Файл: Инклюзивное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    • трудность в общении;

    • отсутствие и непереносимость взгляда в глаза;

    • неиспользование местоимения «я»;

    • феномен тождества – сохранение неизменным окружающего.

1. Особенности общения проявляются в болезненной боязни контакта с людьми, вынужденном одиночестве, отгороженности от внешнего мира.
Отношения с матерью:

    • симбиотическая форма (при уходе матери у ребенка возникает тревога);

    • аутистическая форма (ребенок не реагирует на присутствие и уход матери, предпочитает оставаться в одиночестве;

    • негативистическая форма (ребенок пытается прогнать мать, отталкивает ее рукой).

Отношения со сверстниками:

    • попытки избежать общения;

    • полная индифферентность;

    • появление страха в присутствии детей;

    • избирательность общения с детьми;

    • агрессивные действия в адрес детей.


2.Особенности развития познавательной сферы

Ощущение и восприятие:

    • невосприимчивость внешних раздражителей, пока они не становятся сверхсильными или болезненными;

    • гиперсенситивность к тактильным раздражителям;

    • непереносимость взгляда в глаза;

    • фрагментарность зрительного внимания с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения;

    • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

    • предпочтение тихих звуков;

    • интерес к прослушиванию музыки;

    • образность восприятия;

    • раннее различение тонких цветовых оттенков;

    • необычные вкусовые предпочтения;

    • гиперсенситивность к запахам и вкусам, избирательность в еде.


Когнитивное развитие:

    • неравномерность умственного и речевого развития;

    • западение одних сторон интеллекта и ускорение формирования других;

    • общий объем знаний ниже нормы;

    • при беспомощности в быту – большой запас знаний в некоторых областях;

    • не владеют пространственными понятиями и навыками;

    • хорошая механическая и зрительная память;

    • написанное и нарисованное понятнее, чем увиденное и услышанное;

    • магнитофонное воспроизведение услышанного;

    • мышление носит конкретный, «регистрирующий», «фотографический» характер;

    • неравномерность показателей вербально-интеллектуальной функции;

    • наглядно-образное мышление отстает в развитии;

    • контраст между высокоразвитым абстрактно-логическим мышлением и недостаточностью наглядно-действенного;

    • достаточный уровень развития отдельных способностей;

    • сверхценное патологическое фантазирование;

    • из-за особенностей развития до 20% детей производят ошибочное впечатление умственно отсталых;

    • умственная отсталость наблюдается у 2/3 – 3/4 детей.

Речь:

    • речь не используется для контактов;

    • трудности освоения простых слов;

    • предпочтение звучных слов, значение которых непонятно ребенку;

    • отсутствие звукоподражательных слов;

    • нарушено использование личных местоимений;

    • нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций;

    • эхолалии – механическое повторение услышанного;

    • неологизмы;

    • рифмование;

    • скандирование;

    • магнитофонная речь – отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного;

    • отсутствие обращений, просьб, ответов;

    • достаточно развитая автономная речь, разговоры с самим собой;

    • мутизм.


Моторика:

    • задержка развития моторных навыков;

    • импульсивность, особый ритм хождения и бега;

    • нарушение координации;

    • угловатость произвольных движений;

    • неловкость, неуклюжесть;

    • необычность походки;

    • запаздывание развития навыков самообслуживания;

    • двигательные стереотипии (кружение, прыгание, бег);

    • трудности в рисовании, письме.


3. Эмоциональное развитие

    • задержка сроков появления первой улыбки;

    • «комплекс оживления» возникает позднее, рудиментарен;

    • задержка формирования эмоций;

    • особенности мимики: бедность, напряженность, неадекватные гримасы;

    • часто наблюдается неподвижный, застывший, «испуганный» взгляд («лицо принца»);

    • не дифференцируют эмоциональные реакции близких;

    • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия (аффективная блокада);

    • бедность аффективных проявлений (примитивные аффекты удовольствия, монотонный плач);

    • низкий страховой порог;

    • боязнь нового (неофобия);

    • страх бытовых шумов;

    • феномен «тождества», проявляющийся в потребности сохранения сложившегося порядка, страха перед переменами;

    • агрессивные действия;

    • аутоагрессивные действия.


4. Особенности игровой деятельности

    • обычные детские игры отсутствуют;

    • игнорирование игрушек;

    • монотонные механические манипуляции с неигровыми предметами;

    • предпочтение неспециализированных игрушек;

    • мало предметных действий;

    • ориентировка на перцептивно яркие, а не функциональные свойства предметов;

    • стереотипные действия с предметами обихода;

    • характерны игры с неоформленным материалом (водой, песком);

    • отсутствуют игровые сюжеты или весь сюжет разыгрывается лишь в вербальном плане;

    • игры по заданному сюжету неустойчивы, прерываются действиями, не относящимися к игре;

    • игнорирование заложенной в игрушке коммуникативной функции;

    • интерес к простым физическим эффектам, получаемым при действии с предметами (скрип, шум, шуршание).


Дети с умственной отсталостью

К умственной отсталости относят только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическими повреждениями коры головного мозга. Если психическое недоразвитие определяется с рождения или возникает на протяжении первых 3 лет жизни, то такое состояние относят к олигофрении. Если нарушения коры головного мозга и интеллектуальный дефект возникают в последующие годы жизни, то в таких случаях говорят о деменции.

Патогенные факторы могут быть как экзогенными (гипоксия плода и новорожденного; травматические поражения плода; нейроинфекции в раннем возрасте; тяжелые соматические заболевания в раннем возрасте; тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина перенесла во время беременности (грипп, краснуха и др.); различные интоксикации при беременности; врожденный сифилис и др.,) так и эндогенными (наследственность; хромосомные аномалии; несовместимость крови матери и плода; нарушение белкового обмена в организме и др.).

В зависимости от глубины психического дефекта при олигофрении выделяют 3 степени психического недоразвития, что тесно связано с практическими возможностями обучения и социальной адаптации таких лиц: дебильность 75%; имбецильность 20%; идиотию 5%.

Особенности развития познавательной сферы


Ощущения и восприятие:

    • узость зрительного восприятия;

    • недостаточная дифференцированность зрительного восприятия (неточное распознавание цветов);

    • снижение остроты зрения;

    • отождествление сходных предметов;

    • недостаточное приспособление зрительного восприятия к изменяющимся условиям;

    • нарушения пространственной ориентировки;

    • пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности;

    • распознавание объекта на основе неспецифических признаков.

Внимание:

    • свойственно пассивное непроизвольное внимание;

    • ориентировочная реакция слабее, по сравнению с нормально развивающимися детьми;

    • недостаточность произвольного внимания;

    • неустойчивость и небольшой объем внимания;

    • чрезмерная отвлекаемость;

    • трудности переключения;

    • неспособность распределения внимания между объектами.

Память:

    • развита очень слабо;

    • преобладает непроизвольное запоминание, объем запоминания равен трем единицам;

    • наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный;

    • низкая точность и прочность запоминания;

    • склонность к привнесениям при воспроизведении запомненного материала;

    • наличие ритма и рифмы облегчает протекание мнемического процесса.

Мышление:

    • недостаточность всех уровней мыслительной деятельности;

    • неумение обобщать и выделять главное;

    • затруднения в наглядно-действенном решении задач;

    • решение задач методом проб и ошибок;

    • трудности при выполнении заданий на наглядно-образное и словеснологическое мышление;

    • анализ зрительно воспринимаемых объектов беден, непоследователен, фрагментарен;

    • затруднения работы с образцом;

    • сложности в установлении причинно-следственных связей;

    • мышление стереотипно, тугоподвижно.

Речь:

    • замедленное овладение речью;

    • речевым общением пользуются с трудом;

    • более позднее и дефектное развитие фонематического слуха;

    • часто встречаются дефекты строения органов речи;

    • косные стереотипы речевого поведения;

    • бедность словарного запаса;

    • существенное преобладание пассивного словаря над активным;

    • дети используют простые предложения, построение их примитивное и часто неправильное;

    • значительные сложности в овладении диалогической речью;

    • чрезмерные сложности в овладении монологичной речью (трудности планирования высказывания, неумение следовать заранее определенной схеме);

    • недостаточно сформирована регуляторная функция речи.


Чтение и письмо:

    • затруднения в овладении навыками чтения (общее недоразвитие речи и несформированность фонематического восприятия);

    • медленное овладение техникой чтения;

    • затруднения при письме на слух;

    • несформированность основных предпосылок письменной речи.

Моторика:

    • моторное развитие замедленное;

    • двигательная неловкость;

    • плохая координация движений;

    • трудности в произвольных движениях, направленных на достижение цели;

    • отсутствие навыков самообслуживания;

  • трудности овладения письмом.



ФИО слушателя: Богданова Полина Григорьевна