Файл: Билет 1 Определение, цель и задачи дисциплины Организация ветеринарного дела, её структурнологическая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







БИЛЕТ № 6

1.Правовые и организационно-структурные основы деятельности Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ.

1. Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Департамент) является структурным подразделением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Министерство).

2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве, правовыми актами Министерства, а так же настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет в установленном порядке свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства, подведомственными Министерству Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - федеральная служба) и Федеральным агентством по рыболовству (далее - федеральное агентство), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, потребительскими союзами и иными организациями.

 Руководство деятельностью Департамента осуществляет директор Департамента ветеринарии Министерства (далее - директор Департамента), который назначается на должность и освобождается от должности Министром.

8. Директор Департамента подчиняется непосредственно Министру, а также заместителю Министра, курирующему деятельность Департамента в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра.

9. Директор Департамента имеет заместителей.

10. Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с ежегодными планами работы, утвержденными Министром, с ежеквартальным их уточнением.

11.Структурными подразделениями Департамента являются отделы по основным направлениям деятельности Департамента.

12. Директор Департамента:

12.1. распределяет должностные обязанности между своими заместителями;

12.2. согласовывает проекты нормативных правовых актов и заключений, представляемых на подпись Министру, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

12.3. участвует в подготовке проектов положений о Департаменте, должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Департамента;

12.4. утверждает положения об отделах;

12.5. вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении, поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении федеральных государственных гражданских служащих Департамента;

12.6. несет персональную ответственность перед Министром и его заместителями за выполнение возложенных на Департамент полномочий;

12.7. принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства;

12.8. в установленном порядке докладывает Министру об обнаруженных нарушениях законодательства Российской Федерации в работе Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства. 

Департамент осуществляет практическую реализацию возложенных на Министерство функций по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, включая предупреждение и ликвидацию заразных и иных болезней животных, обеспечение безопасности продукции животного происхождения в ветеринарном отношении, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, охрану территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, а также в области обеспечения химической и биологической (ветеринарной) безопасности Российской Федерации (далее - направления деятельности Департамента), а также участвует в управлении государственным имуществом, переданным подведомственным Министерству и закрепленным в установленном порядке за Департаментом организациям.

2.Ветеринарный учет. Перечень форм документов ветеринарного учёта.

Ветеринарный учет - это система регистрации и отражения процессов развития ветеринарного дела, явлений и факторов, которые происходят в государственной, ведомственной и производственной ветеринарной медицине. Учет как система регистрации фактов заболеваемости и смертности, животных всех видов при инфекционных, інвазійних, незаразных болезнях, результатов деятельности ветеринарной службы и ее состояния служит основой для объективной оценки качества ветеринарных мероприятий. Данные ветеринарного учета является отправным материалом для принятия решений о срочных, текущих и перспективных заданиях ветеринарной службы, для разработки планов профилактических и оздоровительных мероприятий, повышения их эффективности.

Ветеринарный учет организуется по единственной системе, которая обеспечивает возможность эффективного контроля выполнения плановых ветеринарных мероприятий, позволяет более успешно решать основные задания ветеринарной службы по профилактике и ликвидации заразных и незаразных болезней животных, охране людей от болезней, общих для человека и животных.

 Ветеринарному учету подлежат: 1.специальные работы, выполняемые ветеринарными специалистами в сельскохозяйственных предприятиях, акционерных обществах, животноводческих кооперативах.

2.ветеринарно-санитарное состояние животноводческих хозяйств и других
предприятий, связанных с животными, продуктами и сырьем животного происхождения; 


3.ветеринарно-санитарный обзор и ветеринарно-санитарная экспертиза мяса, молока, других пищевых продуктов, кожевенно-мехового сырья, шерсти и другого сырья

" Отчет о заразных болезнях животных - (форма №1-вет., месячная) предназначен для представления в вышестоящие ветеринарные учреждения сведений о возникновении, распространении и ликвидации заразных болезней животных. Отчет о заразных болезнях животных составляют все животноводческие хозяйства независимо от форм собственности и их ведомственной принадлежности, занимающиеся выращиванием, разведением, откормом и реализацией животных; ветеринарные учреждения, обслуживающие хозяйства, ветеринарные кооперативы, малые предприятия, ветеринарные товарищества и ветврачи-предприниматели. Если за отчетный период не было случаев возникновения заразных болезней животных, то отчет по форме № 1-вет. не составляют. Об этом сообщают в вышестоящую ветеринарную организацию письмом или телеграммой.

