Файл: Техническое обслуживание и ремонт якоря тягового электродвигателя нб418Кб. Технологическая инструкция.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 1139
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1. Очистка и предварительные измерения электрических параметров якорей
Работы по проверке, измерениям и ремонту якоря следует выполнять на стеллаже с деревянным покрытием и войлочной футеровкой или на специальных стойках. Якоря на этих стойках устанавливать на обрезиненные катки, которые можно вращать вручную.
В начале необходимо протереть от пыли и загрязнений узлы и детали механической части якоря (выступающие концы вала, передний нажимной конус коллектора, внутренние кольца подшипников, втулки, крепежные детали) протирать концами, смоченными керосином. Стеклобандаж, задние и передние лобовые части секций обмотки якоря и пазовые клинья протирать технической салфеткой, смоченной бензином.
Коллектор и передний бандаж конуса коллектора протирать чистой технической салфеткой, увлажненной бензином. бензином.
Далее необходимо измерить активное сопротивление обмотки якоря. Следует иметь ввиду, что у якоря данного тягового двигателя при 348 коллекторных пластин, число пазов – 87, а тип обмотки петлевой.
Для измерения активного сопротивления обмотки якоря следует отсчитать 87 коллекторных пластин и отметить мелом на петушках первую и последнюю пластины. Далее приложить к ним щупы измерительного моста постоянного Р3009 или другого аналогичного прибора.
Активное сопротивление обмотки якоря при 20 оС должно быть равным (0,011±0,0011) Ом. Завышенное измеренное сопротивление указывает на возможное увеличение переходного сопротивления в месте приварки концов секций к петушкам коллектора. Заниженное сопротивление указывает на возможное межвитковое замыкание секций обмотки якоря. Сопротивление, равное нулю, указывает на обрыв витков обмотки якоря или нарушение приварки секций в петушках коллектора.
Если температура цеха во время измерения отличается от20 оС, то следует выполнить расчет величины активного сопротивления по формуле:
R20 = Rt [I + α (20 – t)],
где R20, Ом - сопротивление обмотки при температуре 20°С;
Rt, Ом - сопротивление обмотки при температуре t°С;
α - температурный коэффициент для медных обмоток = 0,004;
t - температура, при которой производились измерения сопротивления.
Сопротивление изоляции якоря при температуре цеха равной (20±5) оС должно быть не ниже 3 МОм. Измерение производить мегаомметром.
Для этого следует один щуп мегаомметра приложить к валу якоря, а другой щуп – к коллекторной пластине.
Далее необходимо проверить качество приварки секций в петушках коллектора. Данную операцию следует производить при помощи устройства для проверки качества пайки УПК-1. Устройство позволяет измерять сопротивление цепи между двумя соседними пластинами коллектора. В устройстве предусмотрен режим установки порогового значения сопротивления, превышение которого сигнализирует о некачественной пайке якорной обмотки к пластинам коллектора и режим целостности проверяемой цепи.
2.2. Ремонт механической части якоря при ТР-3 и СР электровозов
При производстве ТР-3 проверить визуально при помощи лупы не менее пятикратного увеличения, а затем дефектоскопом конусы вала, шейки вала под уплотнительные (упорные) кольца. Не снятые внутренние кольца подшипников проверить дефектоскопом на валу. Проверку производить дефектоскопом магнитопорошковым МД-12ПС.
Не снятые лабиринтные втулки проверить визуально.Трещины на деталях не допускаются.
Роликовые кольца с трещинами, раковинами, деформациями или с выработкой по беговой дорожке, подлежат съему или замене. При необходимости, вследствие дефекта, для замены или ремонта, подлежат съему и лабиринтные втулки.
Внутренние кольца подшипников и втулки следует снимать с вала при помощи установки высокочастотного нагрева деталей А2460.00.00 с индуктором для нагрева внутренних колец подшипников и лабиринтных втулок.
При производстве среднего ремонта СР внутренние кольца подшипников и лабиринтные втулки следует снять с вала якоря посредством установки. Проверить их состояние. При обнаружении дефектов роликовые подшипники и лабиринтные втулки заменить.
Проверить при помощи лупы и дефектоскопа, конусы вала и шейки вала под уплотнительные (упорные) кольца, роликовые подшипники и лабиринтные втулки.
Проверить визуально, а затем дефектоскопом посадочные поверхности на валу под внутренние кольца роликовых подшипников.
Посадочные поверхности должны быть чистыми, гладкими, не иметь рисок, забоин и следов коррозии.
Небольшие забоины, царапины, риски глубиной не более 0,1 мм и следы коррозии на шейках вала устранить мелкозернистой шлифовальной шкуркой ГОСТ 5009-82, после чего протереть технической салфеткой, смоченной керосином, а затем сухой.
При повреждении посадочных поверхностей вала якоря от проворачивания внутренних колец, при наличии раковин, задиров и т.п., выполнить проточку этих поверхностей на токарном станке до выведения дефекта с минимальным снятием металла (по диаметру до 1,0 мм).
Восстановление поврежденных посадочных поверхностей выполнять с последующей механической обработкой до чертежных размеров.
Проверить натяги на запрессовку на вал якоря внутренних колец роликовых подшипников, уплотнительных колец и лабиринтных втулок. Для данной проверки необходимо выполнить следующие операции:
-Измерить диаметры посадочных поверхностей вала якоря под указанные выше детали. Измерения диаметров выполнять микрометром рычажным типа МРИ200-0,01 как полусумму двух диаметров, измеренных по двум взаимно-перпендикулярным осям или три раза со сдвигом на 120о по посадочной поверхности и подсчитать среднеарифметический размер.
