Файл: Инклюзивное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
слепотой резко выраженная степень снижения зрения, при которой невозможно или крайне ограничено зрительное восприятие. Наиболее распространенные формы слабовидения – миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм. Детей с нарушениями зрения изучает тифлопедагогика.

Причины нарушений :

Наследственные –уменьшение размера глаз, катаракта..

Врожденные  90 %сложившиеся во время внутриутробного формирования плода (токсоплазмоз, краснуха, грипп), доброкачественные пухли.

Родовые аномалии глазной функции в этом случае развиваются в результате родовых травм.

Приобретенные– внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, внутриглазное давление.

Механические травмы –слепота из-за черепно-мозговой травмы, снижение чувствительности сетчатки

По времени возникновения нарушения зрения дети делятся на группы:

 слепорожденные;

 раноослепшие дети, которые потеряли зрение на первом – третьем году жизни;

 лишившиеся зрения после трех лет.

Психологические особенности слепых и слабовидящих детей

Ощущения и восприятие:

    • у слабовидящих основным видом ощущений остается зрение;

    • у слабовидящих сохраняется зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия;

    • снижение полноты и точности отображаемого;

    • нарушение целостности восприятия;

    • снижение избирательности восприятия;

    • пространственные нарушения;

    • снижение или отсутствие зрительного контроля за положением тела в пространстве и увеличение роли вестибулярного аппарата;

    • у слепых доминирующим является осязательное восприятие;

    • замещение утраченных зрительных функций слепых деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов;

    • слуховое восприятие не нарушено;

    • повышение активности рук при восприятии окружающего;

    • снижение порогов чувствительности, способствующих более быстрому и тонкому различению раздражителей;

    • повышение тактильной, слуховой, мышечно-суставной чувствительности (эффект сенсибилизации);

    • способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители (кожно-оптическое чувство, феномен «кожного зрения»;

    • повышение обонятельной и вкусовой чувствительности.

Внимание:

    • сниженный уровень произвольного внимания;

    • трудности переключения и сосредоточения в условиях словесной инструкции;

    • трудности в распределении внимания между практическим действием и речью;

    • снижение устойчивости внимания с уменьшением количества раздражений;

    • тщательный контроль над своими действиями;

    • снижение активности по отношению к внешнему миру.

Память:

    • объем двигательной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;

    • понижение продуктивности запоминания материала;

    • сниженные объем и скорость запоминания;

    • недостаточная осмысленность запоминаемого материала;

    • низкое отсроченное воспроизведение;

    • быстрое забывание усвоенного материала, связанное с недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий;

    • сохранность смыслового, логического запоминания;

    • большой диапазон индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, осмысления запоминаемого.

Мышление:

    • недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;

    • сужение круга представлений из-за редуцирования зрительных образов;

    • разрыв между понятием и конкретным содержанием;

    • фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности;

    • диспропорциональность между пониманием функционального действия и его практическим выполнением;

    • несформированность словесно-логического, понятийного мышления;

    • недостаточная сформированность внутренней речи;

    • трудности с установлением причинно-следственных и пространственно-временных связей;

    • недостатки в мыслительных операциях анализа и синтеза, сравнения;

    • выделение несущественных или чрезмерно общих признаков объектов;

    • задержка в развитии наглядно-действенного мышления;

    • преобладание развития абстрактного мышления.

Речь:

    • отставание формирования речевых навыков;

    • затрудненность словесного общения, развития и накопления языковых средств и выразительных движений;

    • отставание в общении из-за ограниченного восприятия выразительных средств общения;

    • бедный словарный запас;

    • своеобразие соотношения слова и образа;

    • неточное понимание и неправильное употребление слов;

    • ограниченное понимание прочитанного текста;

    • недостатки произношения и грамматического строя речи;

    • значительно страдает формирование артикуляции звуковой речи при нормальном развитии фонематического слуха;

    • ошибочное написание слов.

Воображение:

    • воссоздающее воображение лежит в основе формирования образов объектов, основанных на словесных описаниях и имеющихся образах, сформированных с помощью других анализаторов;

    • сниженный уровень продуктивного воображения;

    • низкое словесное творчество.

Моторика:

    • запоздалое созревание и развитие двигательных умений;

    • нарушения равновесия;

    • моторная недостаточность;

    • нарушения координации движений;

    • жестовое обозначение предметов и действий;

    • ограниченность, осторожность движений.



5. с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Норма речи — общепринятое употребление языка и совокупность правил, упорядочивающих это употребление в процессе коммуникации, при котором речевые структуры и механизмы являются сохранными.

Причины речевых нарушений - воздействие на организм:

внешнего(экзогенного) (социально-бытовые условия, стресс, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, прямое общение со взрослыми)

внутреннего (эндогенного) факторов (внутриутробная патология, родовая травма и асфиксия заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни) 

Нарушения устной речи

I. Расстройства фонационного оформления речи:

    • афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;

    • брадилалия — патологически замедленный темп речи;

    • тахилалия — патологически убыстренный темп речи;

    • заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

    • дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

    • ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

    • дизартрия — нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

II. Нарушение структурно-семантического оформления высказывания:

    • алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;

    • афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Нарушения письменной речи

    • дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма;

    • дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения.


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем.



Основные признаки недоразвития фонематического слуха:

    • замена одних звуков другими, более легкими в артикуляции;

    • недифференцированное произношение звуков (один звук может заменять от двух до трех других звуков);

    • смешение звуков (в одних словах звук употребляется правильно, в других – заменяется близким);

    • затруднения при воспроизведении слоговых сочетаний;

    • неготовность к звуковому анализу слов;

    • слабый слуховой контроль;

    • неумение различать свое неправильное произношение и правильное произношение других и др.

Общее недоразвитие речи – это собирательный термин для целого ряда речевой патологии, имеющей различный этиопатогенез, общим для которого является нарушение формирования всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонетики) у детей с сохранным слухом и первично сохранным интеллектом.

В логопедии различают три уровня речевого недоразвития, общими для которых являются:

    • отставание в появлении активной речи;

    • бедный словарный запас;

    • нарушение аграмматического строя речи;

    • недостаточность фонематического слуха;

    • нарушения звукопроизношения.


При I уровне отмечается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда в норме речь сформирована (5 – 6 лет).

II уровень – начальная стадия овладения фразовой речью (фраза аграмматична).

При III уровне у детей достаточно развернута речь без грубых фонетических и лексико-грамматических отклонений, но с отдельными нарушениями в лексике, фонетике, грамматике.

Мутизм – отказ от использования речи.

Различают тотальный – ребенок отказывается говорить вне зависимости от ситуации и элективный мутизм– отсутствие речи наблюдается или в определенном месте, или при общении с определенными людьми. В других ситуациях у ребенка сохраняется речевое общение.


Психологические особенности детей ТНР

Ощущения и восприятие

    • нарушения фонематического восприятия;

    • бедность и недифференцированность зрительных образов;

    • непрочная связь слова со зрительным представлением предмета;

    • недостаточная сформированность целостного зрительного образа предмета;

    • сравнение с образцом преимущественно путем примеривания, а не зрительного соотнесения;

    • нарушения оптико-пространственного гнозиса;

    • низкий уровень развития буквенного гнозиса (не узнают наложенные друг на друга буквы, плохо различают нормальное и зеркальное написание букв, с трудом называют и сравнивают графически сходные буквы);

    • пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании, при конструировании).


Внимание:

    • неустойчивый характер внимания;

    • более низкий уровень произвольного внимания;

    • трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции;

    • трудности переключения;

    • трудности в распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);

    • частые отвлечения от задания;

    • низкий самоконтроль (дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их).

