Файл: Правовое регулирование правоотношений по социальному обслуживанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимосвязь между субъективными правами и юридическими обязанностями субъектов правоотношения образует его содержание. К содержанию правоотношений по социальному обслуживанию относятся права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг.

К правам получателей социальных услуг относятся:

  1. уважительное и гуманное отношение;

  2. получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

  3. выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

  4. отказ от предоставления социальных услуг;

  5. защита своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  6. участие в составлении индивидуальных программ;

  7. обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

  8. свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

  9. социальное сопровождение, то есть предоставление медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Обязанности получателей социальных услуг:

    1. предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

    2. своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

    3. соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Поставщики социальных услуг имеют право:

    1. запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;

    2. отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона;

    3. быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

    4. получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.


Поставщики социальных услуг также вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

Поставщики социальных услуг обязаны:

  1. осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

  2. предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона;

  3. предоставлять срочные социальные услуги;

  4. предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;

  5. использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;

  6. предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;

  7. осуществлять социальное сопровождение;

  8. обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

  9. предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;

  10. выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;

  11. обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

  12. обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;

  13. исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.


Поставщики социальных услуг не вправе:

    1. ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;

    2. применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;

    3. помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.


2.1. Социальные услуги
Cоциальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальные услуги предусматривают помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социально-бытовые услуги - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Виды социально-бытовых услуг:

  1. Предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам, помещений для культурного и бытового обслуживания

  2. Предоставление в пользовании мебели

  3. Обеспечение питанием, включая диетическое питание по медицинским показаниям, согласно утвержденным нормативам

  4. Обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам

  5. Предоставление посуды и столовых приборов

  6. Предоставление услуг по стирке белья, чистке одежды

  7. Уборка жилых помещений

  8. Предоставление социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего характера и гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход, а также обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг

  9. Создание условий или содействие в отправлении религиозных обрядов

  10. Предоставление транспорта при необходимости перевозки в организации для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья противопоказано пользование общественным транспортом

  11. Оказание парикмахерских услуг

  12. Организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, игрушками, настольными играми, просмотр телевизора, проведение праздников, экскурсий, организация и проведение клубной и кружковой работы, собственных концертов и выставок.

  13. Организация ритуальных услуг при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности или нежелании осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение


Социально-медицинская помощь – данный вид социальных услуг включает в себя:

  1. Сопровождение в медицинские организации

  2. Предоставление медицинской помощи младшим медицинским персоналом

  3. медицинский уход

Социально-психологические услуги – включает в себя: консультирование, диагностику, обследование личности; психологическую коррекцию; психотерапевтическую помощь, психологический тренинг, психологический патронаж.

Социально-трудовые услуги – направлены на оказание помощи в трудоустройстве, консультирование содействия в трудоустройстве, решение других проблем, связанных с трудовой адаптацией.

Социально-правовые услуги – направлены на оказание помощи в получении юридической консультации, а также представительство интересов для осуществления своих прав.

Срочные социальные услуги включают в себя обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, обеспечение одеждой, обувью, и другими предметами первой необходимости, предоставление временного жилого помещения, юридическая помощь, психологическая помощь, медицинская помощь.

Социально-консультативная помощь включает в себя: выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи, работа с семьями, в которых имеются признаки физического и психического насилия, и иные меры.
2.2. Формы социального обслуживания
Социальные услуги предоставляются их получателям в стационарной форме, форме социального обслуживания на дому, и в полустационарной форме.

Стационарное социальное обслуживание – это форма социального обслуживания, которая предусматривает предоставление социальных услуг при постоянном проживании в организации социального обслуживания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются:

  1. материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организация реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания);

  2. услуги по организации питания, быта, досуга (горячее питание, в том числе диетическое, обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, создание условий для проведения религиозных обрядов и т.д.);

  3. социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание (бесплатная медицинская помощь, обеспечение ухода, содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятий, оказание помощи в госпитализации, содействие в протезировании, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях);

  4. организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей;

  5. услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией (создание условий для использования остаточных трудовых возможностей);

  6. правовые услуги;

  7. содействие в организации ритуальных услуг.


С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Для социальной реабилитации трудных детей и детей-сирот создаются специализированные учреждения (центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.).

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних:

- оставшиеся без попечения родителей;

- нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;

- испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;

- проживающие в неблагополучных семьях;

- подвергшиеся физическому или психологическому насилию;

- отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

Полустационарное социальное обслуживание предусматривает пребывание в специализированном учреждении в определённое время суток, и включает в себя предоставление социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам пожилого возраста и инвалидам, лицам без определённого места жительства, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. При зачислении на полустационарное социальное обслуживание оказываются гарантированные социальные услуги и дополнительные социальные услуги. Право на получение данного вида социального обслуживания имеют сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению граждане пожилого возраста (женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет) и инвалиды, лица без определённого места жительства, а также несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении.