Файл: Биография и философские идеи Платона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «История, философия и социальные коммуникации»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Философия»

Вариант домашнего задания: Модуль 1, вариант 4

Студента:

Группы:

Направление подготовки специалистов:

Работу проверила:

Мосиенко Л.И., к. филос. н.,

доцент

______________________

(подпись, дата)
Омск 2023

Биография и философские идеи Платона
Платон (428/427-348/347 до н.э.) Древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”, “Парменид”, “Теэтет”, “Государство” и др.). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл “видами” или “идеями” и которые отождествил с бытием. “Идеям” Платон противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону, порождение “идей” и “материи”, занимает срединное положение между ними. “Идеи” вечны, “занебесны”, не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии Платона учение о “мировой душе”, психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих “видах”. Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное “мнение”. Между “идеями” и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания – “диалектика”, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается только “видов” (“идей”), но не чувственных единичных вещей. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде (“Законы”): государством правят “философы”; его охраняют “стражи”, или “воины”; ниже этих обоих разрядов свободных граждан – “ремесленники”. По словам Маркса, утопия Платона была афинской идеализацией кастового строя Египта. Маркс также отметил, что Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греческого “полиса” (“города-государства”). Учение Платона играло видную роль в дальнейшей эволюции идеалистической философии [2,
c.65-69].

Анализ текста Платона «Федр»

Всякая душа бессмертна. Ведь вечно движущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается жизнь. Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется. Начало же не имеет возникновения. Из начала необходимо возникает все возникающее, а само оно не из чего не возникает. Если бы начало возникало из чего-либо, оно уже не было бы началом. Так как оно не имеет возникновения, то, конечно, оно и неуничтожимо. Если бы погибло начало, оно никогда не могло бы возникнуть из чего-либо, да и другое из него, так как все должно возникать из начала. Значит, начало движения – это то, что движет само себя.

Раз выяснилось, что бессмертно все движимое самим собою, всякий без колебания скажет тоже самое о сущности и понятии души. Ведь каждое тело, движимое извне, - неодушевленно движимое изнутри, из самого себя, - одушевлено, потому что такова природа души.

…Всякая душа ведает всем неодушевленным, распространяется также она по всему небу, принимая порой разные образы. Будучи совершенной и окрыленной, она парит в вышине и правит миром, если же она теряет крылья, о носится пока не натолкнется на что-нибудь твердое, - тогда на вселяется туда, получив земное тело, которое благодаря ее силе кажется движущимся самим собой; а все вместе, то есть сопряжение души и тела получило название смертного.

Души, называемые бессмертными, когда достигнут вершины, выходят наружу и останавливаются на небесном хребте; они стоят, небесный свод несет их в круговом движении, и они созерцают то, что за пределами неба…

Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов, да и никогда не воспоет по достоинству. Она же вот какова (ведь надо наконец осмелиться сказать истину, особенно когда говоришь об истине): эту область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – уму; на нее-то и направлен истинный род знания.

(Платон. Федр // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1968. С. 180 – 183).


  1. Как Платон объясняет бессмертие души? В чем проявляется диалектика учения Платона о душе? Каким является иной мир и что происходит там с душой?



Бессмертие души объясняется тем, что с субстанции души начинается время и выглядит как движущий образ вечности. А все, что движется, не имеет конца, то есть не имеет смерти, то есть бессмертно.

Также можно заметить, что в учении Платона о душе имеются некоторые противоречия. Во-первых, с одной стороны, душа является бессмертной, но с другой стороны, если душа может воплощаться в различных телах, она переменчива и конечна, а следовательно, смертна. Во-вторых, большинство аргументов Платона, которые касаются размышлений о бессмертии души, носят априорный характер, следовательно, проверить их опытным путем невозможно, в них можно лишь слепо верить [4, C.83].

Иной мир представлен небесным хребтом. В ином мире души, называемые бессмертными, когда достигнут вершины, выходят наружу и останавливаются на небесном хребте; они стоят, небесный свод несет их в круговом движении, и они созерцают то, что за пределами неба.



  1. Можно ли употребить по отношению к платонизму термин мистицизм? Аргументируйте свою точку зрения.


По отношению к платонизму можно применить термин мистицизм, потому что у Платона «душа» приобретает мистический оттенок как обособленная часть человеческой сущности. С одной стороны, она допускает выход за пределы телесного, и в качестве такового ее значение часто отождествляли с вечной потусторонней сущностью, с другой – она обеспечивает трансформацию в высшие познавательные способности, и в этом качестве в истории философской мысли ее нередко сводили к понятию познания [1, c.47].


  1. В чем проявляется смысл идеи метемпсихоза, которой придерживался Платон? Где данная идея еще присутствует, приведите примеры.


Метемпсихоз – это процесс переселения души в другое тело. Другими словами, это процесс реинкарнации.

Платон пишет: будучи совершенной и окрыленной, она парит в вышине и правит миром, если же она теряет крылья, о носится пока не натолкнется на что-нибудь твердое, - тогда на вселяется туда, получив земное тело, которое благодаря ее силе кажется движущимся самим собой; а все вместе, то есть сопряжение души и тела получило название смертного. Таким образом, по мнению Платона, душа способна переселяться из одного тела смертного в другое, а это и есть реинкарнация. На первый взгляд, у Платона реинкарнация – процесс хаотичный и любая душа может быть заключена в тело смертного. Однако, необходимо заметить, что все же не любая, а та, что больше «весит». Ведь не просто так душа «теряет крылья». Очевидно, под грузом чего-либо душа эти крылья и теряет. Следовательно, более «легкая» душа – летает, а более тяжелая попадает в тело смертного. Таким образом, по какой-то причине у Платона душа наказывается потерей крыльев. Реинкарнация души как форма наказания прослеживается не только у Платона, но и у других мыслителей или в разных религиях и верованиях.


Например, Гераклит и его последователи говорят об особой иерархии, по которой может восходить или снисходить душа человека, в зависимости от совершаемых им дел в этой жизни. Философы часто приводили четкую структуру этого процесса и утверждали, что за благие дела в следующей жизни душе будет позволено переселиться в тело высшего существа или человека в более благоприятных условиях для жизни. За плохие поступки, наоборот, человек может быть заточен в тело животного [3].

Восточные религии и верования больше остальных продумали и систематизировали процесс переселения. Как и в философии Гераклита, в данном случае есть четкая «лестница», своеобразная иерархия, место в которой добывается хорошими поступками в текущей жизни. Также в этой группе религий принято считать, что за праведное поведение уже в этой жизни можно вспомнить прошлый опыт. Однако это достигается путем полнейшего просветления.

Ииндейские верования также говорят о переселении душ. В данном случае самой высокой наградой для человека является переселение в тело тотемного животного-покровителя. Также в некоторых племенах переселение происходит только внутри рода, и человек, ушедший из семьи, больше не имеет возможности для перерождения.

В некоторых трактовках ислама также можно найти следы метемпсихоза. Однако в данном случае переселение произойдет только в судный день, когда Аллах создаст новые тела для каждой души.

В наши дни данное явление кажется, скорее, мифическим, чем реальным. Однако для многих парапсихологов и исследователей подобных явлений метемпсихоз - это реальность. В качестве примера, можно привести случай, произошедший с мальчиком, который состоит в этноконфессиональной группе Друзы. Эти люди проживают на территории Голанских высот, которые расположены между Сирией и Израилем. Мальчик сообщил своим родителям, что в прошлой жизни проживал в этом же селе, и что его убили топором. Чтобы убедиться в правдивости его слов родители вместе со старейшинами пошли к указанному месту и действительно нашли скелет мужчины с ранением на голове. Старейшины нашли и топор, в указанном мальчиком месте. Также они обнаружили явное сходство с родимым пятном мальчика и ранением у его прошлого перевоплощения. Юноша так же утверждал, что убийца живет в этом же селе. Мальчик назвал полное имя своего убийцы в прошлой жизни. Изначально мужчина отказывался признаваться в убийстве, однако увидев неопровержимые доказательства, признался в содеянном [1, c.230].


Такие случаи зафиксированы по всему миру и тщательно проверяются. Одним из самых удивительных способов вспомнить прошлую жизнь является гипноз. В таком состоянии часто люди вспоминают и рассказывают то, чего в обычном состоянии не помнят. Зафиксированы случаи, когда рассказы людей в гипнотическом состоянии подтверждались благодаря статьям в газетах, историческим фактам, можно было предположить даже прежнее имя человека.

Список литературы
1.Артюхова, Е.В. Попытка переосмысления реинкарнации / Е.В. Артюхова, А.А. Бегунович // Высокие технологии и инновации в науке: сборник избранных статей Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 28 января 2020 года. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. – С. 229-231.

2.Воронцов, Е. А. Введение в античную философию: Учебное пособие / Е. А. Воронцов: ООО Научно-издательский центр Инфра-М, 2023. – 201 с.

3. Жукова, О. А. Концепции метемпсихоза в философии досократиков / О. А. Жукова // Nomothetika: Философия. Социология. Право. – 2022. – Т. 47. – № 1. – С. 5-13.

4. Кудряшова, Ю. А. Платон: представления о душе / Ю. А. Кудряшова // Общество и культура: проблемы, тенденции, перспективы: Материалы VII всероссийской студенческой научно-практической конференции, Новосибирск, 19 мая 2022 года. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2022. – С. 76-83.