Отчет о противоэпизоотических мероприятиях (форма № 1-вет. А квартальная) предназначен для представления в вышестоящие учреждения и органы управления ветеринарной службой сведений о проведенных ветеринарных противоэпизоотических мероприятиях по предупреждению заразных болезней животных. Отчет представляют ежеквартально.

• юридические лица, их обособленные подразделения, осуществляющие ветеринарную деятельность (кроме крестьянско-фермерских, хозяйств), субъектов предпринимательства - районным (городским) ветеринарным органам - на пятый день после отчетной даты;

• районные (городские) ветеринарные органы - ветеринарным органам субъектов Российской Федерации - на пятнадцатый день после отчетной даты;

• ветеринарные органы субъектов Российской Федерации департаменту ветеринарии МСХ России на двадцать пятый день после отчетной даты.

Исходными данными для составления отчета по форме № 1-вет. А служит журнал для записи противоэпизоотических мероприятий (форма № 2-вет.) (табл.6). Содержательная часть отчета состоит из трех разделов (диагностические исследования, прививки, лечебнопрофилактические мероприятия и ветеринарно-санитарные работы), форма унифицирована и представлена ниже, ее заполняют в определенной последовательности.

Отчет о незаразных болезнях животных - (форма № 2-вет., годовая). Отчет составляет ветеринарная служба хозяйств, предприятий разных форм собственности, учреждений и организаций государственной ветеринарной сети.

Формы

Наименование формы

1-ВЕТ

Сведения о заразных болезнях животных

1-ВЕТ А

Сведения о противоэпизоотических мероприятиях

2-ВЕТ

Сведения о незаразных болезнях животных

3-ВЕТ

Сведения о болезнях рыб и других гидробионтов

4-ВЕТ

Сведения о работе ветеринарных лабораторий

5-ВЕТ

Сведения о ветеринарно-санитарной экспертизе сырья и продуктов животного происхождения

7-ВЕТ

Сведения о ветеринарном надзоре при импорте, экспорте и перевозках животных, продуктов и сырья животного происхождения




3.Экономическая эффективность ветеринарного обслуживания животноводческого предприятия.
В государственных, кооперативных и других животноводческих предприятиях разных форм собственности эффективность ветеринар­ного обслуживания рекомендуется определять по стоимости доли про­дукции, создаваемой трудом ветеринарных работников. Для опреде­ления экономической эффективности ветеринарного обслуживания животноводческих предприятий учитывают следующие показатели: стоимость валовой продукции животноводства; доля стоимости вало­вой продукции животноводства, созданная трудом ветеринарных ра­ботников; общие затраты труда работников животноводства; затраты труда ветеринарных работников: материальные, трудовые и денежные на ветеринарное обслуживание животноводческого предприятия.

Экономический эффект, полученный в результате ветеринарного обслуживания предприятия, Эв определяется по формуле

Эв = Св – Зв,

где Св — стоимость продукции, созданной трудом ветеринарных работников предпри­ятия, руб.; Зв — затраты на ветеринарное обслуживание предприятия, руб.

Стоимость продукции, созданной трудом ветеринарных работни­ков, Св составит

Св = СвпК,

где Свп — стоимость валовой продукции животноводства предприятия, руб.; К — коэффициент, характеризующий долю продукции, созданной трудом ветеринарных работников.

К = Твобщ,

где Тв — затраты труда на ветеринарное обслуживание животноводческого предприятия (затраты труда ветеринарных врачей, фельдшеров, операторов, санитаров, подсобных рабочих, шоферов, занятых ветеринарным обслуживанием животноводства), чел.-ч; Тобщ - затраты труда животноводческого предприятия, чел.-ч.

