Файл: Содержание Введение 7 История, структура межрайоного противотуберкулезного диспансера 9 Система охраны труда межрайоного противотуберкулезного диспансера 13 Опасные и вредные производственные факторы,.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 7
-
История, структура межрайоного противотуберкулезного диспансера 9 -
Система охраны труда межрайоного противотуберкулезного диспансера 13 -
Опасные и вредные производственные факторы, присущие организации 15 -
Мероприятия по обеспечению безопасности персонала противотуберкулезного диспансера 20
Заключение 21
Список литературы 22
Введение
Общая цель:
-
Приобрести умения и практические навыки специалиста по охране труда лечебно - профилактического учреждения, -
выработать умения по принятию самостоятельных решений в качестве стажера специалиста по охране труда;
Конкретные цели практики включают перечень знаний, умений и практических навыков, закрепленных в квалификационных требованиях специалиста по охране труда в МПТД МЗ УР.
Задачи практики:
-
Ознакомление и углубленное изучение структуры и организации работы диспансера, который обслуживают население города -
Ознакомление с организацией работы специалиста по охране труда в МПТД МЗ УР
2. Охрана труда в туберкулезном отделении.
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально экономические, организационно технические, лечебно – профилактические и иные мероприятия. [1]
Работа в туберкулезных отделениях подпадает под перечень работ с неблагоприятными условиями труда.
В туберкулезных отделениях ЗАПРЕЩАЕТСЯ
-
работа лиц моложе 18 лет.
-
находиться в помещении при включенных неэкранированных бактерицидных лампах; -
оставлять без присмотра работающее электрооборудование; -
работать без установленной санитарно-гигиенической одежды и других средств индивидуальной защиты; -
хранить личные предметы, одежду на рабочем месте; -
пользоваться косметикой, курить, принимать пищу на рабочем месте. -
находиться в отделении без спецодежды, работать в грязной одежде. -
принимать пищу на рабочем месте, в том числе грызть семечки, принимать пищу в спецодежде. -
брать у больных книги для чтения, бытовые приборы, продукты, носить книги и вещи домой и т.д. -
хранить на открытых поверхностях, в карманах и не приспособленных для хранения местах - иглы, режущие предметы, стеклянную посуду, ампулы и т.д. -
вскрывать ампулы руками без перчаток и на близком расстоянии от глаз
Работники туберкулезных отделений ОБЯЗАНЫ:
-на рабочем месте находиться в спецодежде, надетой в гардеробной;
-при посещении больных на дому иметь при себе, в специальной укладке, халат и шапочку;
-мыть руки с мылом обильным количеством воды после каждого процесса работы;
-соприкасающимся с инфицированным материалом - носить маски;
- при работе, связанной с возможностью загрязнения рук мокротой или другими выделениями больного (собирание и перенос плевательниц, наполненных мокротой, приготовление мазков и т.д.) необходимо пользоваться резиновыми перчатками. Перчатки, снятые единожды, повторно без обработки не используются. Использованные перчатки необходимо замачивать в 0,02% активированном растворе хлорамина на 60 минут.
-вспомогательному персоналу работы производить в прорезиненных фартуках;
-менять халаты, шапочки не реже 2-х раз в неделю, костюмы (платья) - не реже 2-х раз в месяц.
Все повреждения на коже рук перед надеванием перчаток необходимо заклеивать лейкопластырем.
При работе необходимо следить за целостностью стеклянных деталей оборудования и медицинской посуды, не использовать поврежденные стеклянные предметы.
При работе с инфицированным материалом необходимо проявлять повышенную внимательность, не спешить, не отвлекаться посторонними делами и разговорами.
3. Вредные производственные факторы МУЗ « противотуберкулёзного диспансера
Медицинские работники, как и работники других отраслей, в процессе трудовой деятельности подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных производственных факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние здоровья, а в ряде случаев приводящих к возникновению профессиональных заболеваний.
Вредные факторы, воздействующие на медработников представлены в таблице 1
№ | Фактор |
1 | химические |
2 | физические |
3 | психофизиологические |
4 | биологические |
5 | трудового процесса |
Таблица 1 «Вредные факторы работников тубдиспансера»
Химические факторы. Использование химических веществ в медицинской практике многообразно. В клинико-диагностических лабораториях поликлиник и стационаров применяются различные реактивы содержащие агрессивные кислоты, щёлочи, растворители.
К вредным химическим веществам, относятся лекарственные препараты, в частности растворы и аэрозоли антибиотиков, витаминов, газообразных веществ, используемых для общего наркоза. Кроме того, в лечебно-профилактических учреждениях широко используются химические средства для дезинфекции помещений, оборудования, инструментария.
Следует сказать, что в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, помещения, где применяются вредные химические вещества, должны быть оборудованы системами обще обменной и местной вытяжной вентиляции. Не допускается работа с такими веществами при отсутствии систем вентиляции или их неисправности.