Память:

    • снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

    • отсроченное воспроизведение низкое;

    • объем зрительной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;

    • относительно сохранно смысловое, логическое запоминание.

Мышление:

    • отставание в развитии наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого дефекта);

    • трудности анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;

    • недостаточная сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых образований в мыслительные и наоборот;

    • недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;

    • трудности в установлении причинно-следственных связей.

Воображение:

    • низкий уровень продуктивного воображения;

    • быстрая истощаемость процессов воображения;

    • для продуктов деятельности характерны штампы, однообразие;

    • словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны).

Моторика:

    • нарушения равновесия;

    • нарушения координации движений;

    • недифференцированность движений пальцев рук;

    • недифференцированность артикуляционных движений.



6. с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Виды двигательной патологии:

  • заболевания нервной системы (детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит);

  • врожденная патология (врожденный вывих бедра, кривошея, деформации стоп, сколиоз, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кистей);

  • приобретенные заболевания и повреждения (травмы головного и спинного мозга, травмы конечностей, полиартрит, заболевания скелета – туберкулез, опухоли, остеомиелит, хондродистрофия, рахит).

ДЦП — это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает в результате действия различных экзо- и эндогенных вредностей на организм эмбриона, плода или новорожденного. Часто имеет место сочетание различных вредоносных факторов. Наиболее частой причиной ДЦП является сочетание внутриутробной патологии с асфиксией и родовой травмой.

Двигательные нарушения (задержка и нарушение формирования всех двигательных функций):

  • нарушение тонуса мышц: спастичность, ригидность, гипотония, дистония;

  • парезы и параличи (ограничение и невозможность произвольных движений);

  • насильственные движения: гиперкинезы, тремор;

  • нарушение равновесия и координации движений;

  • нарушение проприоцептивной регуляции движений;

  • недоразвитие статокинетических рефлексов;

  • синкинезии (непроизвольные содружественные движения);

  • наличие патологических тонических рефлексов.

Нарушения психической деятельности при ДЦП включает в себя:

  • нарушения познавательной деятельности;

  • нарушения эмоционально-волевой сферы;

  • нарушения личности.

Речевые нарушения обусловлены:

  • повреждением или недоразвитием речевых механизмов;

  • низким запасом знаний об окружающем;

  • нарушениями предметно-практической деятельности.

Наиболее распространенные формы нарушений речи – дизартрия, алалия, дисграфия. Искажение формирования речевых функций нередко приводит к общему недоразвитию речи.

Психологические особенности детей с ДЦП

1. Нарушения познавательной деятельности обусловлены :

  • низкой или сниженной осведомленностью об окружающем мире из-за ограничения социальных контактов, недостатков предметнопрактической деятельности, нарушения ряда сенсорных функций;

  • неравномерным, дисгармоничным, мозаичным характером развития ВПФ;

  • наличием психоорганических проявлений (снижение памяти, внимания, трудности переключения, замедленность, повышенная истощаемость);

  • осложнением неврологическими и психопатологическими синдромами

  • (гипертензионно-гидроцефальный, судорожный, церебрастенический и др.).

Ощущения и восприятие:

  • замедленность восприятия;

  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;

  • нарушение тактильного и мышечно-суставного чувства;

  • слабость кинестетических ощущений;

  • оптико-пространственные нарушения (трудности в восприятии формы, размера);

  • трудности в узнавании предметов на ощупь;

  • задержка формирования целостного представления о предмета;

  • нарушения зрения (до 25% случаев);

  • недостаточность слухового восприятия, нарушения слуха (до 25% случаев).

Внимание:

  • низкая концентрация внимания;

  • рассеянность внимания;

  • повышенная отвлекаемость;

  • сниженный объем внимания;

  • сниженная избирательность внимания;

  • сниженное распределение внимания;

  • низкая переключаемость.

