Файл: 1. 1 Основные концепции устойчивого развития человечества и биосферы.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Основные концепции устойчивого развития человечества и биосферы
1.2 Теоретические основы исследований в области сбалансированного развития
1.4 Характеристика альтернативных источников энергии
2.1 Природные условия Сибирского федерального округа
2.2 Социо-экономическая среда Сибирского федерального округа
2.3 Характеристика традиционной и альтернативной энергетики Сибирского федерального округа
3.1 Методика оценки хозяйственной емкости региона
3.2 Перспективные сценарии развития альтернативной энергетики
Наблюдается бум сетевых форм поддержки ВИЭ, которые, в отличие от иерархического жестко структурированного углеводородного бизнеса, способствуют большей открытости и прозрачности энергетической политики для общества. Несмотря на глобальный характер, международные альянсы направлены, прежде всего, на укрепление национальных приоритетов инвестирования в возобновляемую энергетику, которая привлекательна для развития отечественной промышленности и имеет высокий экспортный потенциал. Открытость этих партнерств и рост числа участников, как показано в Таблице 4, гарантирует, что экономическая рента, извлекаемая от доминирования конкретных игроков на рынке ВИЭ, будет рассредоточена между многими странами и компаниями.
Сетевые методы управления ВИЭ усиливаются благодаря созданию глобальных союзов по противодействию «грязным» технологиям в традиционной энергетике. Например, Th e Powering Past Coal Alliance, основанный в 2015 г. Великобританией и Канадой, сейчас объединяет 28 стран, 19 правительственных структур и 28 мультинациональных компаний, выступающих за запрет нового строительства и продление сроков службы угольных электростанций без применения технологии улавливания и хранения СО2 в пределах юрисдикции деятельности партнеров альянса.
Экономический потенциал глобальных партнерств мало реализован в Сибири. Региональные власти и компании пока лишь точечно участвуют в международных кооперациях в сфере экологии и климата. Как представлено в Таблице 4, только Омск, Сургут, Улан-Удэ и Якутск вовлечены в знаковые глобальные партнерства. Хотя Сибирь обладает важными для всего мирового сообщества природными активами: огромной сибирской тайгой, впечатляющими запасами пресной воды, обширными территориями (Данилов-Данильян, Рейф, 2016). Плюс к этому, Сибирь неразрывно связана с Арктикой, где происходит самое быстрое в мире потепление. Все это говорит о важной роли Сибири в глобальных партнерствах по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата посредством развития ВИЭ.
Восполнить недостаток международных коопераций по развитию ВИЭ в Сибири могли бы НКО, которые, будучи посредниками между государством, бизнесом и обществом, борются не только за дотации, но и за влияние в социуме посредством реализации значимых экологических и климатических инициатив.
Согласно нашему анализу ежегодных отчетов НКО в Сибири за 2017– 2018 гг., доступных на сайте Юстиции РФ, 132 организации аффилированы с энергетикой, но большинство из них занимаются углеводородной тематикой: профсоюзы энергетиков, организация досуга шахтеров и их детей, поддержка ветеранов труда и пенсионеров отрасли и др. Знаковые НКО в сфере ВИЭ расположены в Москве и Санкт-Петербурге, например, такие как Российская ассоциация ветроиндустрии, Евросолар Россия, Ассоциация солнечной энергетики России и др.
В Сибири адептами ВИЭ эпизодически выступают экологически ориентированные НКО (Енгоян, 2012). Но Иркутская область, будучи лидером по числу зарегистрированных НКО в Сибири, не имеет ни одной организации в области ВИЭ, а множество экологических инициатив, в том числе международных, сконцентрированы только на единственной теме «Озеро Байкал», которое стало «озером раздора» для эко-НКО из-за соперничества за дотации и доминирование.
Подобные «провалы» в деятельности некоммерческих организаций описаны в работе (Balboa, 2018) как проявление «парадокса масштаба», когда местные НКО успешны в решении единичных локальных проблем, но испытывают трудности в трансляции своих подходов на международный уровень для участия в глобальных партнерствах.
Неопределенность пользы глобальных партнерств для Сибири связана с неоднозначной ролью ВИЭ в вопросе обеспечения геополитических интересов России. Согласно принятой в мае 2019 г. новой Доктрине энергетической безопасности, с одной стороны, возобновляемая энергетика отнесена к «внешнеэкономическим вызовам энергетической безопасности», так как увеличение ее доли в мировой энергетике может снизить спрос на углеводороды, экспорт которых важен для России. С другой стороны, использование технологий ВИЭ рассматривается как возможность развития «отечественного научно-технологического потенциала» и обеспечения технологической независимости энергетики России. Амбивалентность позиции девальвирует региональные инициативы по созданию международных альянсов в сфере экологии и климата по поддержке ВИЭ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного нами анализа мирового опыта управления ВИЭ и его сопоставления с региональной практикой развития солнечной генерации в Сибири можно сделать следующие выводы.