Биологические факторы. К вредным биологическим факторам, с которыми приходится контактировать работникам медицинских учреждений, относятся возбудители инфекционных заболеваний, возможность заражения которыми имеет место у работников противотуберкулёзного диспансера и инфекционных больницы. Ежегодно в Удмуртской Республике регистрировалось 2-3 случая профессионального туберкулёза среди медицинских работников противотуберкулёзного диспансера, противотуберкулёзных отделений районных больниц. За 10 последних лет зарегистрировано 40 случаев профессионального туберкулёза органов дыхания у медицинских работников. Проблема заключается в том, что полностью исключить контакт работников противотуберкулёзных учреждений с больными практически невозможно. Определённую роль в заболеваемости туберкулёзом играет снижение иммунитета обслуживающего персонала к данному возбудителю, а также нарушение требований противоэпидемического режима.
Физические факторы. К вредным физическим факторам, воздействующим на медработников, относится ионизирующее излучение, в частности рентгеновское, использование радиоактивных изотопных препаратов в ходе лучевой терапии онкологических заболеваний. При проведении физиотерапевтических процедур, при работе с компьютерной техникой, возможен контакт медицинского персонала с электромагнитными полями различного частотного диапазона. Весьма широко, для диагностики и лечения, в настоящее время используется ультразвуковая аппаратура.
Факторы психофизиологические - это контакт с больными с измененными чертами личности вследствие алкоголизма, прошедших ИТК, страдающими психическими заболеваниями, несущие в себе агрессивность, особенно, при употреблении спиртного и других сильнодействующих средств, в результате чего создается реальная угроза здоровью, жизни медперсонала. На основании Федерального Закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» от 18.06.2001 года на медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи распространяется социальная защита, как компенсация за работу с вредными факторами труда. [2]
Факторы трудового процесса. В процессе своей деятельности работники медицинских учреждений испытывают нервно-эмоциональное напряжение, связанное с большой ответственностью за исход лечения, здоровье и жизнь пациентов.
Для того чтобы снизить негативное влияние вредных и опасных факторов производства, необходимо принимать все возможные меры. Они заключаются в профилактике различных заболеваний, свойственных представителям той или иной профессии, а также в регулярном прохождении медосмотра.
Профилактические мероприятия:
-
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда. -
Регулярная проверка качества, а также состояния средств индивидуальной и коллективной защиты. -
Проведение различных оздоровительных мероприятий. -
Выдачи сотрудникам путёвок в санатории или эквивалентной денежной суммы для проведения самостоятельного профилактического лечения. -
Информирование сотрудников о потенциальной опасности того или иного рода деятельности. -
Контроль за соблюдением правил безопасности и норм охраны труда.
В целях предотвращения негативного воздействия вредных факторов на медицинских работников необходимо:
- соблюдать требования санитарных норм правил для учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность и иные нормативы безопасности
- осуществлять постоянный производственный контроль за уровнями вредных производственных факторов на рабочих местах медработников
- своевременно проходить периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития № 302 н, с целью раннего выявления профессиональной патологии и предупреждения возникновения профессиональных заболеваний.
Воздействие вредоносных факторов на медицинский персонал неравнозначно и зависит от профиля работы сотрудников. Безусловно, работники инфекционных отделений или противотуберкулезных учреждений подвергаются в большей мере инфекционной опасности, тогда как сотрудники рентгенологических кабинетов трудятся в зоне повышенного радиационного риска. Таким образом, подход к компенсации вредных воздействий для 5 каждого работника должен быть индивидуализирован[2]. Несмотря на наличие правил гигиены труда, которые неукоснительно должны соблюдать все сотрудники (подготовка рук к работе, дезинфекция рабочего места, формирование правильного режима труда и отдыха), медицинские сестры различных подразделений и различных кабинетов должны уметь предупредить те риски, которые угрожают именно им[5,6]
Для снижения воздействия вредных факторов сотрудники, пользуются средствами индивидуальной и коллективной защиты, приобретаемых за счет диспансера (спецодежда, средства защиты, перчатки, маски, защитные очки, лампы ультрафиолетового бактерицидного облучения, индивидуальные дозиметры). Коллективным договором заключено право на 2 технологических перерыва по 15 минут для приема пищи в специально отведенных местах, выдачу молока (0,5 литра за смену). При поступлении на работу, а затем ежегодно проходить 1 раз в год периодические медосмотры, 2 раза в год инструктаж по технике безопасности и охране труда с отметкой в журнале регистрации.
Виды инструктажа:
• Вводный инструктаж – при поступлении на работу, проводит инженер по охране труда и технике безопасности или ответственное лицо (назначенное приказом главного врача);
• Первичный инструктаж на рабочем месте – проводит заведующий
отделением и непосредственный руководитель, проводится в день выхода на рабочее место и фиксируется в журнале повторных инструктажей;
• Повторный инструктаж – проводится 1 раз в 6 месяцев ответственным лицом за данный участок;
• Внеочередной инструктаж – при установке нового оборудования, по предписанию вышестоящего инспектора по охране труда и технике безопасности, при возникновении несчастного случая на данном участке;
• Целевой инструктаж – при проведении разовых несвойственных работ (субботники и т. д.).