Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации фгбоу во Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Колледж бгу пенсионная реформа и пути ее реализации (реферат).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет

имени Доржи Банзарова»

Колледж БГУ


ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

(реферат)

Выполнил: ст. гр. 17112

Ткачёва Е.А

Проверил:

Тумурова А.Т

Улан-Удэ

2023

Оглавление


Введение 2

Глава 1. Общая характеристика системы пенсионного обеспечения 5

1.1. Понятие и виды пенсионных систем 5


Введение


Пенсионное обеспечение является одним из неотъемлемых и важных социальных гарантий от государства, которое служит для стабильного развития общества и обеспечения принципа справедливости в социуме, ведь благосостояние отдельных категорий граждан, таких как престарелые, инвалиды, члены семей потерявших кормильца, численность которых на сегодняшний день в нашей стране составляет более 52 млн человек ,зависит от качества пенсионного обеспечения в стране и проводимой политики.

Обеспечение достойного пенсионного обеспечения с каждым годом становится для государства все более первостепенным и важным, но в то же время сложным, это обусловлено многими причинами: теневые зарплаты и дефицит бюджета Пенсионного фонда, выраженная непостоянным устройством на работу граждан или без официального оформления трудовых отношений, что негативно сказывается на страховых правоотношениях и не позволяет финансовым механизмам пенсионного страхования нормально функционировать, другая причина характеризуется старением население, вызванного вторым демографическим переходом , которое приводит к росту числа пенсионеров при увеличении нагрузки на работающих граждан, при этом государству становится сложнее выплачивать страховые пенсии , и многие другие причины. В связи с этим стоит задуматься о том, что достойная старость во многом зависит от самих граждан, для этого нужно работать официально и рационально распорядиться накопительной пенсией, не забывая делать в нее дополнительные взносы. При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время. Поэтому на сегодняшний день вопрос о пенсионной реформе является важным, в связи с чем актуальность темы исследования заключается в том, что с помощью данной работы мы сможем выявить основные тенденции развития пенсионной реформы, а также дать оценку регулированию пенсионного обеспечения. С 2002 г. и в последующие годы в Российской пенсионной системе произошли изменения, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. С 1 января 2010 г. страхователи уплачивают в государственные внебюджетные фонды не единый социальный налог, а страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды - Федеральный и территориальные - обязательного медицинского страхования. Новшества в пенсионной системе, определяют задачи, которые помогут решить основные проблемы старой пенсионной системы.

Объектом данного дипломного исследования является Пенсионная реформа в Российской Федерации.

Предметом является пенсионная реформа РФ и пути ее реализации на современном этапе.

Целью дипломной работы является анализ и изучение пенсионной реформы в России и способы ее реализации в современных условиях.

Для достижения указанной цели, были поставлены следующие задачи:

-Изучить понятие системы пенсионного обеспечения и виды пенсионных систем.

-Проанализировать этапы реформирования пенсионной системы в России в постсоветский период.

- Рассмотреть основные цели и задачи пенсионной реформы

- изучить аспекты и основные направления реформирования российской пенсионной системы

-Выделить основные проблемы Пенсионной системы РФ в период ее реформирования.

-Определить пути решения проблем, сложившихся в период реформирования Пенсионной системы.

Общей методологической основой исследования являются различные методы, состоящие как из общенаучных, так и из специальных методов научного познания. В частности, диалектика, метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-правовой, статистический методы.

Теоретической основой дипломной работы послужили труды российских ученых в области конституционного права, трудового права, гражданского права и общей теории права.

Правовая основа работы формируется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, международно-правовых документов и указов Президента Российской Федерации.

Объем и структура дипломной работы определяются мотивом и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, и списка использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика системы пенсионного обеспечения

1.1. Понятие и виды пенсионных систем


В «Новом энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Пенсия есть денежное обеспечение, которое гражданин получает из пенсий и других фондов по окончании работы, по достижении пенсионного возраста или в иных случаях, предусмотренных законом».