Овальность и конусообразность шейки вала под внутренние кольца подшипников не должна превышать 0,02 мм при выпуске из ТР-3 и 0,018 при выпуске из СР.
Чертежные (размеры новой детали) и допускаемые при выпуске из ТР-3 и СР диаметры посадочных поверхностей вала якоря приведены в таблице:
Наименование размеров | Размер, мм | ||
чертежный | Допускаемый при выпуске из ремонта | ||
СР | ТР-3 | ||
Диаметр вала якоря в месте посадки внутренних колец роликовых подшипников | 150+0,052+0,025 | 150+0,052+0,025 | 150+0,052+0,025 |
Диаметр вала якоря в месте посадки уплотнительных колец | 131+0,11+0,08 | 131; 130,75; 130,5 | 131; 130,75; 130,5; 130,25* |
Диаметр вала якоря в месте посадки лабиринтной втулки: | | | |
- со стороны коллектора | 150,5+0,125+0,095 | 150,5; 150; 149,5 | 150,5; 150; 149,5 |
- со стороны, противоположной коллектору | 151,5+0,125+0,095 | 151; 150,5; 150 | 151; 150,5; 150 |
Допуски на градационные ремонтные размеры здесь и далее принимать как для новой детали
Измерить внутренние диаметры колец роликовых подшипников, уплотнительных колец и лабиринтных втулок. Измерения внутренних диаметров выполнять нутромером типа НМ200 по двум взаимно-перпендикулярным осям или три раза со сдвигом на 120о по посадочной поверхности и подсчитать среднеарифметический размер.
Овальность и конусообразность шейки вала под внутренние кольца подшипников не должна превышать 0,02 мм при выпуске из ТР-3 и 0,018 при выпуске из СР.
Чертежные и допускаемые при выпуске из ТР-3 и СР внутренние диаметры перечисленных деталей приведены в таблице:
Наименование размеровв | Размер, мм | ||
чертежный | Допускаемый при выпуске из ремонта | ||
СР | ТР-3 | ||
Диаметр внутренних колец роликовых подшипников | 150+0,006+0,031 | 150+0,006+0,031 | 150+0,006+0,031 |
Внутренний диаметр уплотнительного кольца для посадки на вал якоря | 131+0,04 | 131; 130,75; 130,5 | 131; 130,75; 130,5; 130,25 |
Внутренний диаметр лабиринтной втулки для посадки на вал якоря: | | | |
- со стороны коллектора | 150,5+0,04 | 150,5; 150 | 150,5; 150 |
- со стороны, противоположной коллектору | 151+0,04 | 151; 150,5; 150 | 151; 150,5; 150 |
По полученным данным измерений подсчитать натяги на посадку внутренних колец подшипников, уплотнительных колец и лабиринтных втулок на вал якоря, которые должны соответствовать данным таблицы:
Наименование размеров | Размер, мм | ||
чертежный | Допускаемый при выпуске из ремонта | ||
СР | ТР-3 | ||
Натяг при посадке на вал якоря: | | | |
- внутренних колец роликовых подшипников | 0,035 - 0,065 | 0,035 - 0,065 | 0,030 - 0,065 |
- уплотнительных колец | 0,040 - 0,110 | 0,040 - 0,110 | 0,040 - 0,110 |
- лабиринтных втулок | 0,055 - 0,125 | 0,055 - 0,125 | 0,055 - 0,125 |
При наличии натяга менее допустимой величины, изношенные посадочные поверхности при ТР-3 разрешается восстановить или произвести замену деталей. При СР детали с изношенными посадочными поверхностями следует заменить.
Восстановление внутренних диаметров роликоподшипников при необходимости выполнять методом цинкования.
Изношенные посадочные поверхности вала якоря восстановить методом вибродуговой наплавки.
Проверить конус вала якоря калибром, для чего покрыть внутреннюю поверхность конусного калибра тонким слоем краски и одеть его плотно на конус вала. Снять калибр и проверить площадь его прилегания к конусу вала.
Площадь прилегания конусного кольцевого калибра по краске должна быть не менее 65% при выпуске из ТР-3 и не менее 85% при выпуске из СР с равномерным распределением краски по всей поверхности конуса.
Запилить напильником выявленные при проверке выпуклости на конусе вала и повторно проверить конус калибром, после чего одеть подготовленную к установке холодную шестерню на конус вала якоря. Не допускаются поперечные риски их забоины на галтели. Глубину посадки шестерни на конусе вала якоря проверять измерением расстояния от конца галтели до торца посаженной шестерни допускается в пределах (10-14,3) мм при выпуске из ТР-3 и (10,3-14,3) мм при выпуске из СР. Окончательную притирку конусов вала совместить с притиркой шестерни на собранном тяговом двигателе при сборке колесно-моторного блока.
Осмотреть шпоночную канавку, зачистить от заусенцев и забоин, опилить, при необходимости, до получения параллельности стенок канавки.
Шпоночные канавки вала с непараллельными гранями разрешается уширять до 1 мм, имеющие большую выработку – восстанавливать электронаплавкой с последующей обработкой по чертежу как для нового вала.
Ширина шпоночной канавки на конусе вала должна быть 20-0,12 мм, длина 88-1 мм.
Проверить состояние резьбовых отверстий М60х3 в конусе вала для крепления шестерни. Контроль осуществлять калибром резьбовым ГОСТ 17758-89. Резьба поврежденная с износом или срывом более двух ниток, подлежит восстановлению на ремонтный размер следующей градации: М60х3, М64х3, М68х3. Восстановление внутренней резьбы можно производить двумя способами:
Нарезать в конусе вала резьбу ремонтным размером М64х3 или М68х3 под гайку крепления шестерни. Для этого: