Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации фгбоу во Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Колледж бгу пенсионная реформа и пути ее реализации (реферат).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 – это пенсионные накопления, которые передаются из Пенсионного фонда России в соответствии с выбором гражданина в негосударственный пенсионный фонд или управляющей компании в доверительное управление для инвестирования на финансовом рынке. Взносы, за счет которых формируется накопительная пенсия, не идут на выплаты текущих пенсий.22 Для расчета страховой пенсии берется сумма годовых пенсионных баллов (годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов). Индивидуальный пенсионный коэффициент23 рассчитывается как отношение начисленных за год за работника страховых взносов к их нормативному максимальному размеру (произведение тарифа и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами). Однако алгоритм определения стоимости одного пенсионного коэффициента пока остается непрозрачным, поскольку закон, определяющий его размер, еще не принят. «Баллы» превратятся в рубли только в момент наступления пенсии. С 2019 года до 2028 года в стране началось поэтапное повышение пенсионного возраста, от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 лет для мужчин. Как планируется, повышение пенсионного возраста позволит перенаправить высвобождающиеся средства ПФР на увеличение пенсий, в среднем на 1000 руб. ежегодно.24 По сути, это некоторое улучшение благосостояния граждан самых старших возрастных категорий за счет более молодых россиян. Пенсионная реформа идет и это надо принять как должное. Возможно, отдельные моменты новой пенсионной системы еще претерпят существенные изменения, но в целом направление уже задано. Подробнее о новой пенсионной реформе рассмотрим в следующей главе.


Глава 2. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе.

2.1. Основные цели и направления пенсионной реформы.

В настоящее время, в период неустойчивой экономической ситуации в Российской Федерации, так и целом в мире, деятельности системы социальной защиты населения уделяется особое значение, как ведущей части благосостояния граждан. Ежегодно государство предпринимает и регулирует существующий комплекс мер, улучшающий материальное положение граждан, нуждающихся в государственной помощи, среди которых многодетные семьи, безработные, пенсионеры и инвалиды. С 1 января 2020 года в пенсионное законодательство внесено ряд изменений, которые касаются всех участников системы обязательного пенсионного страхования. С годами дефицит бюджета ПФР РФ имеет тенденцию к увеличению, также наблюдается финансовая зависимость от государства. Введение административного механизма связанного с налогообложением фонда оплаты труда и отмена единого социального налога с заменой на страховые выплаты, не принесло желаемого результата, и проблема дефицита пенсионного бюджета остается не решенной. Такая тенденция приводит к тому, что по достижению пенсионного возраста, пенсия не может удовлетворить потребности. В таких условиях и возникает необходимость внедрения механизмов пенсионного обеспечения. В большей степени данная реформа направлена снижение обязательств государства перед пенсионерами за счет повышения пенсионного возраста, и стимулирования более позднего выхода на пенсию, и отмены индексации для работающих пенсионеров.25 С каждым годом в нашей стране увеличивается рост числа лиц пенсионного возраста, виной тому является низкий уровень рождаемости и как следствие уменьшение трудоспособного населения. Согласно Всемирному прогнозу народонаселения ООН, такая тенденция будет сохраняться на протяжении ближайшего десятилетия. Проблематика вопроса пенсионного обеспечения базируется на том, что старшее поколение стареет, и это необратимый процесс, другая заключается в том, что молодое поколение имеет 145 высокий уровень потребления, тем самым образуется «прослойка» в обществе. Такая тенденция приводит к тому, что по достижению пенсионного возраста, пенсия не может удовлетворить потребности. В таких условиях и возникает необходимость внедрения механизмов пенсионного обеспечения.



Новая пенсионная реформа на 2019-2028 годы является этапом реформирования пенсионной системы Российской Федерации с постепенным повышением пенсионного возраста с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Изменения коснулись большинства граждан РФ, но есть и множество льгот для отдельных категорий граждан: медицинских работников, учителей, художников, представителей коренных малочисленных народов Крайнего Севера, женщин с тремя и более детьми, а также мужчин и женщин со стажем свыше 42 лет. Данная реформа исключает последующее повышение пенсионного возраста в Российской Федерации до 2036 года.26 После нововведений последовала незамедлительная реакция общества, в ряде городов прошли митинги, санкционированные и не санкционированные демонстрации, в которых приняло участие несколько тысяч человек. Специалисты считают, что повышение27 пенсионного возраста может в последующем спровоцировать безработицу среди молодежи. Стоит отметить, что с 2014 г. наблюдается тенденция к снижению реальных доходов населения, в том числе и пенсий. С каждым годом усиливаются бюджетные ограничения, впоследствии оказывающие влияние на возможности федерального бюджета в финансировании ряда пенсионных выплат. Последствия пандемии 2020г. в большей степени оказали влияние на эти процессы. В настоящее время правительством Российской Федерации разрабатывается ряд концептуальных и стратегических документов, направленных на комплексное реформирование пенсионной системы. С 1 января 2021г. был проиндексирован ряд пенсионных выплат. В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров увеличился на 1 032, 25 руб. до 17 535, 98 руб. В целом средний размер страховой пенсии по старости на 1 января 2021 года составил 16 789, 48 рубля, увеличившись с начала 2020 года на 911, 58 рубля (5, 7%). Для совершенствования пенсионной реформы необходимо учитывать ряд факторов, таких как продолжительность жизни населения, в развитых странах, этот показатель составляет от 70 лет для мужчин и от 80 лет для женщин. В то время как в России этот показатель составляет 62 года для мужчин и 74 – для женщин.28 Не маловажным показателем при достижении пенсионного возраста является ожидаемая продолжительность жизни населения. Не стоит забывать о таком показателе, как уровень инвалидизации населения. С повышением пенсионного возраста численность работников предпенсионного возраста будет снижаться по причине ухода работников на пенсию по инвалидности. Таким образом, основные проблемы развития пенсионной системы не могут быть устранены без участия государства, так как ряд несовершенств в пенсионной системе имеет прямую зависимость от макроэкономических показателей.
29 Стоит отметить, что созданные нормативно-правовые акты надежно подкрепляют пенсионную систему на ближайшие три года. Однако, возможные риски, возникающие после 2024г, и в настоящее время, могут оказать негативное влияние на пенсионную систему в Российской Федерации. Существующее государственное централизованное финансирование увеличивает нагрузку на государственный бюджет и вызывает недовольство граждан ненадлежащим выполнением государственных обязательств по социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Особое значение в решении социальных проблем общества должно базироваться на финансовых ресурсах государства, четко направленных на реализацию потребностей людей. Очевидно, государству необходим поиск иных подходов к управлению социальной сферой, в основе управления которой должна быть достоверная информация о помощи, и потребностях людей в социальных услугах.

Основные направления проведения реформы и этапы ее законодательного оформления утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации"30.

Основной целью, которая вызвала наибольшее беспокойство среди населения страны, заключается в постепенном повышении возраста выхода на пенсию с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Это изменение затрагивает большинство граждан России, однако некоторые категории работников, включая тех, кто работает в тяжелых условиях, лиц, которым пенсия назначается ранее установленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, не подпадают под эти изменения. Стоит отметить, что эти изменения не затронут нынешних пенсионеров. Люди, которым уже назначена пенсия какого-либо вида до 2019 года, продолжат получать соответствующие выплаты. В работе О.Н. Чернышова, автор выделяет положительные и отрицательные моменты увеличения пенсионного возраста. Из основных пунктов благоприятных аспектов можно выделить сглаживание нарастания стареющего населения31, снижение налогового бремя с работающего населения, повышение доверия государству со стороны пенсионеров. Из негативных аспектов можно выделить возможность развития теневой экономики и «зарплаты в конвертах», а также то, что низкая продолжительность жизни, особенно у мужчин, уменьшает шансы дожить до пенсионного возраста. Следующей целью реформы является повышение пособий сельских пенсионеров. С начала 2019 года размер доплаты к пенсии данной группы граждан увеличился на 1, 3 тыс. рублей в месяц, а с начала 2020 года - на 1, 4 тыс. рублей в месяц. Жители Крайнего Севера имеют право на досрочный выход на пенсию на 5 лет раньше установленного срока, однако возраст выхода также увеличивается на 5 лет: с 50 до 55 лет для женщин и с 55 до 60 лет для мужчин. С 2019
года вводятся новые льготы для людей, находящихся на предпенсионном возрасте, связанные с ежегодной медицинской проверкой и дополнительными гарантиями трудоустройства. Кроме того, важной инициативой является предоставление права на досрочный выход на пенсию за 2 года до установленного пенсионного возраста для людей с большим трудовым стажем: не менее 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин. Также это право получают многодетные женщины (но с другими условиями, касающимися стажа и количества лет до общеустановленного возраста). При отсутствии возможности трудоустройства право на досрочный выход получают безработные граждане. Необходимо отметить ещё один немаловажный пункт – повышенная индексация пенсий. Планируется, что темпы роста страховых пенсий будут опережать прогнозируемый рост инфляции. Вышеперечисленные инициативы являются основными элементами пенсионной реформы 2019-2028 гг. На их основании мы можем составить общую картину изменений, которые предполагает преобразование, а также их цели. Задачами Стратегии, не связанными напрямую с целями, являются;

- сохранение оптимального уровня страховых взносов для организаций;

- продвижение трехступенчатой системы пенсионного обеспечения (государственная, корпоративная и личная пенсия);

- улучшение результативности накопительной части пенсионной системы.32

Для достижения целей, изложенных в Стратегии, необходимо изменить механизм формирования пенсионных прав. Существующий механизм не обеспечивает достаточных финансовых ресурсов для пенсионных выплат, что приводит к дисбалансу в бюджете Пенсионного фонда РФ и федеральном бюджете. Введение новой пенсионной формулы, основанной на формировании пенсионных коэффициентов вместо абсолютных величин, позволит более равномерно распределять доходы бюджета Пенсионного фонда РФ между пенсионерами, а также укрепить связь между размером пенсии и личным вкладом в пенсионную систему.

Однако, с целью сохранения достойного уровня пенсионного обеспечения для пенсионеров, которые не внесли достаточный вклад в пенсионную систему, предусматривается выделение базовой части трудовой пенсии, которая будет обеспечена ресурсами из федерального бюджета.

Существуют различные подходы к реализации указанных механизмов. Поэтому для принятия решения необходима детальная проработка и согласование. Главной причиной пенсионной реформы стало возникновение дефицита денежных средств в ПФ РФ.