ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В отличие от парадоксов-антиномий («лжец» и «деревенский парикмахер») парадокс Протагора и Эватла менее острый, поскольку в нем два противоречивых суждения («Эватл должен платить» и «Эватл не должен платить») одновременно истинны, но не следуют друг из друга, как в случае парадоксов-антиномий.
4. Заключение
Приведенные выше парадоксы - это рассуждения, которые приводят к противоречию, но в логике существуют и другие виды парадоксов. Они также указывают на некоторые трудности и проблемы, но делают это в менее жесткой и бескомпромиссной форме. Именно это делает парадоксы такими сложными и в то же время такими привлекательными.
Парадоксы - это неожиданные утверждения, которые противоречат здравому смыслу или общепринятым научным теориям. Очень часто их рассматривают как ошибки, хотя в большинстве случаев это не так. Парадоксы обычно основаны на логически правильных выводах (в отличие от паралогизмов), и их противоречивый результат не является преднамеренным (этим они отличаются от софизмов).
Парадоксы известны науке уже более двух тысяч лет. Впервые это явление было изучено еще в Древней Греции. В древности было описано множество парадоксов, и для некоторых из них ученые до сих пор не могут найти объяснения и решения. Парадоксы открывают и в наши дни. Обычно такие открытия сопровождаются кризисами в науке, разрушением старых, проверенных временем теорий и попытками создать новые, способные объяснить возникающие противоречия.
Количество существующих парадоксов поистине огромно. Они присутствуют повсюду, как в повседневной жизни, так и в науке. Почти в каждой научной области есть свои парадоксы. Даже такие точные, строгие и последовательные науки, как логика и математика, не смогли остаться «свободными от парадоксов».
Кажется странным, что, несмотря на столь широкое распространение, парадоксы обычно воспринимаются как ошибки и рассматриваются как нечто негативное и вредное для науки. Обычно парадоксы возникают там, где есть изъяны в научных идеях и недостатки в теориях. В этом случае парадоксы указывают на несовершенство научной концепции и необходимость ее переосмысления. Следовательно, парадоксы могут способствовать смене научных парадигм и благоприятно влиять на развитие науки в целом.
В заключение можно отметить, что парадоксы в науке имеют парадоксальную (противоречивую) природу. С одной стороны, они свидетельствуют о кризисе старого научного знания (что объясняет негативное отношение многих ученых к этому явлению), с другой стороны, способствуют развитию нового, что доказывает их полезность и даже определенную необходимость. Здесь мы можем наблюдать выбор между покоем и развитием. Если наука, как и положено, предпочитает развитие, значит, ученые должны принимать парадоксы как данность и стараться использовать знания, которые они дают, несмотря на их непривычность и противоречие установленным правилам. Именно такое понимание парадокса, как предполагается, является оптимальным для развития науки в настоящее время.
Список использованной литературы
1) Гетманова А.Д. Учебник логики. Со сборником задач : учебник / А.Д. Гетманова. — 8-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2011. – 368 с.
2) Гусев Д.А. Логика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 272 с.
3) Коваль С. От развлечения к знаниям /Пер. О. Унгурян. Варшава: Начно-техническое изд-во, 2012 г. – 535 с.