Файл: Управление финансами коммерческих организаций на оптимизации налогообложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 10 – Механизм оптимизации налогообложения кредитных организаций
2. На основе согласованной теоретической базы сторонами оптимизации осуществляется сбор информации, статистических данных и т.п. для построения модели, учитывающей их интересы. Полученные результаты доводятся до других участников (как варианты передачи информации могут быть предложены ежегодно публикуемые органами государственной власти данные о прогнозах на следующие экономические периоды, а также систематическое представление налогоплательщиками (их профессиональными содружествами) сведений в государственные органы (возможно, вместе с годовой отчетностью)).

3. На основе полученной информации с применением поправочных коэффициентов (статистической неточности и т.п.) стороны осуществляют корректировки своих моделей. Стороны, обладающие законодательной инициативой, проводят соответствующие мероприятия по внесению изменений в действующее законодательство о налогах и сборах.

4. После завершения очередного периода использования модели оптимизации стороны подводят итоги и вносят коррективы в модель с целью ее применения в будущем.

Именно на последнем, четвертом, этапе будут проводиться основные «оптимизационные» мероприятия, то есть те мероприятия, которые приближают налоговые отношения и процесс налогообложения к состоянию баланса: мероприятия количественной оптимизации или качественной оптимизации.
3.2. Разработка рекомендаций по оптимизации налогообложения кредитной организации
Кредитные организации, играют специфическую роль в экономике страны и представляют собой обособленную, жестко регулируемую, тщательно контролируемую, усиленно проверяемую государственными органами систему. Такое положение накладывает отпечаток на методы осуществления финансового управления в кредитных организациях, в т.ч. налогового планирования и налоговой оптимизации.

В процессе оптимизации налогообложения кредитных организаций необходимо не только стимулировать их на финансирование предприятий реального сектора экономики, но и ограничивать их в возможностях по уклонению от уплаты налогов.

Налоговое планирование и налоговая оптимизация в банке усложняется нестабильностью налогового законодательства; частой коррекцией нормативных документов; большим количеством нормативных актов, обязательных к применению; отсутствием четкой системы обеспечения налогоплательщиков необходимой
информацией об изменениях в налоговом законодательстве, а также разъяснениями относительно отдельных вопросов уплаты налогов; неточностью формулировок законодательных и нормативных актов, и, как следствие, неоднозначное их толкование; отсутствие координации между отдельными законами.

Рассматривая налогообложение кредитных организаций, можно выявить множество проблем в действующей системе налогообложения. Актуальный вопрос на сегодняшний день – необходимость оптимизации налогообложения кредитных организаций. В связи с этим возникает необходимость провести сравнительный анализ налогообложения кредитных организаций, находящихся в России с моделью налогообложения кредитных организаций, находящихся в развитых странах мира.

Данный анализ поможет выявить недостатки в данном вопросе. Это связано с тем, что в странах с развитой рыночной экономикой, как и в нашем государстве, существуют довольно специфические особенности в формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и имеется практика предоставления налоговых льгот для финансовых институтов, в том числе и кредитными организациями.

Проблема налогообложения кредитных организаций состоит в оптимизации налоговой базы по налогу на прибыль. Необходимо создать такую систему формирования налоговой базы по налогу на прибыль, которая давала бы возможность развиваться кредитной организацией. Система налогообложения банков также должна способствовать подъему экономики, поэтому необходимо банки к увеличению доли выдачи кредитов реальному сектору экономики, вложения в рынок ценных бумаг и валютный рынок. В дальнейшем это приведет к увеличению доходов кредитных организаций, предприятий реального сектора экономики и через налоги положительно скажется на доходах бюджетов различных уровней.

В налогообложении кредитных организаций за рубежом большое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности.

В настоящее время существует несколько видов рычагов стимулирования. Во-первых, это перенос убытка, он заключается, что банки могут переносить убытки на будущие налоговые периоды.

Во-вторых, это ставка налога, а именно: изменение ставки налога на прибыль для деятельности кредитных организаций, введение льгот для малых или только созданных кредитных организаций

, изменение состава необлагаемых или облагаемых по ставке 0% доходов от деятельности и, наконец, изменение ставки для отдельных видов операций, осуществляемых коммерческим банком.

В-третьих, операции с налоговой базой, а именно: изменение перечня расходов кредитной организации, по специфическим операциям, которые признаются в целях налогообложения; признание расходов налогообложения прибыли банков, которые формируют резервы по сомнительным долгам; проведение амортизационной политики; возможность отнесения на учет налогооблагаемые расходы по созданию резервов на возможные потери по ссудам.

В-четвертых, это метод учета, к нему можно отнести выбор метода определенных доходов и расходов для налогообложения банков: кассовый метод, либо метод начисления.

По-нашему мнению, важнейшими из вышеперечисленных рычагов являются налоговая база и налоговая ставка. Из постоянных изменений налоговой системы вытекают следующие проблемы: нестабильность в регулировании налоговых отношений; регулярные изменения, связанные с изменением и уплатой налогов; частое изменение законодательства по налогообложению кредитных организаций и проблемы по определению базы по уплачиваемым налогам.

