Файл: 54 тема Этика ислама.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


54 тема Этика ислама

Ислам – монотеистическая религия, ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

Слово «ислам» означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу считается отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания».

Главные принципы ислама изложены в Коране. Коран является основным источником исламских канонов и учения. Его основные принципы касаются нравственных проблем. Также стороны жизни мусульман получили оценку в Сунне (собрании преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов). Коран провозглашает о том, что Божественная Милость вездесуща и охватывает абсолютно все.

Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);

3) милостыня в пользу бедных (закат);

4) пост в месяце рамадан (саун);

5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Исламская мораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Учение ислама проникнуто высшей справедливостью и заботой о человеке. Моральные нормы Корана предостерегают от дурных поступков для собственного блага человека, от его деградации и саморазрушения. В этом заключена высшая мудрость. Предписанием Корана, высшей нравственной целью является стремление заслужить любовь и благорасположение Бога.

Основой этики ислама, конечно же, является Единобожие – вера во Всемогущего Единого Творца, из которой проистекает понятие исламского благочестия. «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему
, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные» (Коран. 2: 177).

В числе нравственных добродетелей ислама упоминается знание. «Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального». (Коран; 34,6) С благочестием и знанием неразрывно связана такая добродетель как благие дела. Во многих аятах они упоминаются друг за другом.

Этика ислама охватывает различные проблемы общества. Жизненные проблемы процеживаются через нравственную нормативную сетку, что спасает человека от господства над ним эгоистических страстей и желаний. Таким образом, исламская этика способствует созданию личностей, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Ислам ставит человека в условие добра, создавая общественный порядок без участия негативных сил. Он не утверждает лишь благовоспитанность и человеческие добродетели, но и рекомендует способы уничтожения плохих навыков.

Рассматривая отдельные составляющие этики и морали, мусульманские авторы определяют в качестве важнейшего похвального качества стыд, который вдобавок к своему физиологическому значению, несёт ещё и духовный смысл: боязнь сделать поступок, который не подобает верующему.

Также особую важность имеют кротость (хильм) и скромность (тавадду’). И Коран, и сунна призывают отказаться от заносчивости и обещают божественную награду. Призыв к скромности и кротости отразился на традиции мусульман: в привычке не повышать голос, в покрое традиционной одежды, в отказе от золотой и серебряной посуды, в отказе от вызывающих и броских красок.

Упование (таваккуль) в исламе не является синонимом безволия и перепоручения своих дел Богу, но подразумевает под собой «договорные» отношения: например, человек своё половое поведение и язык «поручает Аллаху» тем, что действует согласно исламским канонам, а взамен на это ему дозволяется вход в Рай. Считается, что Бог уделяет пропитанием истинно уповающих так же, как питает своих птиц.



Также высоко почитаются такие тесно связанные качества, как правдивость (сидк), надёжность (амана) и искренность (ихлас). Они, прежде всего, означают согласие внутреннего и внешнего: внутренних убеждений и целей и внешних слов и дел.

Этические нормы ислама основываются на Коране и сунне. «И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого.

Из всего вышесказанного формируется понятие адаба – мусульманского этикета, воспитания, соединяющего в себе обучение наукам и овладение кодексом поведения, основанным на соблюдении предписаний религии и благочестии.

Воспитанию в исламе придается особое значение. Как передается в хадисе от Анаса, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек успешно вырастит двух дочерей до достижения ими зрелости, то в Судный день я и он будем близки вот так» (и пророк соединил указательный и средний пальцы). (Муслим). Прививание моральных ценностей и соответствующее воспитание должно вести к подобающему поведению в обществе, а это, в свою очередь, ведет к укоренению в нем моральных норм и его более справедливому устройству, когда соблюдаются права всех его членов, и, соответственно, справедливость по отношению к ним. Справедливость – одна из высших моральных добродетелей мусульман. «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран; 5: 8).

Таким образом, исламская этика – это практическое воплощение в поведении человека предписаний, ниспосланных в Божественном откровении. Исламская этика на деле достойна подражания.