Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации фгбоу во Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Колледж бгу пенсионная реформа и пути ее реализации (реферат).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
46

Солидарная ответственность поколений эффективно решает проблему пенсионного обеспечения при благоприятных демографических условиях (простое или расширенное воспроизводство населения), стабильном росте уровня оплаты труда и отсутствии значительных и долговременных изменений в доле занятого населения. Если же население стареет, а экономический рост во многом зависит от экономических условий, появляется проблема нехватки финансовых ресурсов для выплаты пенсий будущим поколениям. Переход к накопительной пенсионной системе полностью не решает проблему, так как он требует не только дополнительных ресурсов для финансирования «двойного платежа» работающих граждан во время переходного периода, а также высокий уровень макроэкономической стабильности и развитие эффективных инструментов для инвестирования пенсионных накоплений.47 Наблюдается высокая доля досрочного выхода на пенсию, зачастую роль не столько пенсионного страхования, сколько усиления конкуренции на рынке труда определенных профессий, которые считаются важными для той или иной причине. Если за рубежом право на досрочную пенсию имеют 3–4 профессиональные группы, то в России число профессий и производств, работа в которых дает право на досрочную пенсию, составляет около 2 тысяч, объединенных в 27 групп получателей. Другой аспект проблемы состоит в том, что существуют принципиальные различия в структуре потребностей пенсионеров разных возрастов. Это наряду с денежно-кредитной политикой требует не денежных форм поддержки в течение пенсионной жизни. Если относительно «молодым» пенсионерам в большей степени нужны деньги, то в старшем возрасте выхода на пенсию резко возрастает спрос на оказание услуг социального сектора (здравоохранение, лекарственные средства, услуги по уходу), которые не могут быть удовлетворены на основе умеренного повышения пенсий или их индексаций. Именно поэтому после валоризации пенсионных прав, которая в максимальной степени отражается на росте пенсий лиц старших возрастов, доля пессимистично настроенных пенсионеров не только не уменьшилась, но даже возросла по сравнению с молодыми социальными группами. Таким образом, реформа пенсионной системы должна сопровождаться реформами в сфере здравоохранения и формированием рынка социальных услуг, адресованных пожилым людям. Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главной целью является обеспечение достойного уровня жизненных благ с помощью перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве.
48 Независимо от места жительства человек своим трудом и с помощью взносов на социальное страхование гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Сегодня становится необходимостью глубокое реформирование пенсионной системы в РФ с включением в нее и активным развитием такого института как негосударственное пенсионное обеспечение.

Организационную основу для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны составлять негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Накопилось множество недостатков и несовершенств в старой модели пенсионной системы РФ, что может оказать негативное влияние на экономику страны и предотвратить ее развитие. Именно поэтому реформирование на данном этапе является необходимым.


Заключение.

Понятие «пенсионная система государства» - это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность. Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Пенсионное обеспечение представляет собой государственную систему правовых, экономических, организационных и административных мер по поддержке и защите людей от материальной незащищенности в связи с старостью, инвалидностью или потерей кормильца. Право граждан России на получение пенсии по достижении соответствующего возраста гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 7, пункт 2, статья 39).49 Согласно этому документу, каждый житель Российской Федерации имеет право на получение обязательной государственной пенсии, под которой подразумеваются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для возмещения гражданам потери дохода в связи с достижением установленного законом минимального возраста, утраты трудоспособности, потери кормильца и т.п.

В основе классификации систем пенсионного обеспечения лежат распределительная и накопительная пенсионные системы, которые имеют свои преимущества. Функционирование распределительной модели происходит в рамках государственной системы пенсионного обеспечения. Эта модель основывается на принципе солидарности поколений, особенностью которого является то, что пенсии пожилым людям выплачиваются за счет текущих взносов в пенсионную систему молодых людей трудоспособного возраста. Данная система характеризуется стабильностью, независимостью от конъектуры рынка, а также простотой организации системы финансирования, а также гарантирует защиту людям с низким доходом.

