Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации фгбоу во Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Колледж бгу пенсионная реформа и пути ее реализации (реферат).docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Добровольное пенсионное страхование — это разновидность страхования жизни, направленная на финансовую защиту интересов граждан после выхода на пенсию в виде получения дополнительной пенсии. Оно используется физическими лицами во всем мире и позволяет обеспечивать высокий коэффициент замещения пенсий. Согласно ст. 2 Федерального закона от 15. 12. 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»12 пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Функции пенсионного обеспечения являются разновидностью социальной функции государства.
На текущий момент в литературе отсутствует согласие в терминологии и не ясно, какие задачи решает государственная пенсионная система. По моему мнению, пенсионная система должна выполнять совместную функцию пенсионного страхования и пенсионного обеспечения. Я изучила различные точки зрения на функции пенсионной системы и их взаимосвязь. В итоге я убедилась, что функции пенсионного обеспечения и пенсионного страхования дополняют друг друга и несут одинаковую значимость.
1. Воспроизводственная – удовлетворение минимальных потребностей неработоспособного населения путем обеспечения базовых стандартов жизни.
2. Социальная – обеспечение приличного уровня жизни тем, кто вышел за пределы трудоспособного возраста или лишился возможности работать; пенсионная система должна не только помочь в поддержании жизненных сил, но и обеспечить доступ к социальным благам, таким как медицинские услуги, отдых, культурные мероприятия и т.д.13
3. Перераспределительная – возмещение дохода, который люди получали до утраты трудоспособности, достигается путем перераспределения национального дохода государства.
4. Мотивационная – обеспечивает связь результатов работы с будущей пенсией.
5. Политическая – согласование интересов между нетрудоспособными членами общества и той его частью, которая производит материальные блага. Реализация данных функций позволяет осуществлять как пенсионное страхование, так и пенсионное обеспечение.
Неохваченные функции пенсионной системы входят в состав более общих функций. Тем не менее, представленный перечень не исчерпывает всех направлений деятельности данной системы. Разделяя функции на явные и латентные, можно сказать, что все перечисленные явные функции соответствуют заявленным целям и задачам пенсионной системы. Однако, они не учитывают влияние данной системы на рынок труда и социальный статус пенсионеров. Функции воспроизводства и социальной защиты пенсионеров относятся к сфере материального обеспечения, перераспределительная функция связана с регулированием финансовых потоков, стимулирующая функция направлена на замещение утраченного заработка работниками, а политическая функция нацелена на согласование различных интересов в обществе. Ни одна из перечисленных функций не учитывает вопросы влияния пенсионной системы на рынок труда, дифференциации пенсионеров по уровню дохода и социальному статусу. Функции пенсионной системы проявляются в процессе ее функционирования. В этом случае реализуются скрытые функции пенсионной системы, которые являются важными для описания, регламентации и контроля. В связи с этим, список функций, изложенный выше, требует дополнения регулирующими и статусными функциями. Регулирующая функция заключается в том, что пенсионная система может контролировать выход на рынок труда работников старшей возрастной группы как прямо, так и косвенно. Прямое управление достигается путем установления универсального возраста выхода на пенсию, а также условий и списков тех, кто имеет право на преждевременную пенсию. Косвенное управление достигается с помощью различных программ, стимулирующих более ранний или более поздний выход на пенсию, а также учитывая соотношение размеров пенсии и заработной платы, которая формируется на рынке труда. Если размер пенсии близок к заработной плате, то выход на пенсию не влияет на качество жизни человека. В случае, если пенсионные выплаты значительно ниже заработной платы, работающий человек вынужден продолжать трудовую деятельность как можно дольше. Статус пенсионера соответствует размеру пенсии и должности, которую работник занимал до ухода на пенсию. Это положение пенсионера в отношении других пенсионеров как по горизонтали, так и по вертикали. Эта функция во многом вытекает из реализации стимулирующей функции. Если между заработной платой и пенсией существует тесная связь, то работник не теряет своего социального статуса при выходе на пенсию. Необходимо отслеживать реализацию выделенных функций пенсионной системы с помощью определенных показателей. В литературе отсутствует комплексная система показателей, которая позволила бы полноценно оценить пенсионную систему.
1.2. Формирование пенсионной системы в России в постсоветский период.
На разных этапах развития любого государства, необходимо совершенствовать различные сферы жизнедеятельности для лучшего функционирования и становления. Наиболее важным отражением результатов экономического развития государства является социальная сфера, что конечно же позволяет ему обеспечивать своих граждан, надлежащими средствами к существованию, через финансовую поддержку различных их категорий, одной из таких материальных поддержек является пенсионное обеспечение. Современный этап развития пенсионной системы начался в 1990 г. с принятия Закона РФ от 20 ноября 1990 г.№ 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». В настоящее время продолжается реформирование системы пенсионного обеспечения. В центре внимания стоят предложения о повышении пенсионного возраста, изменении доли пенсионных накоплений для лиц, моложе 1967 г. Рождения, что вызывает массу дискуссий. Основанием для таких предложений является широко распространенное мнение о систематическом дефиците пенсионных средств и прогнозируемом росте этого дефицита. Данное утверждение послужило основой для постановки задачи ретроспективного анализа структуры и динамики доходов и расходов пенсионной системы, с целью выявления складывающихся тенденций и определений возможных факторов развития пенсионной системы Российской Федерации.14 При этом Правительством РСФСР продумывались различные варианты формирования будущей пенсионной системы с развитием накопительных механизмов, а также добровольного пенсионного страхования с целью выравнивания отрицательных эффектов от изменения мировой и российской демографической ситуации и сокращения расходов бюджета на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда. Первые шаги в данном направления были сделаны путем утверждения в 1992 г. Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», позволяющего бизнесу создавать с целью повышения уровня пенсионного обеспечения работников, собственные частные пенсионные фонды. К середине 1990-х гг. в пенсионной системе возник большой дефицит финансовых ресурсов в связи с ростом инфляции, либеральными реформами в экономике и широкими льготами в области досрочной пенсии и ежеквартальными индексациями пенсий. Дефицит бюджета Пенсионного фонда России необходимо было покрывать за счет дополнительных расходов федерального бюджета. Такая ситуация требовала серьезных реформ в пенсионной системе страны. Одним из возможных вариантов решения сложившейся ситуации стала разработка Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1995 г., предполагающая трехуровневую модель пенсионного обеспечения, в которой на первом уровне предусматривалась выплата государственной пенсии, на втором — корпоративной пенсии, на третьем — негосударственной пенсии.
