Файл: Проведение аср при дорожнотранспортных происшествиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УТВЕРЖДАЮ

Начальник 14 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС

Главного управления МЧС России

по Республике Адыгея

лейтенант внутренней службы

А.А. Макоев

« ___» ____________________ 2023 г.
Методический план

для проведения занятий с личным составом 14 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС

Главного управления МЧС России по Республике Адыгея

аварийно-спасательные работы

на 20.03.2023- 23.03.2023
Тема : Проведение АСР при дорожно-транспортных происшествиях.
Вид занятия: ПЗ

Отводимое время: 1 час
Место проведения: двор части
Цель занятия: Изучить основные цели, задачи и способы проведения АСР при дорожно-транспортных происшествиях.
1. Литература, используемая при проведении занятия:

- Л.Г. Одинцов «Аварийно-спасательные работы»

- Приказ Минтруда № 881№

2. Развернутый план занятия




п/п

Учебные во­просы (вклю­чая контроль занятий)

Время (мин

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обес­пече­ние (в т.ч. технические средства обучения) учебного во­проса

1

2

3

4

1.


Подготовительная часть

5

мин.

Проверка наличия личного состава и готов­ности его к занятиям.

Объявление темы и целей занятия.

2.

Основная часть Стабилизация, демонтаж двери, демонтаж боковой стороны автомо­биля, преобразова­ние третьей двери, удаление крыши, сдвиг приборной панели, доступ к ногам пострадав­шего, подъем при­борной панели.

35

мин.

1. Основные принципы проведения АСР при ДТП.

К АСР по ликвидации послед­ствий ДТП привлекаются спа­са­тельные группы, из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав:

- командир группы (старший деж.смены): проводит осмотр автомобиля на предмет определения технологии прове­дения АСР, руководит работами по спасению людей; организует взаимодействие с другими привлекаемыми служ­бами; следит за соблюдением мер ТБ всем л/с смены; в зависимости от числен­ности л/с работает с инструментом; организует сбор и передачу ин­формации, заполняет необходимую доку­ментацию по окончании работ;

- водитель: управляет транспортным средством; обеспечива­ет работу гид­рав­лических насосных станций и других средств энергоснабжения АСИ; обеспе­чивает освещение места ДТП; поддерживает радиосвязь;

- 1-2 спасателя: выполняют деблокирование и извлечение пострадавших;

- 1 спасатель: разворачивает средства пожаротушения, выполняет работы по предупре­ждению, локали­зации и ликвидации вторичных поражающих факто­ров (кон­тролирует вытека­ние ГСМ локализует и тушит очаги возгора­ния, уби­рает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.); контроли­рует стабилиза­цию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР; произво­дит подачу инструмента; производит работу дополнительным инструментом по указанию старшего дежурной смены;

- медработник (мед. Инструктор): проводит первичный осмотр всех по­стра­давших; оказывает ПМП пострадавшим; помогает в извлечении постра­давших из поврежденного автомобиля.

Разделение места выполнения АСР на 3 зоны:

В 1-й зоне (радиус 3-5м вокруг каждого вовлеченного в ДТП ТС) нахо­дятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи постра­дав­шим.

Во 2-й зоне (в радиус 5-10м) располагаются остальные члены спасательной группы, обеспечивающие готовность аварийно-спасательных средств. Там же организуется площадка размещения для аварийно-спасательного оборудова­ния. Таким образом, каждый спасатель будет знать, где находится инстру­менты, и что позволит содержать зону работ свободной от неиспользуемого в данный момент оборудования

В 3-й зоне (в радиус более 10м) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, демонтированные части ава­рийного ТС. Все части, снятые в ходе выполнения АСР с автомобиля должны быть сложены в специально отведенном месте.

На всем протяжении АСР двигатель спасательного автомобиля не выклю­ча­ется, специальные световые сигналы не выключаются.

Необходимым условием эффективности АСР является макс. разборка по­вреж­денного ТС для обеспечения доступа к пострадавшему, те освобожде­ние во­круг него пространства, необходимого для оказания ПМП, фиксация постра­давшего без его дополнительного перемещения и извлечение его из автомо­биля. При этом выполняются следующие основные опера­ции:

1. Ограждение зоны ДТП. Развертывание средств пожаротушения (уста­новка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте). Стабилиза­ция повреж­денного автомобиля.

2. Отключение аккумулятора.

3. Отключение не сработавших систем воздушных подушек и ремней безо­пасности.

4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков, обломков поврежден­ного корпуса автомобиля, инструментов.

5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузове аварийного ТС путем перекусывания 1ой из стоек или силового элемента кузова с та­ким рас­четом, чтобы перемещения, вызванные перекусом, были направлены в сто­рону уменьшения зажатия пострадавшего, те первый кус делается со стороны удара.

6. Деблокирование пострадавшего.

7. Оказание пострадавшему ПМП.

8. Фиксация пострадавшего.

9. Извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля.

2. Стабилизация (устойчивость объекта) Цель: минимизация перемеще­ний автомобиля, которые могут оказать не­гативное воздействие на находя­щихся в нем пострадавших или травмировать спасателей.

Эта часть АСР должна быть выполнена до начала любых других действий по эвакуации пострадавших в ДТП.

Для стабилизации использу­ются специальные приспособления или средства техни­ческого оснащения (домкраты, пневматические подушки и т.п.).

Раскачивание поврежденного ТС, распо­ложенного горизонтально на колесах, устраняют выпуская из них воздух и установки двух колодок под колеса.

Остаточные напряжения в деформированном кузове аварий­ного ТС сни­мают путем перекусывания стойки или дру­гого силового элемента кузова, который выбирается в зависимо­сти от характера повреждения авто­мобиля, степени де­формации узлов кузова, направления удара и других фак­торов. При этом пере­мещения элементов кузова при снятии напряже­ния должны быть направлены в сторону раскрывающую зажатие пострадавшего. Перед перекусыванием вы­бранного узла необхо­димо проанализировать характер возможных перемеще­ний и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего.После снятия остаточного напряжения при необходимости выпол­няется по­вторная стабилизация автомобиля.

Автомобиль стоит на колесах

Необходимо использовать как минимум три точки опоры, но рекоменду­ется использовать опору на четыре точки.

Опорные блоки должны быть установлены с целью обеспечения макси­мально возможной стабилизации и должны быть закреплены клиньями в требуемом положении с усилием, необходимым для их устойчивости. Первым шагом является установка колодок (клиньев) под одно или два ко­леса автомобиля с обеих сторон от колеса.

Автомобиль перевернут на бок

Для гарантии того, что ТС не перевернется, необходимо устано­вить опоры под передней А и задней С стойками лежащего автомобиля.

Предвидя дальнейшие работы, не следует размещать стабилизирующие эле­менты в местах, где возможно будут выполняться операции резки.

Подпереть днище ТС механическими распорками (из дерева или ме­талла), или использовать гидравлические или пневматические стойки (крепь).

В зависимости от конкретной ситуации, может потребоваться также ис­поль­зование распорок и крепи для стабилизации автомобиля со стороны крыши.

Автомобиль опрокинут на крышу

Установить опорные блоки между задней частью крыши перевернувшегося автомобиля и поверхностью земли.



Для обеспечения хорошей устойчивости поставить дополнительные блоки в пространстве между капотом и лобовым стеклом автомобиля.

3. Удаление (отгиб) крыши Выбор узла кузова ТС, подлежащего отгибу, вскры­тию или удалению зави­сит от характера повреждения ТС и травм по­страдавших.

Для обеспечения доступа к пострадавшему - крыша легково­го автомобиля удаляется или отгибается назад. Для этого резаком перекусываются у основа­ния все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек.



При втором варианте перекусывают­ся передние и боковые стойки, надку­сы­вается боко­вая поверхность крыши (рис.а) и с помощью силового цилин­дра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша (когда ши­рокие задние стойки).

В случае, когда передняя часть разбираемого ТС находится под другим ТС или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгиба­ется вперед. Для этого резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусы­вается боковая поверхность крыши (рис.б) и с помощью силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

В случае, когда автомобиль получил боковой удар и перевер­нулся на бок или, когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового авто­мобиля отгибается сбоку. Для этого резаком перекусываются передняя, боко­вые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусы­вается перед­няя и задняя поверхность крыши (рис.в), затем с использованием силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

4. Демонтаж двери, выталкивание перед­ней части автомобиля сдвиг приборной панели

Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадав­шего достигается пу­тем вскрытия двери со стороны замка. В окно д вери встав­ляется разжим и раз­жимаются (деформируются) наружные панели двери, что приво­дит к об­разованию щелей в районе замка и шарниров.

Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или пе­реднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью.

Далее резаком полно­стью удаляется крыша и с помощью разжима вскрыва­ется дверь со сторо­ны замка или со стороны шарниров.

После этого дверь можно удалять.



Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного дос­тупа к нижним конечностям пострадавшего перед­няя часть легкового авто­мо­биля выталкивается. Для этого с использованием резака перерезают пе­редние стойки или полностью удаляют крышу.

Затем с помощью разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра вы­талкивают переднюю часть автомобиля со стороны пострадавшего.

В ыталкивать можно так же с помощью гидравлического разжи­ма, установ­ленного в центре легкового автомобиля между приборной панелью (торпе­дой) и туннелем коробки пе­реключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конеч­но­стям пострадавшего вскрывают переднее крыло автомобиля. Для этого ре­заком пере­резают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью разжима вскрывают со стороны шар­ниров и уда­ляют дверь. Нож­ницами выре­зают часть переднего крыла автомобиля (рис.1). В целях устра­нения опасности дополнительного зажатия пострадав­ших, одновременно гидравлическим дом­кратом отжи­мают (выталкивают) приборную панель.



Для освобождения про­странства, необходимого при извлечении постра­дав­шего боко­вую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием резака полностью удаляется крыша.

Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют зад­нюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с зад­ней дверью опору боковой стойки и переднюю дверь (рис.2), а также раз­резают и удаля­ют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис.3).



Для освобождения пространства при извлечении пострадав­шего, пристег­ну­того в перевернутом автомобиле к сиденью рем­нем безопасности, с помо­щью автомобиль стабилизируют. Далее разжи­мом вскрывают заднюю дверь и сиде­ния, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскры­вают перед­нюю дверь и освобождают ноги, фиксируют их тоже к щиту, и пе­рекусывают среднюю стойку.

Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стой­ки с задней две­рью и спинку переднего сиденья (рис.4).

При необходимости перевернутый автомобиль может допол­нительно при­подниматься силовыми цилиндра­ми (крышу удаляют, когда пострадавший за­фиксирован и когда крыша прижата к кузову).

5. Демонтажные работы на грузовом автомобиле

Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним ко­неч­ностям пострадавшего в грузовом автомобиле уда­ляют дверь кабины. Для этого, вскрывают со стороны замков или шарниров и с помощью раз­жима уда­ляют дверь.



Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивает­ся путем от­ги­бания назад крыши кабины автомобиля. Для этого с использованием раз­жима вскрывается и удаляется дверь. Затем резаком перекусывают полно­стью пе­редние, боковые и частично, задние стойки кабины. Далее с исполь­зованием гидравлических цилиндров или разжима с цепями крышу отгибают назад, при этом переку­санные задние стойки выполняют функцию шарниров.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конеч­но­стям пострадавшего выталкивают переднюю часть кабины автомобиля. Для этого с использованием гидравли­ческого разжима со стороны замков вскры­вают и удаляют дверь. Затем резаком перекусывают передние стойки.



После этого, силовым цилиндром или разжи­мом с цепями крышу отгибают назад и выталкивают переднюю часть кабины. При использовании для вы­тал­кивания разжима цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (пе­редний мост) автомобиля.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного дос­тупа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузо­вого автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравличе­ского разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь.

З атем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед.
6. Фиксация и извлечение пострадавшего из поврежденного ТС

При обеспечении доступа к пострадавшему ему оказывается ПМП, после чего проводят дальнейшую разборку ТС для освобожде­ния пространства, необхо­димого для фиксации пострадавшего и его извлечения. Для фиксации при­ме­няют медицинские корсеты, шины и щиты с ремнями.

При извлечении пострадавшего из поврежденного автомоби­ля выполняют следующие действия:

- между сиденьем автомобиля и тазом пострадавшего распо­лагают жесткие ровные носилки, щит;

- пострадавшего, при необходимости, осторожно поворачива­ют (как одно це­лое) и укладывают на носилки;

- тело и нижние конечности закрепляют на носилках ремнями (пластырем) и пострадавшего извлекают из поврежденного автомобиля.



При извлечении пострадавшего из-под автомобиля автомо­биль поднимают с помощью грузоподъемных средств, домкратов, разжимов, силовых цилин­дров, пневмоподушек, иногда прорывают подкоп в грунте.

После извлечения пострадавшему оказывают ПМП и госпитализируют.

Для скорейшего обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном ТС и оказания им ПМП, выбираются наиболее простые пути проник­новения в по­врежденное ТС путем удаления лобового стекла, вскры­тия двери со сто­роны замков и т.п.

Немедленное извлечение пострадавшего осуществляется в следующих слу­чаях:

- при угрозе воздействия вторичных поражающих факторов;

- при резком ухудшении состояния пострадав­шего в поврежденном ТС. Решение о немед­ленном извлечении принимается на основе заключения медперсонала.


3.

Подведение итогов заня­тия.

10

мин.

Подведение итогов занятия.

Опрос по пройденной теме, уточнение непонятых вопросов. Уборка места занятия.




3. Пособия и оборудование, используемое на занятии: Методический план для проведения занятий, индивидуальные конспекты слушателей, авторучки, ГАСИ «Спрут».
4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: отрабатывать изученный норматив.
Руководитель занятия:
начальник 1 караула 14 ПСЧ 2 отряда ______________ В.А. Агарков

(дата, подпись)

начальник 2 караула 14 ПСЧ 2 отряда ______________ С.В. Ушанёв

(дата, подпись)

начальник 3 караула 14 ПСЧ 2 отряда ______________ А.И. Лысенко

(дата, подпись)

начальник 4 караула 14 ПСЧ 2 отряда ______________ А.С. Науменко

(дата, подпись)

«____» ___________ 2023 г.