Накопительные модели могут быть реализованы в рамках государственных, частно-государственных и частных систем. Пенсионные накопления формируются за счет взносов участников в специализированные фонды из заработной платы, полученных от инвестирования накоплений, и последующей выплаты пенсии по достижении пенсионного возраста участником. Пенсия зависит от размера взносов и доходности инвестиций в пенсионные накопления. Преимуществом данной модели является то, что работники с высоким и средним доходом могут положительно влиять на размер их будущей пенсии. Основной функцией пенсионной системы является социальная защита и социальное страхование граждан, в теоретическом и экономическом значении и форме, являющаяся основой формирования и наращивания материальных ресурсов. На пути совершенствования пенсионная система прошла множество этапов реформирования.
Современный этап развития пенсионной системы начался в 1990 г. с принятия Закона РФ от 20 ноября 1990 г.№ 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Далее в декабре 2001 года были приняты два федеральных закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Принятие этих актов стало важным шагом в процессе развития пенсионного обеспечения в современной России. В основе содержания данных правовых актов выделялся переход пенсионных выплат от распределительной системы к накопительной. А с 1 января 2002 г. пенсионная система была переведена на обязательные механизмы накопительного финансирования с непосредственным использованием частных институтов (управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов), это и было реализовано посредством принятия пакета федеральных законов по пенсионной реформе. В 2004 году граждане смогли переводить свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды для того, чтобы фонд их инвестировал и увеличивал объемы пенсионных выплат гражданам в старости. Немаловажным направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения является принятие в 2008 г. программы государственного софинансирования пенсионных накоплений. Дополнением к действующему пенсионному законодательству в 2013 году стало принятие законов "О накопительных пенсиях" и "О страховых пенсиях. Начиная с 1 января 2015 года в России было введено два вида пенсий в системе обязательного пенсионного страхования – страховая и накопительная. Теперь, выплачивая зарплату, работодатель обязан, каждый раз перечислять за своих работников страховые взносы, до 30 % от фонда заработной платы, а также до 22 % на пенсионное обеспечение. С 2019 года до 2028 года в стране началось поэтапное повышение пенсионного возраста, от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 лет для мужчин. Настоящая Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом50 страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Цель пенсионной реформы: реализовать гарантированные статьей 39 Конституции РФ права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в
случае инвалидности, при потере кормильца, в других случаях, установленных законом;

- развить пенсионное обеспечение на основе государственного пенсионного страхования;

- дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством. Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально. Таким образом в ходе исследования была проанализирована пенсионная реформа в настоящее время, из чего можно сделать вывод, что направления реформирования пенсионной системы России на современном этапе в целом соответствуют общемировым тенденциям и связаны со снижением государственных обязательств перед пенсионерами: повышение пенсионного возраста, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, стимулирование более позднего выхода на пенсию, «заморозка» пенсионных накоплений. В России наблюдается не только низкий уровень коэффициента замещения заработной платы пенсией, но и сам заработок, рассчитанный по паритету покупательной способности, является несопоставимо низким, сокращение пенсионных обязательств не решит имеющихся проблем пенсионной системы России. Необходимо задействовать другие резервы повышения устойчивости и сбалансированности пенсионной системы, такие как повышение уровня оплаты труда и легализация теневой заработной платы, создание новых рабочих мест и снижение безработицы, установление обоснованных тарифов страховых взносов, развитие профессионального пенсионного страхования, стимулирование рождаемости, снижение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте. Очевидно, что для решения проблем пенсионного обеспечения граждан недостаточно изменять параметры самой пенсионной системы, например, повышая пенсионный возраст или изменяя формулу расчета пенсий. Необходимы также давно назревшие преобразования на рынке труда, в демографической политике, экономике и социальной сфере, которые бы способствовали созданию реальных условий для граждан заработать достойный уровень пенсии и в полной мере реализовать свои права на ее получение.