Экономическую эффективность ветеринарного обслуживания жи­вотноводства Эр определяют по формуле

Эр = Эвв.

Экономический эффект, полученный в результате ветеринарного обслуживания, учитывают при материальном стимулировании труда ветеринарных работников.












БИЛЕТ № 7

1.Характеристика государственного, ведомственного и производственного ветеринарного надзора.

В зависимости от подчиненности организаций, осуществляющих ветеринарный надзор, различают государственный ветеринарный, ведомственный ветеринарно-санитарный и производственный ветеринарный надзор. государственный ветеринарный надзор осуществляют только государственная ветеринарная инспекция страны, республики, края, области и государственные ветеринарные учреждения (районные и городские государственные объединения, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, транспортные ветеринарно-санитарные участки, пограничные контрольные ветеринарные пункты и т.д.). Функции государственного ветеринарного надзора: выявление массовых незаразных болезней животных; организация противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятия по охране территории российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и контроль за их выполнением; разработка ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства; контроль за проведением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами организационно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных правил;

установление порядка производства и применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов;

проведение специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и технологических катастроф;

осуществление мер по пресечению нарушений ветеринарного законодательства РФ и применение санкций, установленных законом Российской Федерации «О ветеринарии».

 Ведомственный ветеринарно-санитарный надзор на объектах Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, а также на объектах Объединенных вооруженных сил Содружества независимых государств, расположенных на территории Российской Федерации, осуществляется ведомственными ветеринарно-санитарными службами, действующими согласно положению о ветеринарно-санитарном надзоре, разрабатываемому в соответствии с законом Российской Федерации «О ветеринарии» и утвержденному указанными министерствами по согласованию с главным государственным ветеринарным инспектором российской Федерации.


2. Планирование, организация и методика проведения ветеринарных мероприятий при инвазионных болезнях животных.

Говоря о профилактике инвазионных болезней, не следует забы­вать о том, что есть возбудители, которые заражают как человека, так и животных (антропозоонозы). Поэтому уничтожение возбуди­телей у одного предотвращает заболевание у другого.

В целом в животноводстве достаточно широко применяют био­логические и химиопрофилактические методы. К биологическим методам относятся такие, при которых целенаправленные действия специалиста приводят к гибели инвазионного начала — яиц и личи­нок, взрослых особей, промежуточных хозяев или переносчиков, вследствие чего нарушается контакт возбудителя с реципиентом. К этим мероприятиям относятся распахивание земель и мелиоратив­ные работы на пастбищах, их смена или изоляция неблагополучных участков с учетом продолжительности жизнеспособности яиц, личинок и т. д., создание долголетних культурных пастбищ, уничтоже­ние кочек и кротовин, мелких кустарников, биотермия навоза.

Смена пастбищ в профилактике многих инвазионных болезней достаточно эффективна. Однако с учетом того, что в отдельных зонах страны пастбищные участки ограничены, этот метод следует применять в соответствии с территориальными возможностями путем краткосрочного чередования пастбищ. Например, при диктиокаулезе в зависимости от времени года — от 3—5 до 10— 15 сут, при фасциолезе — 1—1,5 мес. Но при мониезиозах этот метод для хозяйств с ограниченными пастбищами не может быть использован, так как орибатиды — промежуточные хозяева мони-езий — живут до двух лет.

Применение химиопрофилактики в паразитологии разнообраз­но. Она успешно может быть использована против арахноэнтомо-зов, протозоозов и гельминтозов. При арахноэнтомозах применяют инсектоакарициды, которые, обладая длительной персистентно-стью, способны убивать как взрослых насекомых, клещей, так и их преимагинальные стадии. С этой целью, например, прикрепляют ушные бирки фирмы «Флектрон», которые содержат перметрин, длительно защищающий животных от нападения членистоногих. Для профилактики эффективны ивомек и цидектин (против многих эктопаразитов и клещей). Против гнуса и его отдельных компонен­тов высокоэффективна обработка крупного рогатого скота, лоша­дей и оленей водной эмульсией оксамата, терпеноидного репеллента и пиретроидов различной концентрации. Инсектоакарициды защи­щают животных от нападения членистоногих и тем самым профи-лактируют заражение их возбудителями трансмиссивных болезней.


3. Экономическая эффективность лечебно-профилактических мероприятий при незаразных болезнях животных.









БИЛЕТ № 8

1.Принципы и системы планирования ветеринарных мероприятий.

Планирование — одна из существенных функций управления ветеринарным делом, важный элемент его организации. Вся работа ветеринарных органов и специалистов строится на основе соответствующих планов.

К объектам планирования в ветеринарии относятся: профилактика и ликвидация инфекционных и инвазионных болезней животных; профилактика незаразных болезней; материально-техническое обеспечение и финансирование; развитие ветеринарной науки и внедрение ее достижений в практику; подготовка кадров; развитие сети ветеринарных учреждений. Планирование названных мероприятий обязательно для ветеринарных органов республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Мо-зквы и Санкт-Петербурга. В районах, городах, колхозах, совхозах, акционерных обществах и других сельскохозяйственных предприятиях планируют преимущественно профилактические, оздоровительные и ветеринарно-санитарные мероприятия 1 также их материально-техническое обеспечение.

При составлении планов ветеринарных мероприятий руководствуются следующими принципами: единство, комплексность, демократичность, выделение ведущего звена.

Единство планов предусматривает обязательность планирования ветеринарных мероприятий по конкретным вопросам на определенной территории независимо от ведомственной принадлежности хозяйств, комплексов, предприятий.

Комплексность предусматривает сочетание в плане специальных профилактических и лечебных мер и организационно-хозяйственных мероприятий. Только комплексное осуществление всего объема работ может гарантировать ветеринарное благополучие объекта.

Демократичность предусматривает планирование ветеринарных мероприятий снизу в верх, т. е. разработку первичных планов, начиная с колхозов, совхозов, акционерных обществ и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса и кончая руководящими ветеринарными органами. В отдельных случаях вышестоящие ветеринарные органы дают указания о проведении конкретных мероприятий на планируемый период.

Выделение ведущего звена в комплексе планируемых мероприятий — это определение первоочередного, или главного, мероприятия, без которого невозможно осуществление других элементов намечаемого плана. Так, например, в планах ликвидации бруцеллеза животных ведущее звено — ежемесячное обследование поголовья, выявление и убой положительно реагирующих животных, что должно обеспечивать прекращение дальнейшего распространения бруцеллеза и постепенную его ликвидацию. В случае широкого распространения заболевания в плане противотуберкулезных мероприятий ведущими звеньями становятся вакцинация молодняка, изолированное его выращивание и замена неблагополучных стад здоровым, иммунным молодняком.

Учет и анализ данных ветеринарной статистики — одно из важнейших требований, предъявляемых к планированию в ветеринарии. С помощью статистики специалист анализирует ветеринарное состояние, устанавливает закономерности заболевания на соответствующей территории (в хозяйстве) за определенный период, выявляет факторы, повлиявшие на тот или иной процесс. Статистические данные о заболеваемости и падеже животных, эффективности проведенных мероприятий позволяют научно обоснованно планировать те или иные профилактические или оздоровительные меры.

Ветеринарная статистика основана на данных отчетности о заразных и незаразных болезнях животных, диагностических исследованиях, ветеринарно-санитарных и профилактических мероприятиях, результатах ветеринарно-санитарной экспертизы.

В ветеринарной практике приняты три системы планирования: перспективная, текущая и оперативная.

Перспективные планы включают наиболее важные мероприятия в области ветеринарного дела, рассчитанного на длительные сроки – 2-5 лет и более. Перспективные планы большей частью касаются оздоровления хозяйств и местностей от хронических инфекционных и паразитарных болезней. К ним относятся также планы развития государственной ветеринарной сети, строительства ветеринарных объектов, подготовки и переподготовки ветеринарных кадров, решения сложных научных проблем и др.

Текущие планы ветеринарных мероприятий разрабатывают на год, иногда с разбивкой по месяцам и кварталам. Это основные плановые документы. Они включают меры профилактики и ликвидации инфекционных и инвазионных болезней животных, методы обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия хозяйств, населенных пунктов, местностей на предстоящий год. В дополнение к этим планам составляют планы материально-технического обеспечения.

Оперативные планы ветеринарных мероприятий разрабатывают на какой-то определенный (календарный) период. Примером такого плана может служить план ликвидации эпизоотического очага (например, ящура).

2.Заполнение журнала для регистрации больных животных.

Ведение учета по оказанию лечебной помощи больным жи­вотным, проведенным противоэпизоотическим мероприятиям п т. д. - обязанность всех ветеринарных специалистов

Журналы регистрации больных животных и книги ветеринар­ного учета являются основными документами, на основании которых составляют соответствующие отчеты. Они должны быть прошнурованы, пронумерованы, подписаны руководителем уч­реждения и скреплены печатью. Первичную регистрацию ведет непосредственный исполнитель — ветеринарный врач или вет­фельдшер, после выполненной работы.

В гр. 1 ставят порядковый номер только первично принятого животного. При повторном посещении (с этой же болезнью) за­писывают в гр. 2 тот же номер первичной записи.

В гр. 4 указывают название хозяйства (фамилию, имя, отчес­тво) владельца животного, его адрес.

В гр. 7 - 8 пишут первоначальный и окончательный диагноз.

В гр. 9 указывают Т. П. Д. и лечебные меры.

В гр. 10 исход болезни (выздоровление, вынужденный убой, падеж и т. д.).

3.Ветеринарный надзор в животноводческих хозяйствах.

В животноводческих хозяйствах ветеринарный надзор осуще­ствляют ветеринарные специалисты Государственной ветеринар­ной службы.

Ветеринарный надзор в животноводческом хозяйстве склады­вается из контроля за выполнением ветеринарно-санитарных требований к строительству животноводческих объектов, правил содержания и кормления животных, контроля за заготовкой жи­вотных, продуктов и сырья, а также проведения ветеринарно-са­нитарных мероприятий.

Ветеринарный надзор за строительством животноводческих объектов заключается в участии ветеринарных специалистов в выборе площадки для строительства, дислокации отдельных по­строек, постоянном контроле за ходом строительства и приемке помещений в, эксплуатацию. Требования ветеринарного надзора в области строительства предусмотрены в специальных ветери­нарно-санитарных нормах технологического проектирования жи­вотноводческих помещений, разработанных и утвержденных Фе­деральным органом исполнительной власти в области ветеринар­ного надзора.

Ветеринарный надзор за выполнением правил кормления и со­держания животных является предупредительной мерой, направ­ленной на недопущение нарушения этих правил, улучшение ветеринарно-санитарного состояния ферм и комплексов, обеспечение высокой ветеринарно-санитарной культуры животноводства.

Ветеринарный надзор за получением, хранением и переработ­кой молока

Ветеринарный надзор за убоем животных осуществляется при плановом и вынужденном убое животных. При вынужденном убое обязательно направляют пробы для лабораторного исследования на сибирскую язву и сальмонеллез. Мясо вынужденно убитых жи­вотных проваривают под контролем ветеринарных специалистов.

При закупке племенных и пользовательных животных главной задачей ветеринарного надзора является обеспечение ветеринар­ного благополучия животных, недопущение заноса заразных бо­лезней в хозяйства. 

Ветеринарный надзор осуществляют за соблюдением правил заготовки и хранения сырья и обязательным исследованием на си­бирскую язву. Исследованию на сибирскую язву подлежат шкуры лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз, ослов, лошаков, му­лов, яков, буйволов, верблюдов, оленей, лосей, диких коз, еното­видных собак и свиные шкуры не боенского происхождения. 

Заключительным актом ветеринарного надзора в хозяйствах является проведение ветеринарно-санитарных мероприятий:

- устраняют недостатки в содержании и использо­вании животных;

- осуществляют очистку и дезинфекцию помеще­ний, территорий и других объектов;

- запрещают ввод и вывод жи­вотных, вывоз сырья и фуража, а также заготовки скота, птицы, продуктов животного происхождения;

- закрывают пастбища и во­доемы;

- проводят профилактические и вынужденные ветеринарно-санитарные мероприятия, карантинирование хозяйств, меры по охране природы.











