ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1.1 Нематериальные активы как экономическая категория
1.2 Нематериальные активы как объект бухгалтерского учета
1.3 Правовое обеспечение операций с нематериальными активами
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
2.1 Организация учета нематериальных активов
2.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов
2.3 Амортизация и инвентаризация нематериальных активов
2.4 Международная практика учета нематериальных активов
3. особенности организации нематериальных активов в современных условиях на ОАО «Вымпел»
3.1 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации бухгалтерской отчетности
3.2 Механизм амортизации нематериальных активов для целей налогообложения
3.3 Анализ оборачиваемости и эффективности использования нематериальных активов
Из табл. 3 видно, что средний срок полезного использования результатов
интеллектуальной собственности на предприятии составляет 5-7 лет. В современных условиях это нормальный срок “жизни” промышленного новшества. Более 10 летнего срока полезного использования имеют нематериальные активы: права на пользование землей, природными и иными ресурсами. В структуре нематериальных активов их доля составляет 12,6%, что в условиях РФ является приемлемой величиной.
При анализе структуры выбытия нематериальных активов объекты группируются по следующим направлениям:
Выбыло в отчетном периоде нематериальных активов - всего, тыс. руб.,
в том числе по причинам:
а) списание после окончания срока службы;
б) списание ранее установленного срока службы;
в) продажа исключительных прав;
г) безвозмездная передача нематериальных объектов.
При оформлении хозяйственных операций по выбытию нематериальных активов финансовый менеджер сосредотачивает свое внимание на вариантах минимизации потерь от выбытия.
Вложения капитала в нематериальные активы по степени ликвидности и риска оцениваются по трем категориям: высоколиквидные, ограниченно ликвидные, низколиквидные. Эта классификация относительна.
На ОАО “Вымпел” вложения капитала в нематериальные активы при оценке ликвидности имущества относятся к низколиквидным, то есть их реализуемость ниже реализуемости основных и оборотных активов.
Расчет эффективности использования нематериальных активов сопряжен с большими трудностями и требует комплексного подхода.
Эффект от приобретения предприятием права использования запатентованного производственного опыта и знаний, а также “ноу-хау” (т. е. незапатентованного опыта) определяется только по результатам реализации предприятием продукции, произведенной с использованием лицензии и “ноу-хау”. Однако объем продаж зависит от множества других факторов ( цены, спроса, качества товара и пр.) и вычленить изолированное действие каждого из них очень трудно.
Эффективность приобретения лицензий и “ноу-хау” зависит также от размеров единовременных платежей за них; от сроков финансирования и объема капитальных вложений предприятия в производственные и прочие фонды; текущих расходов, связанных с изготовлением и сбытом лицензионной продукции.
Результатом использования лицензии на ОАО “Вымпел” является экономия текущих затрат за счет сокращения длительности производственного цикла, снижения норм расхода материальных и трудовых затрат на производство продукции.
Затраты, связанные с использованием лицензий, складываются из двух частей: 1) из платежей за право пользования лицензиями, осуществляемых в форме единовременных платежей; 2) текущих затрат на производство и сбыт лицензионной продукции.
Конечный эффект от использования нематериальных активов на ОАО “Вымпел” выражается в общих результатах хозяйственной деятельности: в снижении затрат на производство, увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния. Исходя из этого основным принципом управления динамикой нематериальных активов является формула: темпы роста отдачи капитала должны опережать темпы роста затрат капитала. Иными словами, в динамике темпы роста выручки от реализации продукции или прибыли, должны опережать темпы роста нематериальных активов (табл. 4).
