Файл: 1. Участие прокуратуры в рассмотрении судами гражданских,административных и арбитражных дел как форма правозащитной.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прокуратуры
Российской
Федерации в
сфере международного сотрудничества.
2.7. Разрабатывать проекты соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств, международными органами и организациями (далее - договоренности о сотрудничестве),
вносить руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации предложения об их подписании, хранить и систематизировать подлинные экземпляры договоренностей.
2.8. Проставлять апостиль на выданных органами и организациями прокуратуры Российской Федерации документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, а также на документах,
направляемых в иностранные государства и территории в рамках международных договоров Российской Федерации и на основе принципа взаимности, в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
2.9. Осуществлять письменные и устные переводы для подразделений и руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
2.10. Регулярно проводить сбор, обработку и обобщение информации о международном сотрудничестве органов и организаций прокуратуры
Российской Федерации, анализировать эффективность деятельности органов прокуратуры в этой сфере, вносить в установленном порядке предложения по ее повышению.
Подготавливать информационно-аналитические материалы по вопросам международного сотрудничества.
2.11. Распространять поступающую в Главное управление международно- правового сотрудничества информацию об организации деятельности прокуратур в иностранных государствах, о правоприменительной практике и законодательстве иностранных государств.
2.12. Участвовать в правотворческой деятельности, правовом просвещении и правовом информировании по вопросам международного сотрудничества.
(Докипедия: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2020 г. N 297
"О порядке осуществления международного сотрудничества органами и организациями прокуратуры Российской Федерации»
Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств- участников Содружества Независимых Государств
Российской
Федерации в
сфере международного сотрудничества.
2.7. Разрабатывать проекты соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств, международными органами и организациями (далее - договоренности о сотрудничестве),
вносить руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации предложения об их подписании, хранить и систематизировать подлинные экземпляры договоренностей.
2.8. Проставлять апостиль на выданных органами и организациями прокуратуры Российской Федерации документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, а также на документах,
направляемых в иностранные государства и территории в рамках международных договоров Российской Федерации и на основе принципа взаимности, в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
2.9. Осуществлять письменные и устные переводы для подразделений и руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
2.10. Регулярно проводить сбор, обработку и обобщение информации о международном сотрудничестве органов и организаций прокуратуры
Российской Федерации, анализировать эффективность деятельности органов прокуратуры в этой сфере, вносить в установленном порядке предложения по ее повышению.
Подготавливать информационно-аналитические материалы по вопросам международного сотрудничества.
2.11. Распространять поступающую в Главное управление международно- правового сотрудничества информацию об организации деятельности прокуратур в иностранных государствах, о правоприменительной практике и законодательстве иностранных государств.
2.12. Участвовать в правотворческой деятельности, правовом просвещении и правовом информировании по вопросам международного сотрудничества.
(Докипедия: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2020 г. N 297
"О порядке осуществления международного сотрудничества органами и организациями прокуратуры Российской Федерации»
Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств- участников Содружества Независимых Государств
Утверждено
Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств о
Координационном совете генеральных прокуроров государств-участников
Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 года
Основные задачи Координационного совета:
согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств – участников Содружества
Независимых Государств в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка и в борьбе с преступностью разработка предложений по сближению национального законодательства участие в развитии договорно-правовой базы Содружества Независимых
Государств
Основные направления деятельности
Координационного совета
Координационный совет действует по следующим основным направлениям:
организация взаимодействия и сотрудничества прокуратур государств –
участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью,
нарушениями законности и правопорядка, в защите прав и законных интересов граждан координация (согласование) деятельности межгосударственных органов
Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью и укреплении правопорядка изучение и обобщение практики выполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью и выработка предложений о мерах совершенствования правового регулирования по этому вопросу осуществление обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, об организации и опыте работы органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью разработка и согласование предложений о месте и роли прокуратуры в государственной системе с учетом закономерностей и специфики ее развития в каждом государстве участие в работе по сближению законодательства государств – участников
Содружества Независимых Государств, созданию общего правового пространства
сотрудничество в разработке и осуществлении мер подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров, их научного, научно- технического, методического и информационного обеспечения организация совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора, организации деятельности прокуратур
Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Абхазии от 7 марта
2022 г. /6 апреля 2022 г.
Задачи:
1. Прокурор района на утреннем оперативном совещании поручил помощнику прокурора поддержать государственное обвинение по уголовному делу в отношении Пайвина, обвиняемого по ч. 1 ст. 105 УК РФ,
которое должно было рассматриваться на следующий день. До начала судебного заседания государственный обвинитель ознакомился только с надзорным производством по делу и некоторыми материалами дела.
Каковы задачи прокурора при участии в рассмотрении дела судом?
-Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
-защита нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций,
государства и его органов, иных участников процесса;
-реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов правоотношений;
-обеспечение законности судебного разбирательства на всех стадиях судопроизводства.
Какими полномочиями наделен прокурор?
-надзор за выполнением закон.норм
-контроль за соблюдением прав граждан
-приносить протесты и представления
-отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц,производящих дознание
-контроль фед министерств и ведомств,исполнительных и зак органов
-возбуждение дел об административных правонарушениях
Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Абхазии от 7 марта
2022 г. /6 апреля 2022 г.
