ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В конце XVIII века мы видим и реакцию на такое понимание рациональности: Кант увидел в механистическом подходе к человеку угрозу нравственности и свободе и попытался спасти последнюю, разделив сферы теоретического и практического применения разума, т. е. науку и нравственность. В науке понятию цели, по Канту, нет места, тогда как в мире свободы она есть первейшая из категорий: человек как нравственное существо, полагающее начало новых причинных рядов, — это, по Канту, есть цель сама по себе.
Интересный и перспективный путь к преодолению дуализма природы и культуры предложил академик В.С. Степин. Внимательно исследуя новые тенденции в развитии как науки, так и новейшей технологии, В.С. Степин выделяет три типа научной рациональности:
классический,
неклассическим,
постнеклассический.
«Одной из характерных особенностей работ, посвященных сегодня проблеме рациональности, является тенденция к перечислению основных значений этого понятия. К. Хюбнер различает четыре вида рациональности: логическую, эмпирическую, оперативную и нормативную. По Хюбнеру, «рациональность выступает всегда в одинаковой форме, а именно семантически как тождественное фиксирование правил определенного смыслового содержания (в чем бы оно ни состояло), эмпирически как применение всегда одинаковых правил объяснения (к чему бы они ни относились), логически-оперативно как применение расчета (калькуляции) (как бы его ни истолковывать), нормативно как сведение целей и норм к другим целям и нормам (какое бы содержание в них ни вкладывалось). Рациональность, следовательно, есть нечто формальное. Она относится только к уже положенному содержанию, например, к содержанию науки или содержанию мифа».
Философское рассмотрение проблемы рациональности все же не может останавливаться на морфологическом уровне; описание случаев необходимо в качестве первого этапа исследования, его отправной точки, но оно скорее ставит проблему, чем решает ее. Нужна по крайней мере иерархическая теория типов рациональности, которая в определенной форме все же вносила бы начало единства в многообразие единичных значений, т.е. вносила бы момент систематизации.
От научной рациональности, понятой как техника овладения природой, необходимо вновь обратиться к разуму — как той высшей человеческой способности, которая позволяет понимать — понимать смысловую связь не только человеческих действий и душевных движений, но и явлений природы, взятых в их целостности, в их единстве: в их живой связи. А это предполагает оживление интереса к философии природы – к натурфилософии.
7. Концепции научной истины
Истина — это правильное знание, которое было подтверждено практически (Краткий энциклопедический словарь философских терминов); — это адекватное отражение свойств объекта тем, кто познает мир; знание, которое соответствует предмету познания (Словарь по философии для студентов лечебного и педиатрического факультетов); — это «aetheia» или с греческого «нескрытность», что означает правильное отражение предметов и явлений окружающей действительности у того, кто познает; Определений понятия «истина» в философских словарях много. Они отражают специфику понимания истины с позиций определенного направления. Бытовое или общеизвестное понимание истины может отличаться от профильного философского. Понятие «истина» вводится в философии с целью достижения результата познания, который откроет, просветит или прольет свет на процесс, явление, событие. Истина — это не абсолют или всеобъемлющее понятие, несомненно, открывающее скрытые причины появления жизни, конечно цели человечества. По крайней мере, в философии, ведь религия провозглашает истины, ведущие праведников именно по таким путям. Они служат теми опорными точками познания и формирования мировоззрения у человека для становления его личности. Проблема истины в философии — это отражение процесса познания. Истина вводится, как регулирующий фактор. Это средство, а не цель, с помощью которого можно отделить «зерна от плевел» или истинное знание от ложного. Концепции истины в философии: Классическая: истина — это соответствие теории и действительности. Когерентная: истина — это согласованность, последовательность знаний. Относительная истина — это неполное знание, которое соответствует лишь одному уровню развития понятия и имеет способы получения этого знания. Относительная истина относится к процессу познания мира, как постоянному переходу от истины к истине до достижения абсолюта. Интересы членов общества представлены самыми разными организациями и институтами. Современный мир с присутствующей в нём свободой мысли позволил каждому индивиду выбирать, какое мнение ему ближе. В результате полной свободы возникли разные мнения во всех областях.
8. Плюрализм научных истин и его причин
ПЛЮРАЛИЗМ
Культура, религия, политика, экономика и другие сферы жизни подвержены инакомыслию. Плюрализм – это множество разных позиции человека или группы людей, которые определены множеством равноправных мнений. Они независимы друг от друга, но определяют основу форм бытия, а в следствии отличаются методом познания. Термин «плюрализм» (дословный перевод слова «множественный») ввел Христиан Вольф, впервые он был использован в 18 веке.
ПРИЧИНЫ ПЛЮРАЛИЗМА
Для нормального функционирования социальной жизни людей необходимы разные мнения и взгляды на жизнь. Группы людей обладающие, к примеру, разными идеологическими принципами или отличающиеся вероисповеданием обеспечивают здоровую критику, а в споре рождается истина. В результате инакомыслия начинают появляться тенденции к развитию прогресса в науке, политике, философии, экономике и в других областях. Объяснить плюрализм и причины его возникновения, на самом деле не сложно:
1. Он возникает, когда появляется разнообразие действительности.
2. Зачастую зависит от исторической эпохи.
3. Представляет собой принципиальность человека в видении какого-либо вопроса.
4. Знания в определенной области возникают по причине личностного характера.
9. Критерии истинности научного знания.
Критерии истинности научного знания
Истинность научного знания базируется на 3 принципах
1. Проверяемость (верификация) –
1) прямая – непосредственная проверка наблюдением и экспериментом,
2) косвенная установление логический связи, аналитическим и др. методами;
2. Фальсифицируемость – научная система должна иметь такую логическую форму, которая обеспечивала бы возможность ее теоритического опровержения.
Теория неопровержимая в принципе не может быть научной.
Фальсифицируемость позволяет анализировать науку на теоретическом уровне, как целостную систему, а не как разрозненную совокупность независимых фактов, лишает его абсолютности, делая знание относительным.
3. Рациональность – стиль мышления основанный на двух идеях:
1) признание существования универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей.
2) формальное доказательство является главным средством обоснования знания.
Рациональный принцип является основным средством обоснованности знания.
Он выступает в качестве ориентира на определенные нормы, идеалы научности, эталоны научных знаний.