ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Охарактеризовать категории обучающихся с ОВЗ в образовательном инклюзивном пространстве.
Инклюзивное образование – (от франц.inclusif – включающий в себя), термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.
Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Согласно статьи 1 Закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Особые образовательные потребности – это потребности в помощи и в услугах в учебном процессе, которые осуществляются психолого-педагогическими методами с целью обеспечения успешности в обучении каждого ученика.
Специальные образовательные условия - это необходимые для получения детьми с ОВЗ реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.
Доступная среда
– это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.
Доступная среда в сфере образования - это безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Одной из базовых потребностей человека - потребность в образовании. Она возникает и развивается в определенном социальном контексте, проявляясь в различных видах деятельности. Это потребность в знаниях, умениях, навыках, общении, самообразовании, самореализации, самоактуализации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые образовательные потребности, «спектр образовательных и реабилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети данной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве образовательной организации». (В.З. Денискина)
Образовательные потребности детей с ОВЗ:
• Потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии.
• Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка.
• Потребность в социальной адаптации.
• Потребность во введении в содержание обучения ребенка с ОВЗ специальных разделов, ориентированных на целенаправленное решение задач его развития.
• Потребность в построении особого маршрута обучения, использовании специфических средств.
• Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы.
• Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ их познавательным возможностям.
• Потребность в специфическом использования традиционных методов обучения.
• Потребность в том, чтобы проведение коррекционно-педагогического процесса осуществлялось специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, дефектологами, логопедами).
• Потребность в организации доступной образовательной среды.
• Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов.
• Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении.
• Потребность специфической работы по профессиональной ориентации.
• Потребность во всесторонней оценке потребностей и необходимых ресурсов для нормального функционирования семьи ребенка с ОВЗ.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на:
• способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими;
• особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;
• специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;
• наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для следующих учеников:
-
глухие
2. слабослышащие
3. слепые
4. слабовидящие
5. с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
6. с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
7. с задержкой психического развития (ЗПР)
8. с расстройствами аутического спектра (РАС)
с умственной отсталостью
-
глухие, слабослышащие
Поражение слуховой функции, как правило, связано с патологическими изменениями в звукопроводящем или звуковоспринимающем отделах органа слуха.
Причины нарушений :
Наследственные –генетики доказали, что глухота способна передаваться как по доминантному, так и по рецессивному признакам.
Врожденные – сложившиеся во время внутриутробного формирования плода. Родовые – аномалии слуховой функции в этом случае развиваются в результате родовых травм.
Приобретенные инфекционные –наиболее часто глухота и тугоухость становятся следствием таких болезней, как менингит, скарлатина, корь, «свинка», тяжелый, особенно гнойный отит, грипп.
Механические травмы –глухота из-за черепно-мозговой травмы, из-за приема ототоксичных антибиотиков.
Выделяют три и основные группы детей с нарушениями слуха: глухих(ранооглхшие)–нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью;
слабослышащих (тугоухих) –дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития;
позднооглохших–это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или трамвы после того, как они овладели речью.
Тугоухость может проявляться как небольшим нарушением восприятия шепотной речи, так и резким ограничением восприятия речи разговорной громкости. Понижение слуха в раннем детском возрасте может привести к глухонемоте.
Психологические особенности глухих и слабослышащих детей
Ощущения и восприятие:
-
нарушение слухового и фонематического восприятия; -
пространственные нарушения; -
бедное или сниженное восприятие окружающего; -
бедное или низкое зрительное восприятие; -
снижена кинестетическая чувствительность, особенно речевых органов.
Внимание:
-
более низкий уровень произвольного внимания; -
трудности переключения и сосредоточения в условиях словесной инструкции; -
трудности в распределении внимания между практическим действием и речью.
Память:
-
снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания; -
низкое отсроченное воспроизведение; -
лучше запоминают отдельные слова, чем связные тексты; -
лучше запоминают жесты, чем слова; -
объем зрительной и двигательной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;
-
относительно сохранно смысловое, логическое запоминание.
Мышление:
-
наглядно-образное мышление развивается более успешно, чем словесно-логическое; -
трудности обобщения; -
несформированность словесно-логического, понятийного мышления; -
недостаточная сформированность внутренней речи; -
недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов; -
трудности с установлением причинно-следственных и пространственно-временных связей.
Речь:
-
затрудненность словесного общения; -
бедный словарный запас; -
недостатки произношения и грамматического строя речи; -
неточное понимание и неправильное употребление слов; -
ограниченное понимание прочитанного текста; -
ошибочное написание слов.
Воображение:
-
сниженный уровень продуктивного воображения; -
словесное творчество снижено.
Моторика:
-
нарушения равновесия; -
жестовое обозначение предметов и действий; -
нарушения координации движений.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности
-
Неточные и фрагментарные представления о себе и окружающих; -
Сложности коммуникации и взаимодействия; -
Снижение самооценки, уровня притязаний, самокритичность, -
Эгоцентричность и инфантилизм; -
Трудности в формировании морально- этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки.
3-4. слепые и слабовидящие
Ограничение зрительного восприятия или его отсутствие являются психофизическими нарушениями и проявляются слабовидением – значительное снижение остроты зрения, при котором она находится в пределах 0,05 – 0,2 на лучше видящем глазу или 0,3 при очковой коррекции (зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе) и