Файл: Дипломная работа Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1128

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

в г. Домодедово Московской области

(Филиал ФБГУ ВО «РГГУ» в г. Домодедово)

Отделение среднего профессионального образования

Пожарский Александр Николаевич
Дипломная работа

Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения

Студента 4 очной обучения

специальность «Право и организация социального обеспечения»




Научный руководитель

Преподаватель

_______________Е.А.Беликова

«___»_______________20__г.



Домодедово 2023

СОДЕРЖАНИЕ



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 32

1.1.Понятие занятости и безработице в Российской Федерации 32

Согласно ст.1 ФЗ «О занятости населения в РФ» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. 32

В любом обществе существует объективная связь и взаимозависимость между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве. Совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности, можно рассматривать как занятость. 32

Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятости характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход). 32

Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени. 32

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него. 32

Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечение средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности. Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в «Капитале». Он отметил, что с техническим прогрессом растет количество и стоимость средств производства, приносящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами. Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. 33

В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней» Закон «О занятости населения в Российской федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 11.04.1996г., ст.3.; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту. 33

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. 34

Это: 34

- трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место; 34

- отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца); 34

- доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы). 34

При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют: 34

- лица, не достигшие трудоспособного возраста; 34

- лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.); 34

- лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.). 34

Слабозащищенные (социально уязвимые) группы на рынке труда: 34

- бывшие военнослужащие и трудоспособные члены их семей; 34

- женщины, особенно имеющие малолетних детей, многодетные; 34

- молодежь и подростки, впервые вступающие в трудовую деятельность; 35

- выпускники вузов и техникумов; 35

- работающие инвалиды и пенсионеры. 35

К показателям безработицы относят уровень безработицы и ее продолжительность. Продолжительность безработицы определяется как число месяцев, которые человек провел, не имея работы. Как правило, большинство людей быстро находят работу, и безработица для них представляется краткосрочным явлением. В этом случае можно предположить, что это фрикционная безработица, и она неизбежна. С другой стороны, есть люди, которые месяцами не могут найти работу. Их называют долговременными безработными. Такие люди наиболее остро ощущают на себе бремя безработицы и часто, отчаявшись найти работу, покидают группу экономически активного населения. К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли определённым критериям. А именно: 35

- не имели работы (доходного занятия); 35

- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; 35

- были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. Обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. К безработным, зарегистрированным в государственных учреждениях службы занятости населения, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в службе занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. 35

Уровень безработицы рассчитывается в процентах как отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы. 36

С января 2017 года в период каждого обследования опрашивается около 77 тыс. человек (0,06% от численности населения обследуемого возраста). В целях повышения репрезентативности данных месячные данные обследования сформированы в среднем за 3 месяца по совокупности трех последовательных выборок. Годовые данные сформированы в среднем за 12 месяце по совокупности двенадцати последовательных выборок. 36

Уровень безработицы характеризует текущее состояние экономики страны. Согласно современным представлениям экономистов, уровень безработицы в 4-5% считается нормой. Низкая безработица (2-4%) свидетельствует о периоде подъема, высокая (7% и выше) говорит о спаде. 36

В августе 2020 года Росстат сообщил об очередном повышении уровня безработицы в России. Показатель составил рекордно высокие 6,4%. Рискну предположить, что такой высокий уровень безработыцы вызван пандемией COVID-19. 36

По данным Росстата, в 2021 году уровень безработицы пошёл на спад. В авгсуте 2021 года уровень безработицы в процентах составил всего 4,4%, еще 4 месяца показатели были стабильны – 4,3%. В январе 2022 года показатели снода достигли 4,4%, но после этого вновь пошли на спад и больше не поднимались до такого уровня. В марте 2022 года 2609 россиян подпадали под описание безработных, то есть рекордно низкие за последние 7 лет - 3,5% безработицы, если следовать методологии Росстата. Большинство граждан с безработным статусом получали пособие по безработице . 36

В Росстате отмечают, что уровень безработицы среди сельских жителей, гораздо выше, чем среди городских. Если у жителей городского округа показатель составляет 3,8%, то вот граждане, которые живут в поселках и деревнях, сталкиваются с безработицей на уровне 6,5%. 37

Таким образом, безработица в РФ является важным аспектом, которому уделяется должное внимание со стороны Правительства РФ и организаций, чья деятельность направлена на помощь безработным. Далее рассмотри вопросы признания граждан безработными. 37