Память:

  • недостаточность слуховой памяти;

  • снижение объема механической памяти;

  • низкий объем долговременной памяти;

  • трудности запоминания словесного материала;

  • отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения;

  • низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения;

Мышление:

  • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем;

  • замедленность, в ряде случаев инертность мыслительных процессов;

  • задержка овладения мыслительными операциями;

  • недостаточность временных представлений;

  • пространственные понятия усваиваются с трудом;

  • недостаточная сформированность наглядно-действенного и образного мышления;

  • недостаточная сформированность абстрактного мышления;

  • трудности в установлении причинно-следственных связей;

  • недостаточность организационно-операционной стороны мыслительной деятельности;

  • низкая умственная работоспособность;

  • трудности в усвоении письма, чтения, счета.

Речь:

  • нарушения артикуляционной моторики;

  • задержка в развитии речи;

  • пассивный словарь преобладает над активным;

  • низкая речевая активность;

  • нарушения произношения;

  • недостатки грамматического строя речи;

  • трудности в обучении чтению и письму;

  • ошибочное написание слов.

Моторика:

  • нарушение зрительно-моторной координации;

  • ограниченность, осторожность движений;

  • нарушения равновесия и координации движений;

  • недостаточность движений в объеме, темпе;

  • недостаточная дифференцированность движений пальцев рук;

  • оптико-пространственные нарушения;

  • затруднения в определении правой и левой стороны тела;

  • трудности в самообслуживании;

  • трудности в приобретении трудовых навыков

Особенности деятельности

Игровая деятельность:

  • поздние сроки формирования действий с предметами;

  • замедленный темп формирования и несовершенство предметных действий;

  • бедное содержание игровых сюжетов;

  • схематизм игровых и практических действий;

  • стереотипность;

  • трудности взаимодействия со сверстниками;

  • трудности в организации совместной игры.

Изобразительная деятельность:

  • нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;

  • бедность сюжетов, узость тематики рисунков.

Учебная деятельность:

  • низкая общая организованность;

  • нарушение целенаправленности деятельности;

  • низкая познавательная активность;

  • низкая умственная работоспособность;

  • низкая учебная мотивация;

  • отсутствие интереса к занятиям;

  • низкая работоспособность;

  • уход от трудностей;

  • низкий самоконтроль.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности

Группа детей с ДЦП разнородна по проявлениям эмоциональных и личностных нарушений. Среди них могут встречаться следующие отклонения:

  • повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность;

  • расстройства настроения;

  • недоразвитие эмоциональных форм общения;

  • инфантилизм;

  • эгоцентричность;

  • неадекватная самооценка;

  • нерешительность;

  • отсутствие самостоятельности;

  • иждивенческие установки;

  • повышенная внушаемость;

  • зависимость от окружающих;

  • пассивность;

  • замкнутость;

  • упрямство;

  • негативизм;

  • наличие протестных реакций;

  • повышенная агрессивность;

  • равнодушие к окружающим;

  • нарушения социальных контактов.


7. с задержкой психического развития (ЗПР)

Термин ЗПР отражает уровень развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы и подчеркивает как временной, так и временный характер отставания. Значительное отличие структуры ЗПР от интеллектуального дефекта при олигофрении обусловливает иные принципы и методы медико-педагогической коррекции, благоприятность прогноза. Причины: неблагоприятное течение беременности, патология в перинатальном периоде, патология в раннем возрасте, социальная отягощенность

Психологические особенности детей с ЗПР

  1. Особенности развития познавательной сферы

Ощущения и восприятие:

  • трудности в осязательном узнавании предметов;

  • нарушены предметность, структурность и целостность восприятия;

  • отсутствие целенаправленности, планомерности в обследовании объекта;

  • затруднения в выделении фигуры на фоне, при различении близких по форме фигур, смешение близких по очертаниям букв;

  • трудности вычленить детали объекта;

  • затруднения в построении целостного образа;

  • смешение существенных и несущественных признаков;

  • трудности в дифференциации речевых звуков;

  • недостатки тактильной и двигательной чувствительности;

  • нарушение ориентировки в пространстве.

