Файл: Правовое регулирование правоотношений по социальному обслуживанию.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
КАЛМЫЦКИЙ ФИЛИАЛ
ФГБОУИ ВО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по ПМ 01 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ»
МДК 01.01 «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
Тема: «Правовое регулирование правоотношений по социальному обслуживанию»
Выполнил: студент 3 курса,
специальности 40.02.01
Право и организация социального
обеспечения, группы ПС-3А,
Лиджиев Олег
Проверила: Сангаджиева Э. Н.
Элиста, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………...........................3
Глава 1. Правовое регулирование правоотношений по социальному обслуживанию…………………………………………………………………….6
-
Правоотношения по социальному обслуживанию: общее положение…6 -
Субъекты правоотношений по социальному обслуживанию…………...8 -
Содержание правоотношений по социальному обслуживанию……….10
Глава 2. Объекты правоотношений по социальному обслуживанию………..14
2.1. Социальные услуги………………………………………………………....14
2.2. Формы социального обслуживания……………………………………......16
2.3. Процедурные правоотношения по социальному обслуживанию………..19
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованной литературы………………………………………...…24
ВВЕДЕНИЕ
Международным пактом ООН об экономических, социальных и культурных правах, а также Конституцией РФ (статья 39) предусмотрено право социального обеспечения, в том числе право социального обслуживания в Российской Федерации. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Социальное обслуживание населения - важная составляющая социального государства, поскольку выступает гарантией реализации социальных прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством. И в России, и за рубежом органы государственной власти уделяют серьезное внимание организации и правовой регламентации социального обслуживания отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства.
В нашей стране исследуются такие проблемы, как разработка и внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций; обеспечение качества предоставления государственных социальных услуг, разработка стандартов как основы подтверждения соответствия и оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, выявление особенностей организации социального обслуживания населения.
Так, в Российской Федерации с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный Закон от 28 декабря 2013 года №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные, и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании не имеют достаточных средств, поэтому государство принимает разные меры для решения этих проблем
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере реализации правового регулирования в области социального обслуживания населения в системе государственного управления с участием органов государственной власти и местного самоуправления по выполнению собственных и реализации переданных государственных полномочий.
Предметом исследования является нормативные правовые акты, определяющие порядок разработки, внедрения, стандартизации административных процедур (государственных услуг), административных регламентов в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации государственных полномочий в сфере социального обслуживания населения; деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания в части предоставления ими государственных услуг населению;
Целью исследования является изучение и анализ законодательства, регулирующего социальное обслуживание в Российской Федерации, задачи социального обслуживания, пути решения проблем.
Методологической основой данной работы является изучение различных путей, средств, и способов оказания помощи по социальному обслуживанию, а также тесное ознакомление с практическими аспектами реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в Челябинской области.
Глава 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
-
Правоотношение по социальному обслуживанию:
общее положение
Прежде чем перейти к определению правоотношений по социальному обслуживанию, необходимо дать определение правоотношений в целом. Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из четырёх элементов: субъекты, объект, содержание, и основания возникновения, изменения, прекращения.
Субъекты - это участники правоотношения (физические лица, организации).
Объект - это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага, отражающие личный или общественный интерес).
Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.
Основаниями возникновения, изменения, и прекращения правоотношений являются юридические факты, делящиеся на действия (правомерные и неправомерные) и события, то есть обстоятельства, протекающие независимо от воли человека (в том числе и обстоятельства, возникшие по его воле, но вышедшие из-под его контроля - авария, пожар и т.п.). Также юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
Правоотношения по социальному обслуживанию представляют собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, по проведению социальной адаптации граждан, попавших в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликт и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую гражданин не может преодолеть самостоятельно.
Таким образом, социальное обслуживание как кратковременного, так и постоянного характера охватывает случаи не только материальной необеспеченности, но и предоставления довольно широкого спектра нематериальных социальных благ. Речь идет о системе мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности лица, реабилитации утраченных возможностей к самообеспечению либо адаптации к новым условиям жизни.
Социальное обслуживание предоставляется как на безвозмездной основе, так и на основании оплаты социальных услуг (полностью или частично).
К предмету регулирования законодательства по социальному обслуживанию относятся:
-
правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; -
полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан; -
права и обязанности получателей социальных услуг; -
права и обязанностей поставщиков социальных услуг.
Правоотношения по социальному обслуживанию, также как и любые правоотношения строятся на определенных принципах:
-
социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, -
носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. -
равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; -
адресность предоставления социальных услуг; -
приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг; -
сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; добровольность; конфиденциальность.
1.2. Субъекты правоотношений по социальному обслуживанию
Прежде, чем перейти к определению субъектов правоотношений по социальному обслуживанию, необходимо определить понятие субъекта правоотношений в целом.
Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности. Для того чтобы быть субъектом правоотношения, индивид или коллектив должны обладать правосубъектностью.
Правосубъектность - это способность быть субъектом права. Правосубъектность включает в себя следующие компоненты: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Подправоспособностью понимается признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности. Речь здесь идет о самой возможности обладать правами
, а не о фактическом обладании ими.
Все физические лица имеют равную правоспособность в области правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.
Дееспособность - это способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями. Для физических лиц дееспособность наступает лишь с определенного возраста. Полная дееспособность в Российской Федерации наступает с достижения физическим лицом 18-летнего возраста. Возможна частичная дееспособность физических лиц в гражданско-правовых отношениях с 14 лет. Полностью недееспособными российский закон признает детей в возрасте до шести лет. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, следовательно, они также обладают частичной дееспособностью.
Под деликтоспособностью понимается способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение. Несение ответственности предусматривает юридическую обязанность претерпевать определенные санкции, предусмотренные нормами права.
Для правового регулирования правоотношений по социальному обслуживанию необходимо установить, кто является субъектом данных правоотношений. Так, в соответствии с ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" к субъектам относятся:
-
Получатели социальных услуг – физические лица, нуждающиеся в социальном обслуживании. К ним относятся: престарелые граждане, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе; инвалиды I, II группы; дети-сироты, и оставшиеся без попечения родителей; лица без определённого места жительства; неработающие лица пенсионного возраста. -
Поставщики социальных услуг – государственные или муниципальные социальные учреждения, коммерческие или некоммерческие социальные учреждения, физические лица, осуществляющие социальное обслуживание на основании договора ренты.
Помимо перечисленных получателей социальных услуг, к субъектам правоотношений по социальному обслуживанию также относятся: иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, беженцы, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание граждан.
1.3. Содержание правоотношений по социальному обслуживанию