Файл: Стерхова Вера, угиз303305 фонетика. Словообразование. Морфология имен контрольная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Комплект контрольных работ 3


по современному русскому языку

для студентов 2 курса заочного отделения

департамента «Факультет журналистики» (2022–2023 уч. год)
Стерхова Вера, УГИЗ-303305

ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ ИМЕН



Контрольная работа 3.1.

Морфемика и словообразование Текст для анализа


***

Для пристрастного читателя разного рода дневников и записных книг они делятся на две внятные категории. Есть те, где речь специальным образом рассчитана на то, чтобы стать официальной и объясняющей, – и, стало быть, на то, чтобы быть услышанной извне. Тетрадь становится полигоном, местом для отлаживания и тренировки внешнего- себя, и, как какой-нибудь дневник Марии Башкирцевой, оказывается развернутой декларацией, нескончаемым монологом, обращенным к невидимой, но явно сочувственной инстанции.

Мне интересней дневники другого рода, те, что представляют собой рабочий инструмент, специально пригнанный под руку этого вот ремесленника и поэтому мало пригодный для чужих. Рабочий инструмент это формулировка Сьюзен Зонтаг, десятилетиями практиковавшей этот жанр, и она кажется мне сейчас не вполне точной. Записные тетради Зонтаг, и не ее одной, – не просто способ сложить в беличий защечныймешок идеи, к которым еще предстоит вернуться или оставить быстрый, в три точки, очерк того, что случилось, чтобы вспомнить, когда понадобится. Это практика, совершенно необходимая для повседневной жизни людей определенного типа: каркасный остов, на котором держится их привязанность к реальности и вера в то, что она непрерывна. Такие тексты имеют в виду одного-единственного читателя зато самого заинтересованного; еще бы! Разломив тетрадь на первом попавшемся месте, убеждаешься в собственной яви; она набор вещественных доказательств, подтверждающих, что у жизни есть история и длительность – и главное, что до всякой точки своего прошлогорукой подать.

По большей части эти вещи (так богато представленные в дневниках той же Зонтаг

– перечни фильмов и прочитанных книг, списки красивых слов, сушеные, как грибы, выжимки пройденного) почти никогда не имеют прямого выхода, последствий не разворачиваются в книгу-статью-фильм, не становятся подпоркой или отправной точкой для реальной работы. Они вовсе не имеют в виду кому-либо что-либо объяснять (разве что себе, но таким галопом и такой скорописью, что иногда нелегко восстановить то, что именно имелось в виду). Это простой холодильник – или, как это было в старину, ледник, место хранения скоропортящегося продукта памяти, территория, где накапливаются свидетельства и подтверждения, вещественные залоги невещественных отношений, если воспользоваться гончаровской формулой.

Есть в этом что-то смутно неприятное, хотя бы в силу избыточности; говорю это с тем большим основанием, что я и сама из таких, и мои рабочие записи слишком часто кажутся мне балластом: мертвым, избыточным грузом, с которым хотелось бы расстаться, но что тогда от меня останется? В книге «The silent woman» Джанет Малькольм описывает интерьер, который чем-то похож на мою собственную тетрадь и это жутковатое ощущение. Там, помнится, соприсутствовали журналы, книги, полные пепельницы,


пыльные перуанские сувениры, немытая посуда и коробки из-под пиццы, банки, коробочки, открывашки, справочники «Who is Who», отвечающие за точное знание, и какие-то предметы, не отвечающие ни за что, потому как ни на что уже давно не похожие. Для Малькольм это жилье – борхесовский алеф, монструозная аллегория правды, месиво нерасчищенных фактов и версий, так и не обретшее чистый порядок истории.

ПоМ.Степановой
Задания:

  1. Сформулируйте главную мысль текста

Гм: У каждого человека есть определённый список личностей, по которой они создают историю.


  1. Определите частеречную принадлежность и произведите морфемный анализ словоформ (выделены в тексте полужирным): объясняющей, отлаживания, разломив,совершенно,ощущение.



  1. Определите частеречную принадлежность и произведите словообразовательный анализ слов (выделены в тексте полужирным курсивом): защечный, сейчас, прошлого,десятилетиями, скоропортящегося.




Контрольная работа 3.2.


Морфология имен
Текст дляанализасм.выше,вконтрольной3.1.

Задание 1. Подчеркнутые и выделенные жирным шрифтом слова охарактеризуйте по следующим схемам:

Существительное: начальная форма; начальная форма; собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное; род, значение рода; число, значение числа; падеж, значение падежа; тип склонения.

Съюзен- собств., одуш., конкретное, ж.р., ед.ч, и.п., суб.з.