Недостатки восприятия связаны не с первичными сенсорными дефектами, а являются следствием несформированности аналитико-синтетической деятельности в различных системах.

Внимание: Недостатки внимания в значительной степени связаны с низкой работоспособностью и повышенной истощаемостью.

Неустойчивость внимания в любой деятельности, сниженная концентрация внимания, сниженный объем внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания, повышенная отвлекаемость.

Память:

  • снижение отдельных видов памяти при сохранности других;

  • механическая память: сниженный объем запоминания, медленное нарастание продуктивности запоминания;

  • низкий объем долговременной памяти;

  • меньшая эффективность словесного запоминания по сравнению с наглядной памятью;

  • трудности запоминания словесного материала; отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения; низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения.

Мышление:

  • слабое развитие интеллектуальных операций (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования);

  • отставание по уровню сформированности всех видов мышления проявляется неравномерно;

  • наглядно-действенное мышление может незначительно отставать от нормы;

  • наглядно-образное мышление значительно отстает в развитии (решение задач осуществляется при помощи взрослых);

  • словесно-логическое мышление слабо развито (большинство детей справляются с заданиями лишь на 50%);

  • обобщение понятий и классификация объектов, связанных с усвоением лексики имеют более низкий уровень, чем в норме;

  • значительное отставание в осуществлении суждений и умозаключений.

Речь: Отставание в речевом развитии является вторичным дефектом, следствием недостаточности аналитико-синтетической деятельности, низкого уровния познавательной и речевой активности, несформированности мыслительных операций.

  • позднее появление первых слов и фраз; бедный словарный запас;

  • нарушенное звукопроизношение; дефекты артикуляционного аппарата;

  • недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи;

  • у дошкольников бытовая речь почти не отличается от нормы, однако словарь ограничен;

  • резко расходится объем активного и пассивного словаря;

  • низкая регулирующая функция речи

  • затруднения в пересказывании текста; трудности в составлении рассказа

  • процесс словотворчества затягивается до конца начальной школы

Чтение и письмо:

  • затруднения в процессе овладения чтением и письмом;

  • большое количество ошибок при письме: пропуски букв, слогов, смешение букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки;

  • ошибки из-за неусвоения грамматических правил; нарушение координации движений и ручной моторики.

Коммуникация:

  • низкая речевая активность; предпочтение общения с детьми более младшего возраста или со взрослыми;

  • низкая самооценка; низкий уровень навыков сотрудничества; часто формируется агрессивно-защитный тип поведения;

  • способы разрешения конфликтных ситуаций: агрессия, бегство, регрессия, отрицание трудностей, неадекватная оценка реальной ситуации.

Моторика:

  • двигательная неловкость, недостаточная координация движений;

  • трудности в произвольных движениях, направленных на достижение цели;

  • неточность движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев;

  • излишнее напряжение мышц;хореиформные подергивания;трудности овладения письмом.

Учебная деятельность:

  • низкая познавательная активность; отсутствие учебной мотивации; низкая продуктивность в решении интеллектуальных задач;

  • боязнь неудачи; уход от трудностей.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности

  • эмоциональная неустойчивость;

  • легкость смены настроения;

  • аффективные реакции;

  • трудности в понимании эмоций;

  • низкий уровень самоконтроля;

  • недостаточная способность к волевой регуляции деятельности;  несамостоятельность;

  • внушаемость;

  • личностна незрелость;

  • межличностные отношения неустойчивы.
1   2   3


Характеристика отдельных вариантов ЗПР (классификация)

К.С.Лебединская (1982) систематизировала основные формы ЗПР на

основе учета этиологии и патогенеза: конституционального генеза; соматогенного генеза; психогенного генеза; церебрально-органического генеза.

Задержка психического развития конституционального генеза. К данному типу относят наследственно обусловленный психический (психофизический) инфантилизм – гармонический или дисгармонический.

  • таких детей выражены черты эмоционально-личностной незрелости, «детскости» поведения. При гармоническом – незрелость психики сочетается с субтильным гармоничным телосложением, при дисгармоническом – характер поведения и личностные особенности ребенка имеют патологические свойства.

Детям с психическим инфантилизмом свойственны общая живость, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов. Инфантилизм равномерно проявляется во всех сферах (эмоциональной, волевой, интеллектуальной).

  • соматическом статусе детей с психическим инфантилизмом обнаруживаются признаки задержки в физическом развитии, грацильное телосложение, свойственное детям более младшего возраста.

Динамика развития благоприятная. С возрастом, при правильно организованном воспитании и обучении, проявления психического инфантилизма могут сглаживаться вплоть до полного исчезновения. В плане коррекции это один из самых благоприятных типов психического развития при ЗПР.

Задержка психического развития соматогенного генеза. Данный тип обусловлен хроническими соматическими заболеваниями. Особенно негативно влияют тяжелые неоднократно повторяющиеся заболевания на первом году жизни.

Характерные признаки : стойкая астения, низкий общий психический и физический тонус, невропатические расстройства — неуверенность, робость, безынициативность, капризность. Дети растут в условиях щадящего режима и гиперопеки, что приводит к вторичной инфантилизации, к снижению работоспособности и более стойкой ЗПР.

Прогноз развития ребенка определяется сочетанием всех этих факторов и содержанием лечебно-профилактических, коррекционно-педагогических и воспитательных воздействий на ребенка.

Задержка психического развития психогенного генеза. Данный вид ЗПР,

как и соматогенный, наблюдается редко. Он связан с неблагоприятными условиями воспитания (гипер- или гипоопека) и психотравмирующим воздействием среды, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Данный тип нередко возникает у детей, воспитываемых родителями, имеющими психические отклонения.

Отклонения в познавательной сфере обусловлены низким запасом знаний и представлений об окружающей среде. Им свойственны низкая работоспособность, высокая истощаемость нервной системы, несформированность волевой сферы. Нередко в этой группе детей наблюдаются невротические реакции и расстройства поведения.

Прогноз зависит от возможности изменения семейной ситуации и коррекции воспитательного воздействия.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Этот тип встречается наиболее часто и вызывает наиболее выраженные нарушения в эмоционально-волевой и познавательной сфере в целом. Причинами являются различные патологические ситуации беременности, родов и раннего возрастного периода, в результате которых возникает негрубая органическая недостаточность нервной системы.

При этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы и признаки парциальной поврежденности ряда психических функций.ЗПР церебрально-органического генеза, как правило, сопутствует ряд энцефалопатических расстройств:

Прогноз ЗПР церебрально-органического генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций. При преобладании

общих нейродинамических расстройств прогноз относительно благоприятный. При их сочетании с выраженной дефицитарностью отдельных корковых функций необходима психолого-педагогическая коррекция, осуществляемая в условиях специализированного учреждения.
8. с расстройствами аутического спектра (РАС)

Аутизм (от греч. auto — сам) определяется как уход от реальности в мир собственных переживаний, отгороженность от мира, сверхранимость в контактах со средой. Аутизм, как синдром, описывается при различных заболеваниях ЦНС и организма в целом, в том числе он наблюдается при: шизофрении; конституциональной аутистической психопатии; резидуально-органическом заболевании мозга.

Механизмы наследования не изучены, но наиболее вероятным называют полигенный характер наследования. Генетически передается не само расстройство, а предрасположенность к его развитию, которая реализуется при наличии провоцирующих эндо- и экзогенных факторов.

Большинство симптомов проявляется уже с раннего возраста. Это особенности эмоционального развития, моторики, речи, игровой деятельности и др. Среди многообразия проявлений В.Е. Каган (1996) выделяет 4 главных симптома: