Файл: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | 3 из |
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений
Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках.
Итоговая работа
Срок обучения с «26» марта 2018г. по «31» мая 2018г.
Исполнитель:
Шулина Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка имени Александра Невского»
г. Севастополя
(sev_ksana@mail.ru)
Консультант:
Вертилецкая Инга Геннадьевна, заведующая кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент
Кемерово 2018
Оглавление
Введение
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1Понятие об интерактивном обучении и интерактивных технологиях
1.2 Компьютер как средство обучения
ГЛАВА II. Современные подходы к пониманию педагогической технологии
2.1 Определение педагогической технологии
2.2. Интерактивное обучение как современное направление
активизации познавательной деятельности обучающихся
2.3. Особенности активного обучения
2.4. Эффективность интерактивного обучения
ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
3.1. Технология дискуссионного общения
Заключение…………………………………………………………………..
Литература…………………………………………………………...
Введение
Важнейшей составляющей педагогики является педагогическое творчество.
Любое творчество представляет процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Деятельность преподавателя ежедневно требует от него умения наблюдать, анализировать, исследовать, вскрывать противоречия в учебном процессе и находить выход из них – одним словом, решать непростые педагогические проблемы и задачи.
Педагог постоянно находится в своеобразном эвристическом поиске, когда в результате соответствующего диагностического анализа, педагогических находок, догадок, открытий, подлинного новаторства возникает понимание того, какой должна быть эффективная, оптимальная система обучения.
В современных условиях творческий педагог – это, прежде всего, исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого- педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта.
Все эти качества, так или иначе, характеризуют готовность преподавателя к организации профессиональной творческой деятельности.
Педагогическое творчество определяют как деятельность, отличающуюся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и формирующими высоконравственного творчески мыслящего человека
Одним из направлений развития информационных технологий в образовании является применение интерактивных технологий. Проникновение современных интерактивных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Принимая во внимание огромное влияние современных интерактивных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему.
Использование средств интерактивных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко
способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям.
Практически все развитые страны широко разрабатывают компьютерные технологии обучения. Это вызвано тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека. Резко возрос объем необходимых знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов
ГЛАВА 1.
1.1Понятие об интерактивном обучении и интерактивных технологиях
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т. е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Учителя уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видеокниги на лазерных дисках, электронные книги для микрокомпьютеров, системы мультимедиа [6, c. 124]. Неизбежен пересмотр организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий. Эти тенденции усиливают также отчетливо осознаваемые как обществом, так и педагогами в смене образовательных парадигм.
Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. ·Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. ·По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. ·Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. ·Совместная деятельность учащихся в процессе познания,
освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. ·Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. ·Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Уровни взаимодействия С точки зрения степени взаимодействия под интерактивностью можно рассматривать следующие случаи (уровни): ·линейное взаимодействие (1:), или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями; ·реактивное взаимодействие (1:1), когда сообщение связано только с одним немедленно предыдущим сообщением; ·множественное или диалоговое взаимодействие (1:m), когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними. Иногда интерактивность в данной серии коммуникационного взаимодействия определяется как выражение степени, в которой третье по порядку (или позднее) сообщение, связано с уровнем взаимодействия предыдущего информационного обмена (сообщений) с еще более ранними обменами (сообщениями). Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения. Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок. Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Педагогическая технология в учебной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: В структуру педагогической технологии входят: Организация учебного процесса -Методы и формы учебной деятельности учащихся -Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала -Диагностика учебного процесса. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям: Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Подведем итог: интерактивные технологии всё более активно включаются в образовательный процесс. На
сегодняшний день нет устоявшегося термина, который определяет, что понимается под интерактивными технологиями. Интерактивность - это заложенное в программное обеспечение взаимодействие, нацеленное на представление информации, навигацию по содержанию и размещению каких-либо сведений. Оно (взаимодействие) включает использование гиперссылок, заполнение форм, поиск данных по ключевым словам и прочие формы диалога с пользователем. Технология (педагогическая технология) - совокупность форм методов и приёмов средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение данного процесса. Главная проблема, которая решается с помощью технологии - управляемость процессом обучения. 1.2 Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательной деятельности Для оптимизации образовательного процесса в современных учебных заведениях необходимо применять наглядный метод обучения. При организации учебно-воспитательного процесса преподаватели стараются использовать разнообразные технические средства обучения, иллюстрации, технологические карты; совершенно недавно для этих целей использовали аудио- и видеоаппаратуру: магнитофон, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, кинопроектор и диапроектор. Но время не стоит на месте, и в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой. Еще совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим предметникам он как бы и не нужен, но сегодня уже становится ясным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Только 45 минут длится урок, а учителю нужно сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, провести какие-то практические занятия, объяснить новый материал, закрепить его. Как здесь можно обойтись без всемогущего электронного помощника - компьютера? Ведь он при умелом использовании может взять на себя значительную часть этой работы, а его мощная интеллектуальная база, интерактивность в сочетании с наглядностью дает возможность стать непосредственным участником событий и позволяет управлять его развитием. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определенных условиях могут способствовать развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию.