Файл: Проведение аср при дорожнотранспортных происшествиях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 14 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС
Главного управления МЧС России
по Республике Адыгея
лейтенант внутренней службы
А.А. Макоев
« ___» ____________________ 2023 г.
Методический план
для проведения занятий с личным составом 14 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС
Главного управления МЧС России по Республике Адыгея
аварийно-спасательные работы
на 20.03.2023- 23.03.2023
Тема : Проведение АСР при дорожно-транспортных происшествиях.
Вид занятия: ПЗ
Отводимое время: 1 час
Место проведения: двор части
Цель занятия: Изучить основные цели, задачи и способы проведения АСР при дорожно-транспортных происшествиях.
1. Литература, используемая при проведении занятия:
- Л.Г. Одинцов «Аварийно-спасательные работы»
- Приказ Минтруда № 881№
2. Развернутый план занятия
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время (мин | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Подготовительная часть | 5 мин. | Проверка наличия личного состава и готовности его к занятиям. Объявление темы и целей занятия. |
2. | Основная часть Стабилизация, демонтаж двери, демонтаж боковой стороны автомобиля, преобразование третьей двери, удаление крыши, сдвиг приборной панели, доступ к ногам пострадавшего, подъем приборной панели. | 35 мин. | 1. Основные принципы проведения АСР при ДТП. К АСР по ликвидации последствий ДТП привлекаются спасательные группы, из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав: - командир группы (старший деж.смены): проводит осмотр автомобиля на предмет определения технологии проведения АСР, руководит работами по спасению людей; организует взаимодействие с другими привлекаемыми службами; следит за соблюдением мер ТБ всем л/с смены; в зависимости от численности л/с работает с инструментом; организует сбор и передачу информации, заполняет необходимую документацию по окончании работ; - водитель: управляет транспортным средством; обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения АСИ; обеспечивает освещение места ДТП; поддерживает радиосвязь; - 1-2 спасателя: выполняют деблокирование и извлечение пострадавших; - 1 спасатель: разворачивает средства пожаротушения, выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации вторичных поражающих факторов (контролирует вытекание ГСМ локализует и тушит очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.); контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР; производит подачу инструмента; производит работу дополнительным инструментом по указанию старшего дежурной смены; - медработник (мед. Инструктор): проводит первичный осмотр всех пострадавших; оказывает ПМП пострадавшим; помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля. Разделение места выполнения АСР на 3 зоны: В 1-й зоне (радиус 3-5м вокруг каждого вовлеченного в ДТП ТС) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во 2-й зоне (в радиус 5-10м) располагаются остальные члены спасательной группы, обеспечивающие готовность аварийно-спасательных средств. Там же организуется площадка размещения для аварийно-спасательного оборудования. Таким образом, каждый спасатель будет знать, где находится инструменты, и что позволит содержать зону работ свободной от неиспользуемого в данный момент оборудования В 3-й зоне (в радиус более 10м) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, демонтированные части аварийного ТС. Все части, снятые в ходе выполнения АСР с автомобиля должны быть сложены в специально отведенном месте. На всем протяжении АСР двигатель спасательного автомобиля не выключается, специальные световые сигналы не выключаются. Необходимым условием эффективности АСР является макс. разборка поврежденного ТС для обеспечения доступа к пострадавшему, те освобождение вокруг него пространства, необходимого для оказания ПМП, фиксация пострадавшего без его дополнительного перемещения и извлечение его из автомобиля. При этом выполняются следующие основные операции: 1. Ограждение зоны ДТП. Развертывание средств пожаротушения (установка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте). Стабилизация поврежденного автомобиля. 2. Отключение аккумулятора. 3. Отключение не сработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности. 4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков, обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов. 5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузове аварийного ТС путем перекусывания 1ой из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы перемещения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, те первый кус делается со стороны удара. 6. Деблокирование пострадавшего. 7. Оказание пострадавшему ПМП. 8. Фиксация пострадавшего. 9. Извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля. 2. Стабилизация (устойчивость объекта) Цель: минимизация перемещений автомобиля, которые могут оказать негативное воздействие на находящихся в нем пострадавших или травмировать спасателей. Эта часть АСР должна быть выполнена до начала любых других действий по эвакуации пострадавших в ДТП. Для стабилизации используются специальные приспособления или средства технического оснащения (домкраты, пневматические подушки и т.п.). Раскачивание поврежденного ТС, расположенного горизонтально на колесах, устраняют выпуская из них воздух и установки двух колодок под колеса. Остаточные напряжения в деформированном кузове аварийного ТС снимают путем перекусывания стойки или другого силового элемента кузова, который выбирается в зависимости от характера повреждения автомобиля, степени деформации узлов кузова, направления удара и других факторов. При этом перемещения элементов кузова при снятии напряжения должны быть направлены в сторону раскрывающую зажатие пострадавшего. Перед перекусыванием выбранного узла необходимо проанализировать характер возможных перемещений и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего.После снятия остаточного напряжения при необходимости выполняется повторная стабилизация автомобиля. Автомобиль стоит на колесах Необходимо использовать как минимум три точки опоры, но рекомендуется использовать опору на четыре точки. Опорные блоки должны быть установлены с целью обеспечения максимально возможной стабилизации и должны быть закреплены клиньями в требуемом положении с усилием, необходимым для их устойчивости. Первым шагом является установка колодок (клиньев) под одно или два колеса автомобиля с обеих сторон от колеса. Автомобиль перевернут на бок Для гарантии того, что ТС не перевернется, необходимо установить опоры под передней А и задней С стойками лежащего автомобиля. Предвидя дальнейшие работы, не следует размещать стабилизирующие элементы в местах, где возможно будут выполняться операции резки. Подпереть днище ТС механическими распорками (из дерева или металла), или использовать гидравлические или пневматические стойки (крепь). В зависимости от конкретной ситуации, может потребоваться также использование распорок и крепи для стабилизации автомобиля со стороны крыши. Автомобиль опрокинут на крышу Установить опорные блоки между задней частью крыши перевернувшегося автомобиля и поверхностью земли. Для обеспечения хорошей устойчивости поставить дополнительные блоки в пространстве между капотом и лобовым стеклом автомобиля. 3. Удаление (отгиб) крыши Выбор узла кузова ТС, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения ТС и травм пострадавших. Для обеспечения доступа к пострадавшему - крыша легкового автомобиля удаляется или отгибается назад. Для этого резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек. При втором варианте перекусываются передние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис.а) и с помощью силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки). В случае, когда передняя часть разбираемого ТС находится под другим ТС или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис.б) и с помощью силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша. В случае, когда автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или, когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку. Для этого резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис.в), затем с использованием силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша. 4. Демонтаж двери, выталкивание передней части автомобиля сдвиг приборной панели Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается путем вскрытия двери со стороны замка. В окно д вери вставляется разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и шарниров. Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью. Далее резаком полностью удаляется крыша и с помощью разжима вскрывается дверь со стороны замка или со стороны шарниров. После этого дверь можно удалять. Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя часть легкового автомобиля выталкивается. Для этого с использованием резака перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра выталкивают переднюю часть автомобиля со стороны пострадавшего. В ыталкивать можно так же с помощью гидравлического разжима, установленного в центре легкового автомобиля между приборной панелью (торпедой) и туннелем коробки переключения передач. Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло автомобиля. Для этого резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. Ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис.1). В целях устранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, одновременно гидравлическим домкратом отжимают (выталкивают) приборную панель. Для освобождения пространства, необходимого при извлечении пострадавшего боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием резака полностью удаляется крыша. Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору боковой стойки и переднюю дверь (рис.2), а также разрезают и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис.3). Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, с помощью автомобиль стабилизируют. Далее разжимом вскрывают заднюю дверь и сидения, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскрывают переднюю дверь и освобождают ноги, фиксируют их тоже к щиту, и перекусывают среднюю стойку. Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья (рис.4). При необходимости перевернутый автомобиль может дополнительно приподниматься силовыми цилиндрами (крышу удаляют, когда пострадавший зафиксирован и когда крыша прижата к кузову). 5. Демонтажные работы на грузовом автомобиле Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удаляют дверь кабины. Для этого, вскрывают со стороны замков или шарниров и с помощью разжима удаляют дверь. Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивается путем отгибания назад крыши кабины автомобиля. Для этого с использованием разжима вскрывается и удаляется дверь. Затем резаком перекусывают полностью передние, боковые и частично, задние стойки кабины. Далее с использованием гидравлических цилиндров или разжима с цепями крышу отгибают назад, при этом перекусанные задние стойки выполняют функцию шарниров. Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего выталкивают переднюю часть кабины автомобиля. Для этого с использованием гидравлического разжима со стороны замков вскрывают и удаляют дверь. Затем резаком перекусывают передние стойки. После этого, силовым цилиндром или разжимом с цепями крышу отгибают назад и выталкивают переднюю часть кабины. При использовании для выталкивания разжима цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля. Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь. З атем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед. 6. Фиксация и извлечение пострадавшего из поврежденного ТС При обеспечении доступа к пострадавшему ему оказывается ПМП, после чего проводят дальнейшую разборку ТС для освобождения пространства, необходимого для фиксации пострадавшего и его извлечения. Для фиксации применяют медицинские корсеты, шины и щиты с ремнями. При извлечении пострадавшего из поврежденного автомобиля выполняют следующие действия: - между сиденьем автомобиля и тазом пострадавшего располагают жесткие ровные носилки, щит; - пострадавшего, при необходимости, осторожно поворачивают (как одно целое) и укладывают на носилки; - тело и нижние конечности закрепляют на носилках ремнями (пластырем) и пострадавшего извлекают из поврежденного автомобиля. При извлечении пострадавшего из-под автомобиля автомобиль поднимают с помощью грузоподъемных средств, домкратов, разжимов, силовых цилиндров, пневмоподушек, иногда прорывают подкоп в грунте. После извлечения пострадавшему оказывают ПМП и госпитализируют. Для скорейшего обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном ТС и оказания им ПМП, выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т.п. Немедленное извлечение пострадавшего осуществляется в следующих случаях: - при угрозе воздействия вторичных поражающих факторов; - при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном ТС. Решение о немедленном извлечении принимается на основе заключения медперсонала. |
3. | Подведение итогов занятия. | 10 мин. | Подведение итогов занятия. Опрос по пройденной теме, уточнение непонятых вопросов. Уборка места занятия. |
3. Пособия и оборудование, используемое на занятии: Методический план для проведения занятий, индивидуальные конспекты слушателей, авторучки, ГАСИ «Спрут».
4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: отрабатывать изученный норматив.
Руководитель занятия:
начальник 1 караула 14 ПСЧ 2 отряда ______________ В.А. Агарков
(дата, подпись)
начальник 2 караула 14 ПСЧ 2 отряда ______________ С.В. Ушанёв
(дата, подпись)
начальник 3 караула 14 ПСЧ 2 отряда ______________ А.И. Лысенко
(дата, подпись)
начальник 4 караула 14 ПСЧ 2 отряда ______________ А.С. Науменко
(дата, подпись)
«____» ___________ 2023 г.