1. Солнечная и ветровая генерация знаменуют появление принципиально нового источника энергии, который позволяет использовать гибкие инструменты управления как со стороны государственных структур, так и бизнеса – это механизмы диверсификации и децентрализации. В Сибири экономический потенциал диверсификации ограничен отсутствием промышленного производства энергооборудования и наличием небольшого количества рабочих мест средней квалификации.
Децентрализация важна для энергоснабжения отдаленных регионов Сибири, но концентрация на выработке электроэнергии для «медвежьих углов» не дает возможности получить «экономию масштаба», что важно для долгосрочного роста новой отрасли.
Вместе с новыми подходами продолжают использоваться парадигмальные, свойственные традиционной энергетике, принципы организации и инструменты управления, которые обеспечивают высокую доходность энергообъектов ВИЭ в Сибири. Однако перспективы ВИЭ определяются не прибыльностью, а, в первую очередь, необходимостью наращивания инвестиций и снижения стоимости генерации.
2. ВИЭ обладают высоким уровнем инновационной активности в мировой энергетике. Новаторская направленность и пока небольшая доля в энергобалансе привлекают лидеров-филантропов и НКО, которые начинают играть все более значимую роль в сфере исследований и разработок и требуют внимания со стороны государственных и муниципальных структур.
Этот заметный в западных странах тренд неоднозначно проявляется в Сибири. Главными благотворителями в Сибири, по нашим данным, оказались традиционные энергокомпании, которые выступают в роли филантропокапиталистов и посредством социального инвестирования пытаются маскировать значительные издержки для общества от главного источника своих доходов – углеводородного бизнеса. В секторе ВИЭ компании солнечной энергетики со скромными расходами на исследования и разработку кремниевых технологий могут только превратить инсталляцию солнечных электростанций в Сибири в «обычный бизнес» без инновационной составляющей и заинтересованности филантропов и НКО. В этой сфере значимую роль могли бы сыграть государственные агентства и фонды.
3. ВИЭ считаются «чистыми» источниками энергии. Высокая степень экологичности ВИЭ привлекает внимание международных альянсов и коопераций многих стран, мегарегионов и городов, от государственных и муниципальных администраций которых требуются масштабные и скоординированные действия по решению глобальных проблем загрязнения окружающей среды и изменения климата.
Сибирь привлекательна для глобальных партнерств, так как обладает значимыми природными ресурсами, имеет непосредственный выход к Арктике, где происходят самые быстрые в мире процессы глобального потепления. Тем не менее потенциал сотрудничества не реализуется для поддержки ВИЭ. В условиях пассивности региональных властей и энергобизнеса третий сектор мог бы стать триггером международных инициатив. Но местные НКО, аффилированные с энергетикой, проявляют интерес преимущественно к социальным аспектам углеводородной тематики, а «провалы» эко-НКО связаны с тем, что они во многом излишне локализованы и сконцентрированы на решении местных проблем и не демонстрируют заинтересованность инновационными проектами в сфере ВИЭ.
В целом в Сибири экономический потенциал новых форм управления ВИЭ пока недооценен, выгоды неоднозначны и блокируются консервативными практиками ведения хозяйства как со стороны госструктур, так и бизнеса. Пока рано подводить баланс выгод и издержек, но очевидно, что по параметру управляемости важность приобретают такие свойства, как динамизм, открытость, гибкость для руководства достаточно инертной, закрытой и иерархичной электроэнергетикой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Котилко В.В. Экономические интересы и риски в сфере научно-технического сотрудничества России со странами СНГ (концепции модернизации). М.: Креативная экономика. 2017 -
Малая гидроэнергетика / под ред. Л.П. Михайлова. М.: Энергоатомиздат. 2016. -
Малик Л.К. Малая гидроэнергетика России: вчера и сегодня // Энергия: техника, экономика, экология. 2017. № 4. -
О развитии современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса: доклад на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации при Президенте Российской Федерации от 27.07.2010. М. 2010. -
Региональный энергетический комплекс: особенности формирования, методы исследования / под ред. В.П. Подоклепова, А. А. Манова. Л.: Наука. 2016. -