Задачи:
1. Прокурор района на утреннем оперативном совещании поручил помощнику прокурора поддержать государственное обвинение по уголовному делу в отношении Пайвина, обвиняемого по ч. 1 ст. 105 УК РФ,
которое должно было рассматриваться на следующий день. До начала судебного заседания государственный обвинитель ознакомился только с надзорным производством по делу и некоторыми материалами дела.
Каковы задачи прокурора при участии в рассмотрении дела судом?
-Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
-защита нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций,
государства и его органов, иных участников процесса;
-реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов правоотношений;
-обеспечение законности судебного разбирательства на всех стадиях судопроизводства.
Какими полномочиями наделен прокурор?
-надзор за выполнением закон.норм
-контроль за соблюдением прав граждан
-приносить протесты и представления
-отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц,производящих дознание
-контроль фед министерств и ведомств,исполнительных и зак органов
-возбуждение дел об административных правонарушениях
-надзор за исполнением законов судебными приставами и т.д
Каким приказом Генерального прокурора РФ определены требования к
деятельности прокурора в процессе и организации работы по обеспечению
участия в рассмотрении уголовных дел судом?
Приказ Генпрокуратуры России от 30.06.2021 N 376 "Об участии
прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства
"
Какие требования предъявляются к подготовке государственного
обвинителя к судебному разбирательству?
1) использование определенных тактических приемов изучения материалов дела;
2) изучение специальной литературы, нормативных материалов,
следственной и судебной практики применительно к конкретной категории дел;
3) анализ и обобщение материалов уголовного дела;
4) прогнозирование различных ситуаций, могущих возникнуть в ходе судебного разбирательства, и определение комплекса тактических приемов,
которые целесообразно использовать для их решения;
5) построение версий обвинения;
6) комплексное планирование своей деятельности по поддержанию государственного обвинения.
2. При рассмотрении уголовного дела в районном федеральном суде первой инстанции председательствующий разъяснил участникам процесса их права в судебном заседании в соответствии с УПК РФ. Государственный обвинитель обратил внимание суда на то, что при разъяснении прав подсудимому не было разъяснено содержание ст. 51 Конституции РФ. Суд оставил без внимания заявление прокурора и перешел к судебному следствию.
Что он должен предпринять исходя из целей и задач прокурора в уголовном процессе?
Прокурор К должен подать апелляционную жалобу в вышестоящий суд.
Определите процессуальное положение прокурора в рассмотрении
уголовных дел судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом,
которое в пределах своей компетенции от имени государства осуществляет уголовное преследование и поддерживает государственное обвинениe в суде.
Согласно ч. 8 ст. 34 УПК при судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором. По подавляющему большинству уголовных дел доказывание возложено на государственного обвинителя.
Государственное обвинение, поддерживаемое прокурорами в суде, следует рассматривать не только как одно из действенных средств по борьбе с преступностью, но и как одну из форм осуществления надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах.
УПК не предоставляет прокурору никаких преимуществ перед другими участниками судебного разбирательства по представлению доказательств,
участию в их исследовании, заявлении ходатайств.
Подсудимый, потерпевший, выступая от своего имени, а защитник по поручению подсудимого, а также по назначению следователя, прокурора,
суда, могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого.
Прокурор же, выступая от имени закона и государства, не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того,
кем они допущены.
Своим участием в судебном разбирательстве прокурор способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего,
гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса
(ст. 294-295).
Процессуальное положение прокурора как блюстителя законности остается неизменным в любой стадии уголовного процесса. При поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции, при даче заключения в кассационной или надзорной инстанции прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнением законов, только изменяются формы надзора и средства процессуального реагирования на обнаруженные нарушения закона.
Осуществляет ли прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных дел в
судах, надзорные функции?
Прокурор не осуществляет надзор за деятельностью судов,он лишь вправе принимать участие в рассмотрении дел судами.
2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме,
регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме,
регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования,
производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении,
приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении,
заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа
дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке,
установленном статьей 125 настоящего Кодекса;
8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214
настоящего Кодекса;
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования,
если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса,
изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета
Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке,
установленном статьей 125 настоящего Кодекса;
8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214
настоящего Кодекса;
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования,
если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса,
изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета
Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования,
об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим
Кодексом.
3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
3. Помощник прокурора, поддерживая государственное обвинение,
пришел к выводу о несоответствии обвинительного заключения
фактическим обстоятельствам дела, о частичной недоказанности
предъявленного обвинения. О своей позиции он доложил прокурору
района, который с ним не согласился.
Обязательно ли для государственного обвинителя указание прокурора о
позиции по делу?
В соответствии с
Приказом Генпрокуратуры России от 30.06.2021 N 376
"Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного
судопроизводства"позиция прокурора по делу является обязательной.
3.3. При формировании своей позиции относительно наказания руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости, учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, а также смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
3.4. При существенном расхождении позиции государственного обвинителя с позицией, выраженной в обвинительном заключении (акте, постановлении)
или постановлении, докладывать об этом прокурору, поручившему поддерживать государственное обвинение.
В случае, когда позиция государственного обвинителя о характере и пределах содействия обвиняемого следствию расходится с мнением,
выраженным в представлении прокурора об особом порядке проведения судебного заседания в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, незамедлительно докладывать об этом прокурору, поручившему поддержание государственного обвинения.