Файл: Урок географии по теме "Великие географические открытия".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок географии по теме "Великие географические открытия". 5 класс
Цель: сформировать представления об эпохе Великих географических открытий, их роли в развитии географии. Выявить последствия и значение Великих географических открытий. Развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события.
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг.момент | 1 мин. | Учитель приветствует класс, проверяет присутствие учащихся на уроке. Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроках не скучать, А работать и читать! | Учащиеся пытаются сформулировать тему урока, его цели и задачи. |
2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам о развитии географии в эпоху средневековья. Фронтальная форма работы | 5 мин. | - Какие предпосылки предшествовали географическим открытиям? - Какие страны посетили европейские путешественники? - Чем привлекал Восток? Что больше всего интересовали европейцев и почему? Учитель рассказывает ученикам о пряностях, ради которых европейцы отправлялись в дальние путешествия, объявляет тему урока и ставит перед учащимися задачи. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
3. Изложение нового материала | 25 мин. | Учитель излагает новый материал, демонстрирует слайды. В процессе изложения привлекает к беседе учащихся, активизируя полученные знания. План изложения нового материала. В эпоху Средних веков общество не ощущало потребности в открытии новых земель. Люди редко путешествовали и мало знали о дальних краях. В 15 в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Особенно остро ощущался недостаток перца. Ведь в 15 в. он мог заменять деньги при торговых сделках. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя. Для покупки предметов роскоши и пряностей, привозимых с Востока, нужны были деньги. Но денег в Европе не хватало: драгоценных металлов добывалось мало. При этом золото и серебро веками вывозили на Восток в обмен на ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми – дворянами, купцами, королями. Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы. И о самых важных путешествиях нам расскажут ребята, которые заранее подготовили сообщение. В ходе урока просьба нанести важнейшие маршруты, Х. Колумба, Васко да Гамы на контурную карту, используя стрелки разных цветов и ответить на вопросы исторического характера. 1. Причины, послужившие для наступления эпохи великих географических открытий: - стремление Европейских морских держав проникнуть к богатствам Индии и Китая; - технические достижения – появление многомачтовых судов, способных идти под любым ветром (каравелла); - появление новых карт и компасов для ориентирования в открытом море; - появление огнестрельного оружия – главной силы в подчинении непокорных стран и народов. - в 15 веке в Европе возобновляется интерес к науке. - возникает идея поиска новых путей в богатые восточные страны, так как традиционный путь в связи с турецкими завоеваниями, становился всё более опасным. - в Европе произошло возрождение античных идей о шарообразности Земли. -благодаря развитию книгопечатания в Европе становится популярной “Книга Марко Поло” о странах Востока. 2. Открытие пути в Индию 1) Путешествие Бартоломео Диаша (1482-1488) - открытие южной оконечности Африки, мыс Бурь (Доброй Надежды). 2) Васко да Гама (1497-1499) – открыл морской путь в Индию, обогнув Африку вдоль восточного побережья. 3. Открытие Нового Света 1) Христофор Колумб (Кристобаль Колон) - 1492-1504 (4 плавания) – острова Карибского бассейна, побережье Центральной Америки 2) Америго Веспуччи 1499-1504 (3 плавания) – открыл Северное и восточное побережье Южной Америки, дельту Амазонки, Гвианское течение; доказал, что открытые земли не являются Индией, предложил их называть Новым Светом. 4. Кругосветные путешествия 1) Фернан Магеллан – (1519-1522) – первое кругосветное плавание, открытие Магелланова пролива, архипелага Огненная Земля, Тихого океана. 2) Френсис Дрейк (1577-1580)- второе кругосветное плавание, западные берега Южной и Северной Америк, пролив Дрейка. Физминутка Быстро встали, улыбнулись Выше-выше подтянулись Ну-ка плечи распрямите Поднимите, опустите Вправо, влево, повернись Рук коленями коснись Сели, встали, сели, встали И на мести побежали 5. Практическая работа Инструктаж по выполнению работы, консультации учеников 6. Итоги ВГО - Какую роль сыграли великие географические открытия? - Открытие Нового Света, подтверждение шарообразности Земли, открытие новых стран и земель, их описание. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменяли новые достоверные знания. Стал складываться единый мировой рынок. - Какие негативные моменты на ваш взгляд были в истории в результате ВГО? - Начало создания первых колониальных империй с их ограблением и уничтожением коренного населения. Гибель древней культуры народов Нового Света. Падение цен на золото и вздорожание всех других товаров, что привело к ухудшению положения покупателей. - Что получили мы с вами в результате этих открытий? - В меню европейцев вошли картофель, томаты, фасоль. С развитием в Атлантике рыбных промыслов европейцы стали есть больше рыбы. Появились на столе европейцев и новые напитки – чай, кофе, шоколад. Закрепление в форме теста 1.Началом эпохи Великих географических открытий считают плавание А) Васко да Гамы Б) Христофора Колумба В) Фернана Магеллана Г) Афанасия Никитина Ответ: Б 2.Первое кругосветное плавание совершила (английская, испанская, португальская) экспедиция во главе с (В. Да Гамой; Х. Колумбом; Ф. Магелланом) Ответ: испанская; Ф. Магелланом. 3.Когда проходила первая экспедиция, возглавляемая Христофором Колумбом? А) в 1492-1493 гг. Б) в 1493-1496 гг. В) в 1497-1499 гг. Г) в 1519-1522 гг. Ответ: А 4.Первым европейцем, достигшим берегов Индии морским путем, считается А) Васко да Гама Б) Христофор Колумб В) Фернан Магеллан Г) Афанасий Никитин Ответ: А 5.По каким морям проходило «хождение за три моря» Афанасия Никитина в 1471-1474 гг? А) Азовское Б) Аравийское В) Каспийское (море-озеро) Г) Красное Д) Средиземное Е) Черное Ответ: Б, В, Е. | Учащиеся усваивают материал, просматривают слайды и работают с текстом и иллюстрациями учебника. Участвуют в беседе, отвечая на предлагаемые учителем вопросы в процессе изложения нового материала Рассказ ученика, получившего опережающее задание. Обучающиеся выполняют практическую работу в контурных картах, наносят основные маршруты путешествий ВГО. Обучающиеся участвуют в беседе, отвечая на предлагаемые учителем вопросы. Поиск и выделение информации (П); выполнение учебного действия (Наносят на контурную карту маршруты путешествий X. Колумба, Васко да Гама, тверского купца Афанасия Никитина. Надписать названия материков и океанов.); фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |
4. Обобщение и систематизация знаний Фронтальная форма работы | 5 минут | Беседа учителя с классом по вопросам: 1. Назвать причины наступления эпохи географических открытий; 2. Кто открыл Америку? Какие факты из его биографии произвели на вас впечатление, запомнились? Почему? 3. В честь кого названа Америка? Почему? 4. Какое значение имело “переселение” культурных растений из нового Света. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, стараются аргументировать свои ответы. |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия | 2 мин. | А закончить сегодняшний урок мне хочется с ваших ответов сегодня я узнал… было интересно… было трудно… теперь я могу… я научился… | Обучающиеся дают оценку своей работе, комментируют и выставляют отметки. |
6. Домашнее задание. | 2 мин. | Учитель информирует о домашнем задании, обращает внимание на особенности его выполнения. - сообщение: “Великие русские путешественники”. - сообщение: “Современные исследования Земли”. | Учащиеся усваивают информацию о домашнем задании, выбирают дифференцированное задание, делают записи в дневники. |