Яви- явь, наречие, неодуш., вещь, ж.р., мн.ч, разд.множ., р.п., опред.зн., 3 скл.

Посуда- наречие, неодуш., вещь, ж.р., ед.ч, знач.собират., им.п, объект.знач., 1 скл.

Скорописью- скоропись, нарицательное, неодушевлённое, конкретное, ж.р., ед.ч., зж.един., им.п., объект.зн., 3 скл.

Месиво- нарицательное, неодушевлённое, вещественное, ср.р., ед.ч., единичн., 2 скл.

Чужих- чужой, нарицательное, одушевлённое, м.р., мн.ч., Р.п., 2скл.
Прилагательное: начальная форма; качественное, относительное или притяжательное (для качественных прилагательных: полная или краткая форма, степень сравнения (если есть)); род; число; падеж; тип склонения.

Каркасный- кач., ед.ч, им.п., м.р., п.ф.

Защечный- кач., ед.ч., им.п., м.р., полная форма.

Самого заинтересованного-

Гончаровской- гончаровский, относит., ед.ч., р.п., ж.р., п.ф.

Неприятное- неприятный, кач., ед.ч, им.п., ср.р., полное.

Неприрывна- непрерывный, кач., ед.ч., ж.р., кф., им.п.

Местоимение: начальная форма; разряд по семантическим признакам; разряд по грамматическим признакам; род; число (для обладающих этими признаками); падеж (для всех) и значение падежа для местоименных существительных.

Собой- себя, т.п., возвр.

Они- он, 3 лицо, им.п., мн.ч., личн.

Таким- такой, т.п., ед.ч., м.р., указ.

Этом- это, п.п., ед.ч., с.р., указ.

Числительное: начальная форма; количественное, порядковое, дробное или собирательное; простое, сложное или составное; падеж; род, число (для обладающих этими категориями).

Три- колич., прост., и.п.

Первом- первый, порядк., прост., п.п., ед.ч., м.р.

Задание 2. Раскройте скобки, напишите числительные прописью в нужном падеже, существительные – в нужном падеже и числе.

  1. В период с 15 по 29 марта спрос на авто с пробегом стоимостью до 500 тыс. рублей вырос на 38%, а на машины стоимостью от 500 тыс. до 1,5 млн. рублей на 34%.


В период с пятнадцатого по двадцать девятое марта спрос на авто с пробегом стоимостью до пятисот тысяч рублей - вырос на тридцать восемь процентов, а на машины стоимостью от пятисот тысяч до полутора миллиона рублей – на тридцать четыре процента.


  1. В 1987 (год) в СССР приехал американский певец Билли Джоэл.

В тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году в СССР приехал американский певец Билли Джоэл.


  1. С 2010 по 2020 (год) площадь хвойных лесов в стране уменьшилась на 7,1 млн.

га.

С две тысячи десятого года по две тысячи двадцатый год площадь хвойных лесов стране уменьшилась на семь миллионов сто тысяч гектар.


  1. (Три / Трое) студенток/cтудентки отправились на практику в Санкт-Петербург.

Трое студенток отправились на практику в Санкт-Петербург.

Контрольная работа 3.3.


Орфоэпия, культура речи и орфография



Задание 1.


Слова для анализа: маневр, порядочный, чувство, жюри, фетиш.

Задание: посмотрите по орфоэпическому словарю, как произносятся эти слова, расставьте ударения в словах, запишите слова в транскрипции. При выполнении задания

используйте словарь последних лет, укажите его в работе.

Задание 2.


Перепишите предложения в исправленном виде. Исправления поясните.

    1. Большая половина студентов не прочитали «Войны и мира» целиком.

Исправленный вариант: Большая половина студентов не прочитала «Войну и мир» целиком.


    1. Я хочу сказать то, что новости, которые случились ночью, меня потрясли.

Исправленный вариант: Я хочу сказать, что новости произошли ночью, потрясли меня.

    1. Оценивая мою работу над статьей, она стала гораздо более лучше.


Исправленный вариант: Оценивая мою работу на статьей, она стала гораздо лучше

Задание 3.


Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Орфограммы и пунктограммы объясните, пользуясь методическими указаниями по орфографии и пунктуации.
Глухой заштатный городок в Арзамаском уезде, двести с длинным хвостом километров от Нижнего Новгорода. Починки пользовались в нашем доме сомнительной славой. Это было место, откуда все вышли и куда никто не хотел возвращаться семьдесят или сколько там лет. Набоков пишет про существование как про щель слабого света между двумя идеально черными вечностями; кажется, что первая – та, где нас еще нет – зияет глубже; вот такой дырой в семейной памяти стал за годы этот тишайший населенный пункт, никому особо неинтересный.

ПоМ.Степановой