализма. Стоит отметить, что социально-духовный кризис охватил не только Россию, но и весь мир, но именно в России произошли такие значительные изменения, в то время как во всем мире, капитализм, как исток моральной деградации людей, также постепенно находил свое развитие. Поэтому, можно сделать вывод, что в какой-то степени и богоискательство повлияло на такое существенное изменение нынешнего строя того времени.