1.2 Порядок и условия признания граждан безработными 37

В случаях, когда гражданин, лишается постоянного места работы, он может рассчитывать на помощь государства, которое готово предоставить ему средства для поддержания комфортных условий существования до момента трудоустройства. При этом стоит отметить, что на основании норм действующего законодательства для получения финансовых выплат каждое заинтересованное лицо может зарегистрироваться в центре занятости населения, в том числе и граждане, впервые ищущие работу. Центр занятости населения является государственной организацией, который безвозмездно оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. 37

Безработными не могут быть признаны граждане: 37

- не достигшие 16-летнего возраста; 37

- имеющие трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; 37

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы; 37

- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный центром занятости населения для регистрации их в качестве безработных; 37

- осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; 38

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; 38

- занятые (работающие по трудовому договору; по гражданско-правовому договору; члены производственных кооперативов; индивидуальные предприниматели; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; 38

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; проходящие военную или альтернативную гражданскую службу; проходящие очное обучение в образовательных учреждениях; учредители коммерческих организаций; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства. 38

Согласно Федеральной службе государственной статистики численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше за декабрь 2022 составила 75,9 млн. человек, из них 72,4 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,5 млн. человек - как безработные, соответствующие критериям МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в декабре 2022 г. составил 3,7%, как для населения в возрасте 15 лет и старше, так и для населения в возрасте 15-72 лет, представлена на рисунке 2. (Приложение 2) 38

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 лет и старше) в декабре 2022 г. составил 59,8%. Численность и состав рабочей силы в возрасте 15 лет и старше представлены на рисунке 1.(Приложение 1) 38

Условия и порядок признания гражданина безработным определены Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». 39

Одним из условий принятия органами службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным является наличие документов, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Это условие признания гражданина безработным действует уже 22 года. 39

Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы необходима органам службы занятости для подбора гражданам подходящей работы, а также при установлении размера пособия по безработице безработному гражданину и определения наличия 26 недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. 39

Наличие 26 недель оплачиваемой работы определяется исходя из сведений, содержащихся в предъявленных гражданином документах: трудовой книжке (дата увольнения и период осуществления трудовой деятельности) и справке о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (период осуществления трудовой деятельности, сумма среднего заработка за фактически отработанное время; количество недель оплачиваемой работы с указанием на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на полный рабочий день (неделю). 39

Согласно статье 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса. При этом для расчета с бывшим работником средний заработок работодатель исчисляет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» за последние 12 календарных месяцев. 39

Кроме того, на основании статьи 62 Трудового кодекса по письменному заявлению работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать бывшему работнику справку о среднем заработке за последние три месяца, исчисление которого работодатель осуществляет в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 года № 62. 40

Справка, составленная по форме 2-НДФЛ, не является альтернативой справки о среднем заработке, так как в ней не содержится сумма среднего заработка за последние три месяца перед увольнением. 40

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления: 40

- паспорта; 40

- трудовой книжки; 40

- документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; 40

- справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; 40

- впервые ищущие работу (ранее не работавшие) предъявляют в центр занятости населения паспорт и документ об образовании. 41


Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным обязательно должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР), выданную лечебным учреждением и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. 41

При невозможности предоставления центром занятости населения подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. 41

Подходящая работа - работа (в том числе работа временного характера), которая соответствует профессии гражданина, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. 41

Транспортная доступность подходящей работы от места жительства безработного определяется центром занятости населения с учетом развития сети общественного транспорта в городе, поселке. 41

Подходящей не является та работа, которая связана с переменой места жительства, не соответствует правилам и нормам по охране труда. Подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в области. 41

Временные или общественные работы, имеющие социально-полезную направленность, не требующие предварительной подготовки, являются подходящими для граждан: 41

- впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии; 41

- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; 41



- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства; 42

- более одного года не работавших по трудовому договору; 42

- направленных центром занятости населения на обучение и отчисленных за виновные действия; 42

- отказавшихся пройти профессиональное обучение после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; 42

- состоящих на учете в центре занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; 42

- обратившихся в центр занятости после окончания сезонных работ. 42

Минимальная и максимальная величины пособия по безработице. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. 42

1.3 Способы обеспечения занятости граждан: пособие по безработице, профессиональная переподготовка, общественные работы 42

В настоящее время почти во всех странах, в том числе и в России, проблема безработицы является одной из глобальных проблем развития экономики страны. Именно от уровня безработицы зависит уровень жизни каждого человека, уровень эмиграции, а также наличие квалифицированной рабочей силы. На наш взгляд, безработица - ситуация в экономике, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. 42

Пособие по безработице - гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т.е. на третьем этапе регистрации. 42


Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 статьи 30 ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). 43

Согласно пункта 2 статьи 30, пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ»); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице. 43

Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. 43

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. 44

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. 44

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода. 44


Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. 44

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 ФЗ от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ»); уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. 44

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом. 45

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. 45

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. 45

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. 45