Рензо Д. Ветроэнергетика: пер. с англ. М.: Энергоатомиздат. 2018. -
Савельев В.А. Современные проблемы и будущее гидроэнергетики Сибири. Новосибирск: Наука. 2017. -
Фарков А.Г. Агломерационный подход: возможности мультипликативного развития аграрных регионов. Германия: Lambert Academic Publishing. 2018. -
Фарков А. Г. Аграрные регионы: проблемы и приоритеты инфраструктурного развития. Германия: Lambert Academic Publishing. 2017. -
Мунасингхе М., Круз В. Экономическая политика и окружающая среда. Опыт и выводы. Публикации Всемирного банка по проблемам окружающей среды. Вып. 10. Вашингтон, округ Колумбия, 2012. На правах рукописи. -
Федоренко Н.П., Реймерс Н.Ф. Экология и экономика - эволюция взаимоотношений. От "экономии" природы до "большой" экологии // Философские проблемы глобальной экологии. М., 2014. С. 230-277. -
Перелет Р. Экономика и окружающая среда: Англо-русский словарь-справочник. Гарвардский институт международного развития. М., 2014. На правах рукописи. -
Экономическая оценка проектов и направлений политики в области окружающей среды. Практическое руководство: Пер. с франц. Париж, 2018. На правах рукописи. -
Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 2018. -
Amsler L.B. (2016). Collaborative Governance: Integrating Management, Politics, and Law. Public Administration Review, vol. 76, no 5, pp. 700–711. -
Barabashev, A.G. & Klimova, A.V. (2018). Gosudarstvennoe i munitsipal’noe upravlenie. Tekhnologii nauchno-issledovatel’skoy raboty. Uchebnik dlia vuzov [Public Administration. Technologies for the Research Work. Text Book]. Moscow: Yurait. -
Barabashev, A.G. (2016). Krizis gosudarstvennogo upravleniya i ego vliyanie na osnovnye administrativnye paradigmy gosudarstva i byurokratii [Crisis of State Governance and Its Infl uence on Basic Administrative Paradigms of State and Bureaucracy]. Public Administration Issues, no 3, pp. 163–194. -
Gazman, V.D. (2019). Preodolenie stereotipov, svyazannykh s vozobnovlyaemoy energetikoy [Overcoming Stereotypes of Renewable Energy]. Voprosy ekonomiki, no 4, pp. 124–136. -
Danilov-Danil’yan, V.I. & Reif, I.E. (2016). Biosfera i tsivilizatsiya [Biosphere and Civilization]. Moscow: OOO «Izdatel’stvo «Entsiklopediya». -
Degtyarev, K.S. (2019). Sostoyanie i territorial’naya organizatsiya fotovol’taicheskoi solnechnoi energetiki v Rossii [Development and Location of Solar Photovoltaic Power Industry in Russia]. Journal of Environmental Earth and Energy Study, no 1, pp. 23–38. -
Engoyan, O.Z. (2012). Nekotorye aspekty formirovaniya i razvitiya ekologicheskogo dvizheniya na Altae [Some Aspects of the Formation and Development of the Environmental Movement in Altai]. Sociological Studies, no 1 (333), pp. 77–82. -
Zhiznin, S.Z. & Timokhov, V.M. (2017). Mezhdunarodnoe tekhnologicheskoe sotrudnichestvo v energetike [International Technology Cooperation in Power Industry]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, vol. 103, no 1–2, pp. 25–32. -
Lan’shina, T.A. & Barinova, V.A. (2017). Global’noe upravlenie v sfere vozobnovlyaemoi energetiki: mezhdunarodnye tendentsii i Rossiya [Th e Global Governance of Renewable Energy: International Trends and Russia]. International Organizations Research Journal, vol. 12, no 1, pp. 110–126. Available at: doi:10&17323/1996-7845-2017-01-110 -
Marchenko, O., Podkoval’nikov, S., Savel’ev, V., Solomin, S. & Chudinova, L. (2018). Rossiya v Evraziiskoi elektroenergeticheskoi integratsii [Russia in Eurasian Electric Power Integration]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, vol. 62, no 6, pp. 18–29. -
Porfi r’ev, B.N. & Roginko, S.A. (2016). Al’ternativnaya energetika i sotsial’no orientirovannaya ekonomika [Alternative Energy and Socially Oriented Economy]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 5. Economics, no 3, pp. 4–19. Available at: doi: 10.21638/11701/ spbu05.2016.301 -
Buchnev, A.O. (2015). Regulirovanie i stimulirovanie razvitiya vozobnov lya - emykh istochnikov energii [Regulation and stimulation of renewable energy sources development]. Gosudarstvennaya sluzhba [Public Administration], 5 (97), 108–111. -
Wenge, K., M. Heske, P. Lombardi et al.; Z.A. Stychinsky & N.I. Voropay (Eds.). (2010). Vozobnovlyaemye istochniki energii: teoreticheskie osnovy, tekhnologii, tekhni - cheskie kharakteristiki, ekonomika [Renewable energy sources. Theoretical Foundations of technology, performance, economy]. Magdeburg, Otto von Guericke University Publ., 211.