Файл: Контрольная работа по дисциплине Криминалистика Вариант 8 Студент 4 курса заочной формы обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
Кафедра уголовно-процессуального права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Криминалистика
Вариант 8
Выполнил:
Студент 4 курса
заочной формы обучения
1 группы 4-20
Липатов Даниил Валентинович
Научный руководитель:
__________________________
Дата представления работы:
«15» декабря 2022 г.
Краснодар
2022
Задания для 8 варианта:
1. Взрывчатые вещества и взрывные устройства: понятия и классификация. Средства и методы обнаружения и фиксации взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
2. Понятие, виды и основные черты криминалистических версий.
3. Тактические особенности допроса несовершеннолетнего.
4. Задание
Составьте постановление о назначении трасологической экспертизы и сформулируйте вопросы эксперту. ( По следам транспортного средства)
Ответ
-
Взрывчатые вещества и взрывные устройства: понятия и классификация. Средства и методы обнаружения и фиксации взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению — взрыву.
Взрывчатые вещества можно классифицировать по множеству оснований, в частности:
-
по составу; -
области применения:-
инициирующие (первичные); -
бризантные (вторичные); -
метательные или порох; -
пиротехнические составы.
-
-
способу изготовления; -
способности совершать работу за единицу времени; -
физическому состоянию.
По составу взрывчатые вещества подразделяются на:
-
индивидуальные химические соединения; -
механические взрывчатые смеси.
Взрывное устройство — это устройство, состоящее из взрывчатого вещества, средства, способного инициировать данное взрывное вещество, и обладающее поражающей способностью.
В зависимости от способа изготовления взрывные устройства бывают
-
промышленного изготовления:-
военного и специального назначения (боевые части артиллерийских снарядов, мин, ракет, торпед; бомбы; мины и др.); -
народнохозяйственного назначения (например, для горно-инженерных работ)
-
-
самодельного изготовления-
Самодельные боеприпасы типа «ручная граната»; -
Самодельные боеприпасы типа «мина»; -
Самодельные взрывные устройства комбинированного типа и др.
-
В определении понятия «взрывного устройства» фигурирует понятие «поражающая способность», а значит, необходимо рассмотреть классификация воздействия взрывного устройства на окружающую обстановку:
1) бризантное, которое заключается в дробящем разрушении материалов, непосредственно контактирующих с взрывным устройством;
2) фугасное, которое заключается в разрушении или перемещении в пространстве объектов под воздействием ударной волны, включающей кроме воздуха еще и продукты взрывчатого превращения взрывчатых веществ;
3) осколочное, которое заключается в поражении целей фрагментами стенок оболочек взрывного устройства (первичные осколки) и частями разрушаемых объектов окружающей обстановки (вторичные осколки), образующихся за счет фугасного действия взрыва или удара о преграду первичных осколков;
4) термическое, которое заключается в воздействии на окружающую обстановку теплового излучения и раскаленных продуктов взрыва;
5) электромагнитное, которое заключается в излучении электромагнитных полей, вызывающих помехи в работе электронных приборов или даже выводящих их из строя.
При осмотре места взрыва нужно применять:
-
следственный чемодан, в котором кроме обычных технических средств (кусачек, ножниц, рулетки, электрофонаря, ножа и т.п.) имеются медицинская аптечка, специальные магниты и металлоискатели. портативный пылесос, марлевые тампоны, флакон с ацетоном, бюксы (стеклянные емкости с притертыми пробками), шпатели, полиэтиленовые пакеты; -
специальные магниты, позволяющие вести поиск осколков в снегу, траве, мусоре и водоемах; -
сито для просеивания грунта и других сыпучих материалов в целях обнаружения осколков и предметов малой величины; -
портативную рентгеновскую аппаратуру, используемую при поиске осколков на коврах, поролоне, одежде и обуви; -
анализатор (детектор), реагирующий на молекулы взрывчатых веществ в воздухе; -
чемодан экспресс-анализа взрывчатых веществ и порохов.