БИЛЕТ № 9

1.Порядок наложения штрафа и какие документы оформляют государственные ветеринарные инспекторы при наложении штрафа?

Размер штрафа устанавливают в зависимости от тяжести совершенного нарушения Ветеринарного законодательства с учетом личности и имущественного положения виновного. Для наложения штрафа составляют протокол по установленной форме с указанием личности нарушителя, характера, места и времени нарушения, а также показаний свидетелей.

На основании протокола государственный ветеринарный инспектор, имеющий право рассматривать дела об административной ответственности, составляет постановление о наложении штрафа по установленной форме, которое является основанием для взимания штрафа.

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении этих законов, других нормативных актов, а также лица, которые занимаются незаконной ветеринарной и фармацевтической деятельностью, привлекаются к ответственности преимущественно в форме наложение штрафов, если их действия не несут уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Законодательство нашего государства определяет уголовную ответственность за нарушение ветеринарных правил (если они носят элемент преступления).

Уголовный кодекс Украины (статья 251) предусматривает, что нарушения ветеринарных правил, которые привели к распространению эпизоотии или другим тяжелым последствиям наказываются штрафом от ста до двухсот не облагаемых налогом минимов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до пяти лет или ограничением свободы до трех лет или лишение свободы на тот же срок.

2. Ветеринарный надзор на транспорте.

Ветеринарный надзор на транспорте осуществляется за пе­ревозкой сельскохозяйственных животных, пушных зверей, птиц, рыбы, икры, раков, пчел, мяса, молока, сырья животно­го происхождения. Их погрузку, выгрузку и транспортировку контролируют ветеринарные специалисты.

Перед учреждениями государственного ветеринарного надзо­ра на транспорте стоят следующие задачи: охрана животновод­ческих хозяйств от заноса заразных болезней; предупреждение распространения болезней транспортными средствами; недопу­щение заболевания, исхудания и гибели животных в пути; пре­дотвращение порчи продуктов и сырья животного происхожде­ния при транспортировке.

Перевозки животных, продуктов и сырья должны осущест­вляться при строгом соблюдении требований ветеринарного за­конодательства и правил перевозки животных и грузов живот­ного происхождения.

В соответствии с действующими правилами разрешается пе­ревозить транспортом и перегонять только здоровых животных из благополучных хозяйств. В отдельных случаях разрешается перевозить на мясокомбинаты животных, больных заразными болезнями (бруцеллезом, туберкулезом и т. д.). Такое разрешение дают ветеринарные органы республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,

областей.

Ветеринарный надзор на транспорте осуществляют специа­листы государственных ветеринарных учреждений, главные го­сударственные ветеринарные инспектора районов и городов, ве­теринарные учреждения государственного ветеринарного надзо­ра на транспорте.

Животные, предназначенные к выводу или вывозу из хозяй­ства, подвергаются на месте осмотру, при необходимости — ди­агностическим исследованиям и профилактическим обработкам.

На животных, продукты и сырье выдаются специальные ве­теринарные свидетельства , подтверждающие благо­получие животных, продуктов, сырья и местности по заразным

болезням.

Перегон животных по грунтовым и шоссейным дорогам и скотопрогонным трассам осуществляется с соблюдением специ­альных правил. Ветеринарный надзор при этом осуществляет­ся государственными ветеринарными учреждениями (районны­ми и городскими станциями по борьбе с болезнями животных, районными государственными ветеринарными объединениями, участковыми ветлечебницами, ветучастками) и специалистами хозяйств разных форм собственности.

О предстоящих перевозках (перегонах) животных на терри­тории района ветеринарными учреждениями сообщают главные ветеринарные врачи районов или вышестоящие ветеринарные

органы.

В обязанности ветеринарных специалистов при контроле за перевозкой (перегоном) животных входит: осмотр животных, выявление больных или подозрительных по заболеванию зараз­ными болезнями животных, принятие необходимых мер по не­допущению распространения болезней. В случае перегона (пере­возки) животных без ветеринарных документов (ветеринарных свидетельств или справок) ветеринарный специалист имеет пра­во задержать перегон или перевозку, поставив об этом в извест­ность главного ветеринарного врача района.