Основной целью внедрения системы налогового менеджмента в банке должна быть организация налоговой деятельности, направленная на оптимизацию взаимодействия кредитной организации как субъекта ведения хозяйства, с системой налогообложения. При этом осуществление налоговой деятельности кредитной организации должно обеспечивать не столько минимизацию налоговых расходов, сколько повышение эффективности функционирования кредитной организации, в целом, учитывая его стратегические цели и задачи.

К задачам, которые должны обеспечить достижение данной цели, следует отнести:

1. Оптимизацию налоговой нагрузки с учетом показателей финансовых планов кредитной организации. Решение данной задачи должно обеспечить не только механическое снижение налоговых обязательств, но и направляться на снижение совокупности платежей за счет тех налогов, которые негативно влияют на формирование прибыли и объем имеющихся финансовых ресурсов кредитной организации.

2. Управление налоговыми расходами. Постановка данной задачи в современных условиях является достаточно актуальной, поскольку многие налогоплательщики, преследуя цель – снижение размера налоговых обязательств любыми средствами, нарушают налоговое законодательство. Такая ситуация часто приводит к негативным последствиям даже большим, чем полученная от такого снижения налоговых обязательств экономия, рост расходов, в связи с уплатой штрафных санкций и судебными расходами.


3. Максимизация конечного финансового результата деятельности. Данное задание является определяющим, поскольку получение прибыли является целью любой коммерческой деятельности. Выполнение данного задания прямо будет способствовать повышению показателей эффективности деятельности кредитной организации.

4. Увеличение объема финансовых ресурсов кредитной организации. Поскольку налогообложение осуществляет влияние на деятельность кредитной организации в виде оттока денежных средств в форме налоговых платежей, то погашение налоговых обязательств, в соответствии с налоговым календарем, а также их оптимизация высвобождает дополнительные оборотные средства, которые банк может использовать на другие цели, которые будут способствовать повышению эффективности его деятельности.

На сегодняшний день оптимизация налогообложения - один из факторов, определяющих конкурентоспособность бизнеса. Мировой опыт наглядно свидетельствует не только о признании государством возможности или правомерности такой оптимизации, но и о ее эффективности.

Оптимизация налогообложения - это процесс, позволяющий оптимизировать и минимизировать или в определенной степени уменьшить выплату налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему и при правильной организации не влечет неблагоприятных последствий для налогоплательщика. В настоящее время эффективная оптимизация налогообложения для кредитных организаций так же важна, как и кредитная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого кредитной организации, так и его должностных лиц.

При использовании методов оптимизации следует помнить, что все операции должны иметь экономическое обоснование и правильное документальное оформление. В противном случае применение таких схем по минимизации налогов может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов, что может повлечь за собой определенные штрафные санкции.

Выводы по третей главе. На изучения механизма оптимизации налогообложения кредитных организаций и методов оптимизации налогообложения можно прийти к следующим выводам:

- научное сообщество в сфере налогообложения (специалисты государственных органов, профессиональных ассоциаций и представители банковских организаций) утверждают единый понятийный аппарат, методику расчета налоговой нагрузки, требования, предъявляемые к «балансовым» величинам (показателям сумм налогов, требуемых для достижения их интересов), а также методику достижения баланса, которая должна в себя включать модель оптимизации налогообложения кредитных организаций и примерный перечень мероприятий (и условия их реализации), проводимых при работе с указанной моделью;


- на сегодняшний день оптимизация налогообложения - один из факторов, определяющих конкурентоспособность бизнеса. Мировой опыт наглядно свидетельствует не только о признании государством возможности или правомерности такой оптимизации, но и о ее эффективности;

- оптимизация налогообложения - это процесс, позволяющий оптимизировать и минимизировать или в определенной степени уменьшить выплату налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему и при правильной организации не влечет неблагоприятных последствий для налогоплательщика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изучения теоретических основ налоговой оптимизации и проведенного анализа налоговых платежей кредитной организации можно прийти к следующим выводам:

1) налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целена-правленых правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов, и способов;

2) оптимизация налогообложения кредитных организаций, как и любой процесс, можно представить как последовательную реализацию подпроцессов, реализуемых поочередно и именуемых этапами. Если представить оптимизацию налогообложения в виде постановки задачи, то «процесс нахождения оптимального решения, как правило, состоит из четырех этапов: формулировки проблемы, построения модели, нахождения оптимального модельного решения, проверки адекватности модели»;

3) Лермонтов Ю.М. в своей книге «Оптимизация налоговых платежей» выделяет следующие принципы оптимизации налогообложения: принцип адекватности затрат; принцип юридического соответствия; принцип конфиденциальности; принцип подконтрольности; принцип допустимого сочетания формы и содержания; принцип нейтралитета; принцип диверсификации; принцип автономности.

4) Кучеров И.И. выделяет общие и специальные методы налоговой оптимизации;

5) на основе анализа основных показателей отчета о финансовом положении ООО МДО «Матин» за 2018-2019 гг. выявлено, что активы организации увеличились на 6 083 000 сомони или на 6,25%, что данное изменение происходит в основном за счет увеличения собственных средств организации. В данном периоде обязательства организации увеличилось на 752 000 или 1,04%, а собственный капитал увеличился на 5 331 000 сомони или 21,53%, что показывает об эффективности деятельности организации;