Файл: 1. Участие прокуратуры в рассмотрении судами гражданских,административных и арбитражных дел как форма правозащитной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Участие прокуратуры в рассмотрении судами гражданских,
административных и арбитражных дел как форма правозащитной
деятельности (нормативно-правовое регулирование деятельности, цели
и задачи, формы и содержание деятельности).
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О
прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
09.01.2023)
Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от
24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023)
АПК РФ Статья 52. Участие в деле прокурора
1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской
Федерации,
органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской
Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
5. Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом,
на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности:
по категориям дел, указанным в части 1 настоящей статьи;
при рассмотрении заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
при рассмотрении заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма,
законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством
Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также законодательством, устанавливающим специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях;
в случае, если в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)
затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних.
Приказ Генпрокуратуры России от 07.07.2017 N 473 (ред. от 19.10.2022) "О
реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве"
В целях обеспечения своевременного, полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном процессе, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации,
начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации,
городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур рассматривать участие прокуроров в арбитражном процессе как действенное средство укрепления законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Задачами участвующего в арбитражном процессе прокурора являются:
защиту нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность;

обеспечение законности судебного разбирательства на всех стадиях арбитражного процесса в делах, в которых может участвовать прокурор;
реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов участников экономических отношений.
2. При решении поставленных задач исходить из того, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:
участие в рассмотрении арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, Верховным Судом Российской Федерации дел,
возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров;
вступление в целях обеспечения законности на любой стадии арбитражного процесса в дела, указанные в части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также участие в их рассмотрении арбитражными судами первой, апелляционной, и кассационной инстанций, Верховным Судом Российской Федерации;
апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами, в которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;
рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных актов, вынесенных арбитражными судами;
рассмотрение представленных на согласование проектов исков (заявлений),
подготовленных структурными подразделениями соответствующей прокуратуры.
Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 N 2 (ред. от 19.10.2022) "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве"
В целях эффективной реализации полномочий и совершенствования работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации,
начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации,
городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным
и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур"
обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел (далее - дела), используя своевременно и в полном объеме предоставленные полномочия.
2. Задачами участвующего в гражданском и административном судопроизводстве прокурора считать:
защиту и реальное восстановление нарушенных прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований;
обеспечение законности на всех стадиях гражданского и административного судопроизводства.
3. При решении поставленных задач исходить из того, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском и административном судопроизводстве, являются:
участие в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам, заявлениям,
административным исковым заявлениям (далее - заявления) прокуроров, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений и актов (далее - судебные постановления) по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам,
предусмотренным частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), частью 7 статьи 39
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее
- КАС РФ), и в иных случаях, установленных федеральными законами;
апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор;
рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским и административным делам.
2. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности в целях
защиты
прав
граждан
(нормативно-правовое
регулирование
деятельности, цели и задачи, содержание деятельности).
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О
прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
09.01.2023)
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации


4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Статья 9. Участие в правотворческой деятельности
Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 N 144 (ред. от 11.08.2020) "О
правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с
законодательными
(представительными)
и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" (вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")
Интенсивное обновление федерального законодательства,
активная реализация конституционного права законодательной инициативы субъектами Российской Федерации, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления диктуют необходимость повышения качества принимаемых законов и иных нормативных правовых актов, расширения сложившихся форм сотрудничества прокуратуры с законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере нормотворчества.
В целях обеспечения надлежащей организации работы в этой сфере,
руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации", приказываю
1.2. Основными направлениями правотворческой деятельности прокуратуры являются: инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти; подготовка правовых заключений на законопроекты и иные нормативные правовые акты; участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской
Федерации (далее - Федеральное Собрание) и законодательных
(представительных) органах государственной власти субъектов Российской
Федерации, подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства.

3. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью и правонарушениями в целях
защиты прав и свобод граждан (нормативно-правовое регулирование
деятельности, цели и задачи, формы и содержание деятельности).
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О
прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
09.01.2023)
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью
1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания,
организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с
Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью,
утверждаеым Президентом Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 31.12.2019) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью"
(вместе с "Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью")
5. Правоохранительные органы осуществляют:
совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики,
прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления,
расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;
выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;
разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;
подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской
Федерации,
Федеральному
Собранию
Российской
Федерации и


Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;
обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;
разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;
обобщение практики выполнения международных договоров Российской
Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;
изучение координационной деятельности правоохранительных органов,
распространение положительного опыта.
С учетом специфики деятельности правоохранительных органов в войсках и воинских формированиях Генеральным прокурором Российской Федерации
10 сентября 1996 г. утверждено Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской
Федерации. В соответствии с этим положением военные прокуроры координируют деятельность и созывают координационные совещания руководителей военных следственных органов Следственного комитета
России, органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, пограничных органов и органов безопасности в войсках ФСБ России, а также других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
7. В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуроры созывают координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.
На координационные совещания могут быть приглашены другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской
Федерации и
их подразделений,
органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений,
научные и педагогические работники, представители средств массовой информации. Согласованное решение об их участии принимается членами координационного совещания.
Для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационном совещании,
и участия в его работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов.
Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равными правами.
8. Решение координационного совещания оформляется в письменной форме в виде постановления и считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его выполнение. Руководители правоохранительных органов во исполнение решений координационного совещания издают приказы, указания,
распоряжения и
принимают соответствующие организационно- распорядительные меры. Если в реализации решения участвует несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный в решении первым.
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Состоялось заседание Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по теме «Об эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию преступным посягательствам на финансовом рынке»
4. Международной сотрудничество органов прокуратуры в целях
защиты прав граждан РФ (нормативно-правовое регулирование
деятельности, цели и задачи, содержание).
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от
15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;
Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней:
Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный

протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20
сентября 2012 г.;
Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от
20 апреля 1959 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 17 марта
1978 г. и Второй дополнителный протокол от 8 ноября 2001 г.;
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и
уголовным делам от
22
января
1993
г.
с изменениями,внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.;
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г.;
Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.
Федеральным законом от 01.07.2021 № 265-ФЗ на Генеральную прокуратуру
Российской
Федерации возложены полномочия по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах,
иностранных и
международных
(межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2020 г. N 297 "О порядке осуществления международного сотрудничества органами и организациями прокуратуры Российской Федерации"
В целях активизации и повышения эффективности международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации, укрепления ее авторитета на данном направлении, отстаивания принципов ее деятельности,
направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, руководствуясь статьей 17
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
2.
Главному управлению международно-правового сотрудничества
(Докипедия: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2020 г. N 297
"О порядке осуществления международного сотрудничества органами и организациями прокуратуры Российской Федерации"):
2.1. Обеспечивать (Докипедия: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3
июня 2020 г. N 297 "О порядке осуществления международного
сотрудничества органами и организациями прокуратуры Российской
Федерации") выполнение обязательств и реализацию прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества, в том числе в сфере уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях, в пределах компетенции органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.
2.2. В целях решения возложенных на прокуратуру Российской Федерации задач осуществлять непосредственное взаимодействие с федеральными государственными органами, компетентными органами иностранных государств, международными органами и организациями, если иное не предусмотрено специальными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
2.3. Контролировать своевременность и полноту исполнения в соответствии с требованиями международных договоров, законодательства Российской
Федерации, организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации запросов о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, передаче и принятии лиц,
страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера,
правовой помощи и правоохранительном содействии, в том числе вне уголовно-правовой сферы.
2.4. Организовывать участие Генеральной прокуратуры Российской
Федерации в разработке проектов документов международного характера, в том числе международных договоров Российской Федерации, по вопросам ее компетенции, а также правовых актов к ним. Обеспечивать в необходимых случаях участие представителей Генеральной прокуратуры Российской
Федерации в межведомственных совещаниях по указанным вопросам.
2.5. Готовить рекомендации о заключении международных (Докипедия:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2020 г. N 297 "О порядке осуществления международного сотрудничества органами и организациями прокуратуры Российской Федерации")договоров Российской Федерации по вопросам ведения Генеральной прокуратуры Российской Федерации для представления их на рассмотрение Президента Российской Федерации или
Правительства Российской Федерации.
2.6. Координировать деятельность подразделений Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, прокуратуры комплекса "Байконур",
научных и
образовательных организаций