Для обнаружения используются следующие технические средства:
-
армейские миноискатели; -
криминалистические металлоискатели; -
стетоскоп для прослушивания хода часового механизма; -
газовые анализаторы взрывных устройств; -
рентгеновская аппаратура. Вести поиск самодельных взрывных устройств с помощью щупа категорически запрещается, так как можно затронуть и привести в действие взрывной механизм; -
специально тренированные собаки.
При обнаружении ВУ его фиксируют с помощью фотовидеосъемки, снимая крупным планом провода, тумблеры, электролампочки, часовые механизмы и т.п.
Осмотр производится с применением стетоскопа или видеоскопа и газового анализатора взрывчатых веществ. Перемещение самодельных взрывных устройств осуществляется с помощью шнура и специальных зацепов (кошек, карабинов). Возможность его перемещения должна определяться с учетом окружающей обстановки. Если в непосредственной близости находится взрывоопасный объект (газопровод, нефтехранилище и т.п.), то перемещение самодельных взрывных устройств запрещено.
-
Понятие, виды и основные черты криминалистических версий
Криминалистическая версия представляет собой обоснованное предположение о познаваемом событии в целом либо о его отдельном обстоятельстве, стороне, объекте. Является методом поиска и познания.
Виды версий по различным основаниям:
1) по объему:
-
Общие – это предположительное объяснение события, имеющего признаки преступления, в целом (что произошло — убийство, самоубийство, несчастный случай). -
Частные — это предположительное объяснение отдельных сторон, элементов этого события (мотива, способа совершения, времени, места, личности преступника и т.д.).
2) по субъекту выдвижения:
-
следственные – выдвигает и проверяет следователь в целях уяснения сущности события и всех его обстоятельств, т.е. они могут быть как общими, так и частными. -
оперативно-розыскные (только частные); -
экспертные (только частные) – это предположение эксперта, принятое им к проверке при производстве экспертного исследования. Она может быть только частной; -
судебные (только общая).
3) по степени конкретности:
-
типичные; -
конкретные.
4) по степени вероятности:
-
маловероятные; -
наиболее вероятные.
5) по отношению к предмету доказывания:
-
обвинительные; -
оправдательные.
Криминалистическая версия имеет следующие характерные черты:
-
используется в определенной специфичной сфере, а именно в сфере уголовного судопроизводства, и направлена на выяснение неизвестных или недостоверных обстоятельств преступления; -
объясняет факты, которые имеют значение для раскрытия и расследования преступлений; -
содержит в своей основе фактические данные конкретного события преступления; -
должна быть проверена в ограниченный законом срок, т.е. в срок расследования уголовного дела (как правило, в течении 2 месяцев); -
проверяется строго установленными, предусмотренными уголовно-процессуальным законом методами и средствами; -
проверяется определенными субъектами (уполномоченными на то законом должностными лицами).
-
Тактические особенности допроса несовершеннолетнего
Тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлена особенностями их психики, незначительным жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов.
Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, должен обратить особое внимание на степень развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенностей его характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса.
Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома.
На несовершеннолетних в возрасте 15–17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду.
Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточивается на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых малолетним следует предоставить возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться.
Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо сознательного отказа говорить правду, могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, могут быть плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или придуманными нелогичными подробностями.
Основным средством изобличения во лжи малолетних являются приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу "духа противоречия", свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи. Эффективным может оказаться и повторный допрос с учетом следующих моментов.
Если на повторном допросе ребенок (подросток) слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом воздействия взрослого. Существенные отличия в деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.
При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно, уверенно и вместе с тем дружелюбно, но не в ущерб настойчивости и твердости. Такая манера поведения способствует необходимому контакту с подростком, располагает его. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или от испуга и волнения начнет путаться и лгать. Страх перед следователем может побудить к самооговору.
-
Задание. Составьте постановление о назначении трасологической экспертизы и сформулируйте вопросы эксперту. (По следам транспортного средства).
Вопросы эксперту по следам ТС:
1. Пригодны ли для идентификации следы транспортного средства, оставленные на месте происшествия?