15 Также предлагалось создать персонифицированный учет страховых взносов граждан и проводить ежегодную индексацию пенсий на уровень инфляции. Стоит отметить, что к 1997 г. была предложена альтернативная концепция, главная идея которой заключалась в полном отказе от распределительного механизма в пользу исключительно накопительной модели пенсионного обеспечения. Однако более либеральная концепция не была поддержана, а выбор был сделан на уже принятом в 1995 г. варианте, реализация которого получила наибольший темп в 1997–1998 гг. В 1998 г. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»16 вступил в силу и стал ключевым документом в формировании негосударственного пенсионного обеспечения, определяющий основные принципы работы негосударственных пенсионных фондов, права и обязанности вкладчиков, участников и фондов, а также степень и инструменты государственного контроля и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Однако дальнейшее развитие концепции было приостановлено в связи с кризисом и дефолтом августа 1998 г. и возобновилось уже в 2000-х гг.17 В декабре 2001 года были приняты два федеральных закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"18. Принятие этих актов стало важным шагом в процессе развития пенсионного обеспечения в современной России. В основе содержания данных правовых актов выделялся переход пенсионных выплат от распределительной системы к накопительной. Пенсия в них определялась как стажем работника, так и размером заработка в период трудовой деятельности, а также взносами в Пенсионный фонд России.
С 1 января 2002 г. пенсионная система была переведена на обязательные механизмы накопительного финансирования с непосредственным использованием частных институтов (управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов), это и было реализовано посредством принятия пакета федеральных законов по пенсионной реформе. Главной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Произошел переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и их конвертации, а также наблюдались изменения в структуре пенсий. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР, а не стажем работника, как было до 2002 года. Это дало возможность гражданам самостоятельно влиять на размер своей будущей пенсии, в накопительной части. Накопительный компонент будущей трудовой пенсии будет формироваться путем инвестирования части обязательных отчислений работодателей в пользу работников. В настоящее время, в основном, сохранена распределительная система: большая часть средств, поступающая в Пенсионный фонд, идет на финансирование сегодняшних обязательств по выплате пенсий, и только незначительная часть направляется на накопительные счета. Таким образом, ныне работающие должны заплатить пенсии ныне живущим пенсионерам и дополнительно еще накопить себе на старость.
В 2002–2004 гг. была продолжена работа по совершенствованию накопительной части трудовой пенсии путем принятия Федерального закона № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»19, который определял все правовые взаимоотношения в части инвестирования пенсионных накоплений граждан для их увеличения и последующих выплат накопительной части пенсии. В 2004 г. граждане смогли переводить свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды для того, чтобы фонд их инвестировал и увеличивал объемы пенсионных выплат гражданам в старости. Еще одним направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения является принятие в 2008 г. программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, предполагающей удвоение государством части средств, переведенным гражданином самостоятельно в негосударственный пенсионный фонд, тем самым стимулируя развитие добровольного пенсионного обеспечения. К сожалению эту программу не удалось более широко распространить, в связи с усложнением демографической ситуации, проводился низкий уровень информационной компании по привлечению граждан и популяризации подобного механизма, софинансирование только в течение 10 лет после первого платежа, а также завершение программы 31 декабря 2014 г. (продолжительность программы составила менее 6 лет).20 Еще одним дополнением к действующему пенсионному законодательству в 2013 году стало принятие законов "О накопительных пенсиях" и "О страховых пенсиях". Государственная Дума внесла изменения в систему расчета накопительных пенсий на основе индивидуального пенсионного коэффициента, который зависит от неуплаченных и уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд России. Это значительно усложнило расчет пенсий. Начиная с 1 января 2015 года в России было введено два вида пенсий в системе обязательного пенсионного страхования – страховая и накопительная. Теперь, выплачивая зарплату, работодатель обязан, каждый раз перечислять за своих работников страховые взносы, до 30 % от фонда заработной платы, а также до 22 % на пенсионное обеспечение. Гражданам 1967 года рождения и моложе до января 2016 г. Нужно было сделать выбор: формировать только страховую пенсию (22 %) или формировать страховую (16 %) и накопительную пенсию (6 %) одновременно, а те граждане, которые только начинают свою трудовую деятельность, должны сделать подобный выбор в первые пять лет начала своей трудовой деятельности. Страховая пенсия формируется в солидарной пенсионной системе за счет средств, поступивших на индивидуальный лицевой счет граждан и выраженных как пенсионные права в ПФР. При этом денежные средства выплачиваются в виде пенсий нынешним пенсионерам. Накопительная пенсия