При организации перегона скота на сезонные пастбища руко­водствуются специальной инструкцией, содержащей требова­ния к перегону животных. Рекомендуется сопровождение пере­гоняемых животных ветеринарными специалистами хозяйств или государственных ветеринарных учреждений, что обеспечи­вает более действенный контроль за соблюдением правил пере­гона и лучшее ветеринарное обслуживание.

Для осуществления ветеринарного надзора на железной дороге созданы специальные государственные ветеринарные учреждения (транспортные ветеринарно-санитарные пункты, ветеринарный надзор на дезпромывочных станциях и пунк­тах). Они подчинены зональным управлениям государствен­ного ветеринарного надзора на Государственной границе и транспорте.

Задачи ветеринарных учреждений на железнодорожном транспорте следующие:

обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия перево­зимых животных, продуктов и сырья;

предупреждение исхудания, заболевания и падежа живот­ных в пути;

предотвращение порчи продукции;

охрана хозяйств от заноса возбудителей заразных болезней животных;

проведение ветеринарных мероприятий при обнаружении за­разных и незаразных болезней животных; контроль за поступлением транспортных средств на ветери-нарно-санитарную обработку; контроль за соблюдением правил перевозок. Ветеринарные специалисты транспортных ветеринарно-контрольных пунктов осматривают животных и продукты ! при погрузке, выгрузке и транзите, наблюдают за выполне­нием ветсанправил, соблюдением условий перевозки, прове­ряют кормовую базу, места водопоя, изучают ветеринарное состояние прилегающих к железной дороге районов и хо­зяйств, проверяют ветеринарные документы. Они оказывают лечебную помощь заболевшим животным и проводят неот­ложные противоэпизоотические мероприятия. Ветеринарный персонал на ДПС и ДПП проверяет качество очистки ваго­нов, следит за санитарным состоянием территории станции, обеззараживанием выгруженного навоза, утилизацией тру­пов и т. д.

По результатам ветеринарного надзора на железнодорожном транспорте могут быть приняты следующие меры:

запрещение перевозок животных, продуктов и сырья при нарушении требований, предусмотренных в правилах пере­возок;

удаление заболевших животных в пути следования на одной из станций; очистка и дезинфекция транспортных средств; временное закрытие станций;

запрещение погрузки или выгрузки животных, продуктов и сырья;

составление актов о нарушении правил перевозок; конфискация продуктов и сырья, признанных непригодны­ми для использования;

наложение штрафа на лиц, нарушающих ветеринарное зако­нодательство;

привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в распространении заразных болезней, и т. д. Для организации ветеринарного надзора на водном транспор­те созданы специальные транспортные ветеринарно-санитарные пункты, подчиненные зональным управлениям государственно­го ветеринарного надзора на Государственной границе и транс­порте.

Транспортные ветеринарно-контрольные пункты на водном транспорте решают следующие основные задачи:

охрана рек и береговой территории от загрязнения возбуди­телями опасных заразных болезней;

контроль за ветеринарно-санитарным состоянием пристаней, судов;

контроль за выполнением правил приема и перевозки живот­ных продуктов и сырья.

Ветеринарный надзор при перевозках животных морским флотом возложен на специалистов государственных ветеринар­ных учреждений, а при экспортных и импортных операциях — на пограничные контрольные ветеринарные пункты.

На воздушном транспорте ветеринарный надзор осуществля­ют специалисты государственных ветеринарных учреждений (районных и городских ветеринарных объединений) или погра­ничные контрольные ветеринарные пункты (в международных аэропортах). Специалисты производят осмотр при погрузке, вы­грузке грузов и таможенном досмотре.

3. Экономическая эффективность ветеринарных мероприятий и методика ее определения.

Экономическую эффективность ветеринарных мероприятий характе­ризует специальная система экономических показателей. Методика оп­ределения каждого показателя требует самостоятельного изложения.