Это понятие неопределенно во времени и пространстве, не связано с началом работы содержание и происхождение пенсии. Оно сформулировано или, что еще хуже, механически переписано из советских источников, отождествляющих пенсию с неким государственным «листком» после выхода работника на пенсию по возрасту или другим причинам. На наш взгляд, пенсия (от лат. pensio — «выплата») — это определенная часть заработной платы работника, которая в период его работы в принудительном (или добровольном) порядке отчислялась в виде страховых взносов в Пенсионный фонд для резервирования их для будущих пенсионных выплат, при наступлении

нетрудоспособности по старости или по другим причинам, предусмотренным законом.1

Из этого понятия можно определить сущность одних и тех же понятий «пенсионная система» и «пенсионное обеспечение», не имеющих тождественного значения. На самом деле, когда мы говорим о пенсионной системе, мы имеем в виду систему, которая работает в конкретном государстве. Поэтому при определении понятия «пенсионная система» необходимо добавить слово «государство», где эта система действует. Понятие «государственная пенсионная система» представляет собой экономический механизм обеспечения гарантированного и стабильного уровня жизни пожилых людей и лиц, утративших трудоспособность. Основное назначение работы этой системы осуществляется через механизмы государственного регулирования, поэтому было бы уместно дать на этом основании более правильное определение понятия «пенсионное обеспечение», которое нельзя понимать тождественно понятию «пенсионная система». 2Таким образом, пенсионное обеспечение представляет собой государственную систему правовых, экономических, организационных и административных мер по поддержке и защите людей от материальной незащищенности в связи с старостью, инвалидностью или потерей кормильца.

3 Посредством данного государственного режима предусмотрены (а не установлены) пенсионные выплаты, условия их исчисления исходя из фактических сумм отчислений от обязательных или добровольных пенсионных взносов, полученных за период трудоустройства. А в капитализированных пенсионных системах также могут применяться условия продолжительности страхового стажа, т.е. продолжительности периода накопления страховых взносов, которые также существенно влияют на размер пенсий. Государственные пенсионные фонды, в отличие от других государственных расходов, обеспечиваются за счет создания внебюджетных специальных фондов, организующих сбор и финансирование пенсий. Если пенсионные фонды в зависимости от своих финансовых возможностей обеспечивают стабильное финансирование пенсионных выплат, то можно говорить о внутреннем финансовом обеспечении пенсионного фонда. Однако если для выплаты пенсий привлекаются дополнительные источники за счет средств государственного бюджета, то речь идет о внешнем финансировании или, как его иногда называют, «смешанных» пенсионных выплатах. При оценке пенсионной системы данного государства особое значение имеет степень зрелости системы. В условиях преобладания числа молодых вкладчиков над получателями штрафов пенсионную систему называют «молодой системой». При прогрессивном изменении пропорций этого соотношения в пользу пенсионеров систему называют «зрелой системой». Количественным показателем, определяющим качество или уровень зрелости пенсионной системы, является коэффициент демографической нагрузки, отражающий количество пенсионеров, приходящихся на одного плательщика, в процентах. Современная экономическая наука разработала различные виды пенсионных систем со своими специфическими финансовыми механизмами. В то же время пенсионные системы представляют собой подсистемы финансового механизма социальной защиты населения, характеризующиеся специфическими чертами и отличительными чертами. Наиболее важные моменты, определяющие уровень эффективности4 функционирования пенсионных систем, выражаются:

- в методах финансового обеспечения пенсионной системы (государственный механизм перераспределения страховых взносов или система полной/частичной капитализации страховых премии или использование. использование пользовательских учетных записей);


- по форме организации пенсионной системы (частная, профессиональная (отраслевая), государственная);

- в механизме определения размера пенсий (индивидуальные (фиксированные) расчеты, установление единого взноса, установление единого размера выплат).

Классически выделяют две системы пенсионного обеспечения, названные по своему принципу: распределительная и накопительная.5 функционирование распределительной модели происходит в рамках государственной системы пенсионного обеспечения. Эта модель основывается на принципе солидарности поколений, особенностью которого является то, что пенсии пожилым людям выплачиваются за счет текущих взносов в пенсионную систему молодых людей трудоспособного возраста. В зависимости от величины заработной платы и трудового стажа устанавливается размер пенсии. К преимуществам распределительной модели можно отнести:

− стабильный и заведомо прогнозируемый размер пенсии;

− независимость от конъюнктуры финансового рынка;

− простоту организации системы финансирования;

− защищенность людей с низкими доходами.

К минусам распределительной модели можно отнести ее зависимость от демографического фактора, а именно — от соотношения численности занятого населения и численности пенсионеров. Распределительная модель предусматривает обязательное соглашение между поколениями в сфере пенсионной системы. В этом процессе большую роль играет государство, определяющее основные параметры пенсии: тариф страховых взносов и продолжительность рабочего стажа. Важно обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы.6 Накопительная модель может быть реализована в рамках государственных, частно-государственных и частных систем. Пенсионные накопления формируются за счет взносов участников в специализированные фонды из заработной платы, полученных от инвестирования накоплений, и последующей выплаты пенсии по достижении пенсионного возраста участником.7 Пенсия зависит от размера взносов и доходности инвестиций в пенсионные накопления. Модель фонда имеет следующие преимущества: - позволяет работникам со средним и высоким доходом положительно влиять на размер их будущей пенсии; Недостатком модели фонда является ее зависимость от конъюнктуры финансового рынка и качества управления при инвестировании пенсионных накоплений. Реализация модели фонда предполагает наличие развитого финансового рынка и государственной системы контроля за сохранностью пенсионных накоплений в стране. Важным фактором является также уровень доходов населения, так как при низкой заработной плате люди предпочитают потреблять сейчас и менее склонны к сбережениям.8 Кроме того, в обществе должна формироваться так называемая «культура сбережений», при которой в формировании пенсионных накоплений активно участвуют как работодатели, так и работники. Это особенно важно для моделей добровольного финансирования пенсионного обеспечения. В целом в современном мире мало пенсионных систем, полностью структурированных с точки зрения моделей распределения или финансирования. В большинстве случаев две модели9 объединяются с использованием комбинированной системы, в которой одна из моделей является доминирующей. До 2002 года в Российской Федерации применялась распределительная модель пенсионного обеспечения. В результате реформы 2002 года был введен накопительный компонент и в России в соответствии с мировыми тенденциями была установлена комбинированная пенсионная система. Как показано выше, и распределительная, и накопительная модели пенсионного обеспечения имеют свои достоинства и недостатки. Именно их объединение в рамках комбинированной модели способно снизить присущие им риски и сформировать надежную и устойчивую пенсионную систему. В России в соответствии с мировыми тенденциями сформировалась комбинированная пенсионная система, однако эффективность ее распределительной и накопительной компоненты уступает многим странам.


Другие перспективы российской пенсионной системы видятся в обеспечении долгосрочной устойчивости ее распределительной составляющей, а также в сохранении и развитии обязательной накопительной составляющей. Залогом долгосрочной устойчивости пенсионной системы является динамично развивающаяся экономика, высокая занятость, достойная заработная плата, грамотно построенная демографическая политика и обеспечение условий для ее реализации. Для развития накопительной составляющей требуется повышение общего благосостояния общества, повышения финансовой грамотности населения и формирования культуры сбережений, а также создания условий для превращения пенсионных накоплений в долгосрочную -срочные инвестиции, срочный ресурс для экономики страны. Основная функция пенсионной системы - социальная защита и соцстрахование граждан, в теоретическом и экономическом значении и форме, являющаяся основой формирования и наращивания материальных ресурсов.

Система социальной защиты включает отечественную пенсионную систему, образованную тремя учреждениями: пенсионным обеспечением10, пенсионным страхованием (обязательным и добровольным) и дополнительным (негосударственным) Социальная защита является одним из элементов пенсионной системы.11 Объект, на который направлена ​​деятельность, отличается от составляющих пенсионной системы. Несмотря на наличие страхового стажа, объектами пенсионного обеспечения являются экономически неактивные граждане. Развитие страхового рынка России за последние несколько лет ознаменовалось бурным ростом сегмента страхования жизни. Совокупные страховые премии росли ежегодно, демонстрируя самые высокие показатели прироста среди других видов страхования.
Такой бурный рост данного сегмента страхового рынка России был обусловлен двумя основными факторами. Во-первых, выдача кредитов физическим лицам банками осуществлялась, как правило, лишь при обязательном заключении договора страхования жизни заемщика (страхование жизни заемщика). Во-вторых, не последнюю роль играет растущий интерес граждан к накоплению средств с возможностью получения инвестиционного дохода. Именно это послужило мощным толчком к активному продвижению банками продуктов по инвестиционному страхованию жизни, премии по которым сейчас занимают подавляющую долю в совокупных премиях по страхованию жизни. Инвестиционное страхование жизни обладает существенными преимуществами в сравнении с привычными банковскими депозитами и поэтому является более привлекательной альтернативой банковским вкладам. В результате, страхование в жизни в России стало инструментом получения дополнительных доходов для банковской системы в виде комиссии, хотя во всем мире именно это страхование является, прежде всего, источником «длинных денег», которые так нужны и важны для развития экономики страны.