Файл: Дипломная работа Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 1131
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общественные работы организовываются в первую очередь для временной занятости безработных граждан с целью осуществления потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный характер; предоставления гражданам материальной поддержки в виде временного заработка; сохранения мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе; предоставления возможности временного трудоустройства гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, а также не имеющим опыта работы и организовываются на срок до 3-х месяцев. Общественные работы проводятся в организациях независимо от их формы собственности и финансируются за счет средств этих организаций, а также частично за счет привлечения средств федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации. 50
Для участия в общественных работах не требуется наличие статуса безработного, однако регистрация в органах службы занятости в качестве ищущего работу обязательна, поскольку направляют граждан на общественные работы именно органы службы занятости. 50
Преимущественное право при направлении на общественные работы имеют безработные граждане и в первую очередь те из них, которые не получают пособие, а также те, кто состоит на учете в органах службы занятости свыше шесть месяцев. Услуги по направлению граждан на общественные работы органами службы занятости оказываются бесплатно. 51
Граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на оплату периода временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родами, отпуск, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии, установленные законодательством о труде и социальном страховании. 51
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. 51
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Безработным гражданам, для которых общественные работы не являются подходящей работой, выплачивается пособие по безработице и материальная поддержка от Центра занятости населения. 51
Основные выводы изучения вопросов теоретических проблем безработицы заключаются в следующем: неоспоримо, что связывание проблем занятости и безработицы находится в плоскости экономической стабилизации, в восстановлении производства и достижении его устойчивого роста, оживление инвестиционных процессов и деловой активности, совершенствовании регуляторной политики, стимулировании создания новых рабочих мест. 51
За время эпидемии коронавируса в 2021 году в России безработица выросла на 30%. Многие компании во время карантина сократили сотрудников или вовсе перестали существовать. Однако, рынок труда постепенно восстановился после снятия ограничительных мер, и к 2023 году уровень безработицы снизился почти на 50%. 51
С одновременным внедрением механизмов, направленных на повышение производительности труда, удастся преодолеть платежный кризис, будут управляемыми инфляционные процессы и много другое. 52
Измерить безработицу можно с помощью показателя уровня безработицы и ее продолжительности. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы. Целью борьбы с безработицей является достижение полной и эффективной занятости. Под полной занятостью понимается такое состояние экономики, при котором все желающие работать, при каком-то определенном уровне заработанной платы могли бы иметь работу. 52
На самом деле на рынке труда преобладает такая ситуация, что имеются свободные места, и в то же время есть безработные, которые испытывают трудности с поиском работы. Например, не каждый человек с высшим образованием, который по каким-либо причинам остался без работы, может достаточно долго искать новое место для своего трудоустройства. Вот тут можно вспомнить о естественной безработицы, которая поддерживает уровень эффективной занятости. Занятыми считаются не только граждане, работающие по договору, но также к этой категории можно отнести учащихся любых очных отделений, проходящих военную службу, занимающихся предпринимательством. 52
2. РОЛЬ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДОМОДЕДОВСКИЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ» 53
2.1. Правовое положение Государственное казенного учреждения Московской области «Домодедовский центр занятости населения» 53
Государственное казенное учреждение Московской области «Домодедовский центр занятости населения» (далее - Центр) осуществляет полномочия в области содействия занятости населения и переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению отдельных видов социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. 53
Основной целью Центра выступает помощь населению в трудоустройстве. Центр стремится работать не только на основе прочных деловых контактов с работодателями района, но и за счет развития индивидуальной предпринимательской деятельности в сферах сельского хозяйства, услуг, народных ремесел. 53
Центр занятости осуществляет следующие основные виды деятельности: 53
- регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан; 53
- оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: 53
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; 53
- информирование о положении на рынке труда; 53
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; 53
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; 53
- психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан; 54
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 54
- организация проведения оплачиваемых общественных работ; 54
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; 54
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; 54
- содействие самозанятости безработных граждан; 54
- выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников в соответствии с законодательством; 54
- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности; 54
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости с учетом практики его применения и анализа причин нарушений; 54
- обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения, а также подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства; 54
- реализация территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые); 54
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы. 55
Государственное казенное учреждение Московской области «Домодедовский центр занятости населения» выполнял следующие функции: 55
- вёл учет и регистрацию граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, оказывает помощь в подборе подходящей работы; 55
- обеспечивал население достоверной, полной и оперативной информацией о возможности трудоустройства профессионального обучения (переподготовки); 55
- проводил профессиональную ориентацию населения, в том числе и молодежи; 55
- организовывал профессиональную подготовку (переподготовку кадров); 55
- организовывал на предприятиях рабочие места для временной занятости населения (оплачиваемые общественные работы); 55
- обеспечивал в пределах своей компетенции социальную защиту населения, включая выплату пособия по безработице и оказание материальной помощи; 55
- оказывал помощь гражданам в обеспечении самозанятости (предпринимательства). 55
- изучал рынок труда, занимается разработкой городской программы занятости и финансирования ее реализации в рамках своей компетенции. 55
Центр оказывает услуги не только для граждан находящихся в поиске работы, но также и для предприятий города. 55
Предоставляют организациям следующие услуги: 55
- оказывали помощь в подборе необходимых им работников; 55
- проводили консультирование хозяйственных руководителей по вопросам, входящим в компетенцию центра занятости; 56
- обеспечивали информацией состояния на рынке труда города; 56
- участвовали в создании дополнительных рабочих мест за счёт средств городского фонда занятости населения; 56
- проводили профессиональную диагностику руководителей подразделений и главных специалистов. 56
Задачами Центра является содействие решению проблем занятости населения, их трудоустройства и прогнозирование рабочих мест. Центр занятости играет так называемую роль посредника, между работником, и работодателем, является важной структурой в городе, отвечающей за решение вопросов трудоустройства граждан и подбора персонала для предприятий всех форм собственности. А также делает необходимые прогнозы по занятости населения, для представления реальной ситуации на рынке труда города, о возможных сокращениях на предприятиях города, или, напротив, о снижение безработицы. Роль Центра заключается также в предупреждение появления изменений на рынке труда, и мер предотвращения излишней безработицы, заготовки мест для «новоиспечённых» безработных граждан на предприятиях или организациях города. 56
С 2022 года в своей деятельности Домодедовский ЦЗН руководствуется действующим законодательством РФ: Трудовым кодексом, Гражданским кодексом, Налоговым кодексом, Федеральными законами, Указами Президента и Постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития, актами Федеральной службы по труду и занятости, Главного Управления Федеральной службы занятости Московской области, а также уставом ГКУ МО «Домодедовский центр занятости населения» . 56
Необходимую информацию об услугах, предоставляемых ГКУ МО «Домодедовский центр занятости населения» можно получить на сайте Окружного управления социального развития №14 (городского округа Домодедово)- https://domodedovo.msr.mosreg.ru/. На данном сайте можно получить информацию обо всех центрах занятости региона, статистические данные состояния рынка труда за различные периоды, аналитическую информацию. Также на сайте представлена информация для людей, ищущих работу (поиск вакансий, справочная информация), и для работодателей (отправка заявок на вакансию, различная информация). Управление Центром осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством, уставом центра занятости. 56