Предотвращенный экономический ущерб определяется с исполь­зованием нормативной базы, включающей средние показатели забо­леваемости, летальности животных, экономического ущерба, причи­няемого болезнями, затрат на проведение ветеринарных мероприятий. Каждый из этих показателей устанавливается на основе выборочных исследований за период неблагополучия хозяйств, регистрации неза­разных болезней, а также по экспериментальным данным.

Устанавливаются возможные коэффициенты заболеваемости и летальности животных при отдельных болезнях.











БИЛЕТ № 10

1.Международный ветеринарный кодекс.

Международный ветеринарный кодекс - совокупность юридических норм, охватывающих своим действием область профессионального труда ветеринарных специалистов, связанных с международной торговлей животными и продукцией животного происхождения.

Целью МВК является: обеспечение санитарной безопасности при ведении международной торговли земными животными (млекопитающими, птицами и пчёлами)

иживотноводческой продукцией путём подробного определения санитарных мер, которые должны выполнять ветеринарные власти импортирующих и экспортирующих стран в целях недопущения передачи патогенных возбудителей болезни животных и человека, гарантируя при этом беспрепятственное ведение международной торговли.

Международный ветеринарный кодекс включает в себя санитарные нормы, основные направления и рекомендации, утверждённые Международным комитетом Международного эпизоотического бюро, а также согласованные с Всемирной торговой организацией (ВТО) санитарные и фитосанитарные меры.

Руководствуясь положениями Международного ветеринарного кодекса, ветеринарные власти отдельных стран могут устанавливать свои санитарные требования, как правило, более строгие требования, которые должны быть обоснованы научной оценкой рисков, несущих потенциальную опасность для здоровья животных.

Международный ветеринарный кодекс состоит из 4 частей:

Часть 1. Общие положения включают правовые нормы по вопросам извещения о болезнях; обязательства и этика в международной торговле; анализа риска при импорте; процедур при импорте и экспорте; анализа риска, связанного с биологическими продуктами ветеринарного назначения.

Часть 2. Рекомендации по отдельным болезням включает правовые нормы по болезням списка А; общим болезням для животных разных видов списка Б; болезням крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец и коз, птиц, кроликов, пчёл списка Б; болезням, не входящим в списки А и Б (зоонозы, передаваемые приматами, кроме человека и сальмонеллёзы).

Часть 3. Приложения, включающие диагностические тесты при ведении международной торговли; сбор и обработку семени; сбор и обработку яйцеклеток/эмбрионов; санитарно-гигиенический контроль в хозяйствах; рекомендации по карантину; рекомендации по уничтожению патогенных возбудителей и насекомых – переносчиков; рекомендации по перевозке животных; системы эпидемиологического наблюдения.

Часть 4. Образцы ветеринарных сертификатов включает образцы международных ветеринарных сертификатов на животных и на животноводческую продукцию.

2.Перечислите права и обязанности ветеринарного санитара.


3.Оформление ветеринарных свидетельств.

Ветеринарное свидетельство является сопроводительным документом для перемещения грузов животного происхождения внутри Российской Федерации и в страны СНГ.

Ветеринарный сертификат дает право перевозить такие виды продукции за рубеж. Данные документы подтверждают санитарно-ветеринарную безопасность грузов.

Оформляются сопроводительные ветеринарные документы  ветеринарными службами на грузы, которые являются  подконтрольными Госветнадзору. При этом они могут быть  получены на предприятии, на ферме или в хозяйстве, прошедших санитарное и ветеринарное обследование, имеющих  регистрационное ветеринарное удостоверение органа Госветнадзора. В зависимости от группы грузов Ветеринарные свидетельства для перевозки между административными подразделениями, расположенными на территории РФ (городами, районами, областями),  могут быть оформлены и выданы ( в том числе в центрах сертификации в Ростове) в виде одной из следующих форм:

  • при перевозке живых животных, биологических объектов для размножения применяется форма 1;

  • при транспортировке продовольственного сырья животного происхождения и пищевых продуктов используется форма 2;

  • корма животного происхождения,  непищевые продукты техническое сырье — форма.