Файл: Управление финансами коммерческих организаций на оптимизации налогообложения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источник: Составлена автором
Как показывает таблица 6 ООО МДО «Матин» является плательщиком пяти общегосударственных и двух местных налогов. Кроме того, два общегосударственных налога подоходный налог и социальный налог (1%) уплачивается из заработной платы работников организации, НДС также удерживается из дохода нерезидента, что свидетельствует о том, что фактически пять налогов уплачивается со стороны организации, которая и включается в налоговую нагрузку.
Далее рассмотрим динамику и структуру начисленных налогов ООО «МДО» Матин за 2018-2019 гг., которая приведена в таблице 7.
Таблица 7 – Анализ динамики и структуры начисленных налогов ООО МДО «Матин» за 2018-2019 гг.
Покзатели | 2018 | 2019 | Изменение | Удельный вес | ||
абсол. | относ. | 2018 | 2019 | |||
Подоходный налог | 2343937 | 1694659 | -649278 | -27,7 | 40,45 | 33,24 |
Налог на прибыль | 1809488 | 2242658 | 433170 | 23,94 | 31,23 | 43,99 |
Налог с пользователей автомобильных дорог | 464448 | 252531 | -211917 | -45,63 | 8,01 | 4,95 |
Социальный налог | 1171509 | 894612 | -276897 | -23,64 | 20,22 | 17,55 |
Налоги на недвижимое имущество | - | 506 | 506 | - | 0 | 0,01 |
Налог на транспортные средства | 2658 | 2816 | 158 | 5,94 | 0,05 | 0,06 |
НДС с нерезидентов | 2869 | 10742 | 7873 | 274,42 | 0,05 | 0,21 |
Итого | 5794909 | 5098524 | -696385 | -12,02 | 100 | 100 |
Источник: Налоговая отчетность ООО МДО «Матин»
Динамический анализ начисленных налогов ООО МДО «Матин» показывает, что за анализируемый период объем начисленных налогов уменьшился на 696 385 сомони или 12,02%, при этом основными фактором увеличения можно считать налог на прибыль, который возрос на 433 170 сомони.
Рисунок 8 – Динамика начисленных налогов ООО МДО «Матин» за 2018-2019 гг.
Другие начисленные налоги как подоходный налог, НПАД и социальный налог уменьшились соответственно на 27,7%, 45,63% и 23,64%, но полностью это невозможно видеть, как положительную тенденцию, так как по подоходный налог и часть социального налога удерживается из заработной платы работников.
Структурный анализ начисленных налогов показывает, что наибольший удельный вес составе налогов занимают подоходный налог, социальный налог и налог на прибыль. Если не брать во внимание подоходный налог, то наибольший удельный вес занимает налог на прибыль, который в 2019 году увеличился от 31,23% до 43,99%. Данный анализ демонстрирует, что расходы организации по сравнению с 2018 увеличились, но при этом, начисленная сумма налога на прибыль тоже увеличилась, что со стороны организации не в полной мере используется налоговая оптимизация в отношении расходов-вычетов из валового дохода. Для наглядности структура начисленных налогов приведена в рисунке 9.
Рисунок 9. Структура начисленных налогов ООО МДО «Матин» за 2018г.
Нужно отметить тот факт, что в 2018 году в составе начисленных налогов наибольший удельный вес занимает походный налог, который составляет 40,45% от общей суммы всех налогов. Кроме того, за 2018 удельный вес налога на прибыль составляет 31,23% и социального налога 20,22%, что в общем эти три налога сосавляют 91,9% всех начисленных налогов за период, в отношении оптимизации которых нужно предпринять соответсвующие меры.
Также в рисунке 10 приведем структуру начисленных налогов ООО МДО “Матин” за 2019 год.
Рисунок 9. Структура начисленных налогов ООО МДО «Матин» за 2019г.
Приведенный рисунок наглядно демонстрирует увелечение доли налога на прибыль до 43,99%, что соответсвенно привело к уменьшению доли подоходного налога до 33,24%. Также в данном периоде удельный вес социального налога уменьшился до 17,55%. Касельно общего удельного налога этих налогов можно сказать, что они составили 94,78% от общей суммы начисленных налогов, что это на 2,88% болшьше чем за 2018 год. Эти анализы требуют, чтобы организация провила определенные мероприятия в отношении таких налогов как налог на прибыль. В данном случаи социальный налог тоже занимает не меньший удельный вес в составе налогов, но единственным способом уменьшения данного налога является уменьшение начисленной заработной платы, которая не приведет к хорошим последсвиям.
Выводы по второй главе. На основе анализа основных финансовых показателей ООО МДО “Матин” как активы, пассивы, доходы, расходы и налоговые платежи можно прийти к следующим выводам:
- на основе анализа основных показателей отчета о финансовом положении ООО МДО «Матин» за 2018-2019 гг. выявлено, что активы организации увеличились на 6 083 000 сомони или на 6,25%, что данное изменение происходит в основном за счет увеличения собственных средств организации. В данном периоде обязательства организации увеличилось на 752 000 или 1,04%, а собственный капитал увеличился на 5 331 000 сомони или 21,53%, что показывает об эффективности деятельности организации;
- динамический анализ показал, что за анализируемые периоды доход организации увеличился на 1 767 000 сомони или 6,73%, и в свою очередь увеличения доходов привило к увеличению расходов на 1 811 000 сомони или 7,72%. Но за счет того, что рост расходов выше роста дохода за 2019 год прибыль ООО МДО «Матин» уменьшился на 44 000 сомони или 1,58%, которое свидетельствует об уменьшении эффективности деятельности организации;
- структурный анализ начисленных налогов показывает, что наибольший удельный вес составе налогов занимают подоходный налог, социальный налог и налог на прибыль. Если не брать во внимание подоходный налог, то наибольший удельный вес занимает налог на прибыль, который в 2019 году увеличился от 31,23% до 43,99%.
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Механизм реализации мероприятий по оптимизации налогообложения кредитных организаций
Вопрос об оптимизации налогообложения в целом и кредитных организаций в частности, является весьма актуальным в настоящее время. Повышенный интерес обусловлен не только отсутствием единой концепции взглядов на содержание процесса, но и рядом иных аспектов. К числу таковых относится механизм оптимизации налогообложения. Вполне очевидно, что содержание организационной части будет поставлено в зависимость от проводимого вида оптимизации. Как отмечается в публикациях19, целесообразно разделять количественную и качественную оптимизацию.
Количественная оптимизация ориентирована на корректировку налоговой нагрузки, возложенной на коммерческие банки, величины налоговых доходов бюджетной системы государства, в том числе посредством выбора оптимальной ставки налогообложения прибыли банков, количества и размера налоговых льгот, предоставляемых кредитной организации в период осуществления ими хозяйственной деятельности и т.д. В то же время качественная оптимизация нацелена на пересмотр перечня налогов, подлежащих уплате кредитными организациями, факта предоставления/непредоставления налоговых льгот, пересмотр перечня объектов налогообложения, применяемого кредитной организациями, и составов налоговых правонарушений, которые могут совершаться коммерческими кредитной организациями в статусе налогоплательщика. Таким образом, если в отношении первого вида оптимизации техника оптимизации может быть сведена к внесению, в соответствии с принятыми и законодательно закрепленными процедурами, изменений в ранее утвержденные нормативные документы, то при качественной оптимизации от участников оптимизируемого процесса потребуются более значительные преобразования.
Примечательно, что в настоящее время можно встретить мнения, которые прямо подтверждают существование проводимых мероприятий как количественной оптимизации, так и подготовительных мероприятий для осуществления качественной оптимизации. Так, Суляева Д.Д. отмечает, что «в настоящее время в Руспублике Таджикистан идет непрекращающийся процесс совершенствования налогового законодательства, целью которого является создание максимально гибкого механизма налогообложения, способного реагировать на изменения экономической ситуации в государстве, и не допускать значительных отклонений, а в будущем – эффективно поддерживать баланс интересов государства и налогоплательщиков».
20 Применительно к качественной оптимизации можно привести высказывание А. Остроухова, который предполагает, «что в недалеком будущем будет переписана часть первая Налогового кодекса».21
Вместе с этим, существует позиция, что «создание налоговой системы, которая бы всех устраивала, - это несбыточные фантазии». Принимая во внимание, что несмотря на очевидную взаимосвязь оптимизации налогообложения и оптимизации налоговой системы, наличие «устраивающей» всех дели представляется целесообразным использовать следующий механизм (рисунок 10).
1. Научное сообщество в сфере налогообложения (специалисты государственных органов, профессиональных ассоциаций и представители банковских организаций) утверждают единый понятийный аппарат, методику расчета налоговой нагрузки, требования, предъявляемые к «балансовым» величинам (показателям сумм налогов, требуемых для достижения их интересов), а также методику достижения баланса, которая должна в себя включать модель оптимизации налогообложения кредитных организаций и примерный перечень мероприятий (и условия их реализации), проводимых при работе с указанной моделью.