Таблица 4
Анализ эффективности нематериальных активов
№ строки | | Предшествующий год | Отчетный год | Отчетный год в % к предшествующему году |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Нематериальные активы | 4137 | 5868 | 141,8 |
2. | Выручка от реализации продукции (работ, услуг) | 12145 | 18946 | 156,0 |
3. | Балансовая прибыль | 2230 | 3790 | 170,0 |
4. | Доходность нематериальных активов (стр. 3 : стр. 1) | 0,54 | 0,65 | 120,3 |
5. | Оборачиваемость нематери- альных активов (стр. 2 : стр. 1) | 2,9 | 3,2 | 110,3 |
6. | Рентабельность продаж, % (стр. 3 : стр. 2) | 18,4 | 20,0 | 108,7 |
Как видно из табл. 4, показатели эффективности использования нематериальных активов в отчетном периоде по сравнению с предшествующим периодом улучшилась. Доходность нематериальных активов выросла на 20,3%. Основными факторами роста доходности являются ускорение оборачиваемости нематериальных активов и повышение рентабельности продаж. Количественное влияние этих факторов определяется методом цепных подстановок факторного анализа.
Таким образом, доходность нематериальных активов на ОАО”Вымпел” повышается за счет ускорения их оборачиваемости и повышения рентабельности продаж.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.
В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, нематериальных активов, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.
Данная дипломная работа рассматривает круг вопросов, связанных с организацией ведения учета нематериальных активов. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. для учета нематериальных активов вследствие их разнообразия по составу и назначению имеет место их классификация, исходя из которой и составляется отчетность о наличии и движении нематериальных активов, отсюда, учет данного вида средств организуется в бухгалтерии по их видам, независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия;
2. аналитический учет, организованный с применением вычислительной техники, позволяет сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации;
3. особенностью учета нематериальных активов, в частности выбытия, является определение финансового результата по данной операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки.
Все предприятия при учете нематериальных активов должны руководствоваться соответствующими законодательными и нормативными документами.
В настоящее время отражению в учете нематериальных активов уделено довольно много внимания. Однако вопросов и проблем не становится меньше. Поэтому необходимо совершенствовать систему учета нематериальных активов.
В связи с введением с 1 января 2002 года главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации при организации и определении порядка и степени использования данных бухгалтерского учета для учета амортизируемых активов необходимо определить различия в правилах их бухгалтерского и налогового учета.
Организация устанавливает срок полезного использования по каждому виду амортизируемых нематериальных активов при их постановке на учет, если он не установлен в договоре, патенте или ином аналогичном документе:
в бухгалтерском учете - в расчете на 20 лет;
в налоговом учете - в расчете на 10 лет.
В отличии от правил бухгалтерского учета в составе нематериальных активов учитываются: права владения на “ноу-хау”, секретную формулу или процесс, лицензии на право пользования недрами, а также право на фирменное наименование и не учитываются организационные расходы и положительная деловая репутация.
Предприятию можно рекомендовать ведение налогового учета с использованием или преобразованием регистров бухгалтерского учета. При этом организации необходимо определить:
методы, минимизирующие различия в учете амортизируемых активов;
регистры бухгалтерского учета, используемые в налоговом учете;
операции и объекты для учета в регистрах аналитического налогового учета.
К методам, минимизирующим различия, могут быть отнесены процедуры, которые касаются изменения:
типовых форм первичной учетной документации;
положений учетной политики по бухгалтерскому учету данных активов.
Исходя из различий, приведенных выше, организация может предусмотреть следующие дополнительные показатели в типовых формах первичной учетной документации:
- установление кодов отнесения объектов по составу - к объектам, принимаемым и не принимаемым в состав амортизируемого имущества в налоговом учете. Это касается включения в состав
амортизируемого имущества объектов жилого фонда и невключения безвозмездно полученных объектов; деловой репутации и организационных расходов и т. п.;
по стоимости - объекты со стоимостью до 10000 руб. не принимаются к учету (их стоимость списывается при вводе в эксплуатацию);
- выделение двух видов стоимости вводимых в эксплуатацию объектов
для бухгалтерского учета - первоначальная стоимость;
для налогового учета - амортизируемая стоимость (первоначальная стоимость, уменьшенная на сумму не принимаемых при налогообложении расходов).
Таким образом, данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемых объектов будут формироваться в регистрах на основании показателей одних и тех же форм первичной учетной документации, составленных в установленном законодательством порядке. Используются акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) и карточка учета нематериальных активов (ф. № НМА-1). В зависимости от характера операции и требований нормативных актов в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.