Файл: Г. В. Плеханова Кафедра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22 позволяя продавать незаинтересованным в цене потребителям товары с большей наценкой, а также поддерживать высокую наценку на менее важные линии товаров. Низкие цены можно устанавливать на линии, которые чутко реагируют на цену или которые легко сравнить с другими. Политика высоких

низких цен необходима магазинам для разработки продуктов собственной торговой марки, так как это позволяет более гибко конкурировать в стране и создает иллюзию большего качества товаров.
5.
Разброс цен. Диапазон ценового спектра определяется сектором розничной торговли и положением компании на рынке. Однако попытки установить слишком широкий спектр цен, где «каждый может найти что- нибудь для себя», от относительно недорогого товара до элитных дорогих товаров, ни к чему хорошему не приведет. В результате большинство торговых предприятий сосредотачиваются на политике ограниченной цены или стабильно высокого качества.
6.
Установление неокругленных цен.
Розничные цены устанавливаются непосредственно ниже округленной продажной цены.
Причинами использования такой стратегии является удобство контроля над операциями расчета, а также психологическое восприятие покупателями цены: создается ощущение более низкой цены.
Ценообразование играет важную роль для розничных продавцов на рынках, которые характеризуются обостренной конкуренцией. Розничные продавцы, как правило, подстраивают цены под изменяющиеся экономические условия рынка. Среди таких факторов

«географическое» ценообразование: розничный продавец устанавливает цены таким образом, чтобы удовлетворить определенный сегмент рынка; рассчитывает уценки и скидки; ценообразование, нацеленное на продвижение определенного товара; дискриминационное ценообразование. Прежде чем изменить цену, розничным продавцам необходимо проверить реакцию на это покупателей и конкурентов. Также розничный продавец должен предугадать возможную реакцию поставщиков и правительства.

23
Процесс адаптации цен включает попытки прогнозирования результатов, даже при условии, что такие прогнозы часто оказываются неточными. Кроме того, розничный продавец должен оценивать влияние некоторого снижения цен на товарооборот и на затраты, если продажи растут, а также то, как скажется на уценке товара высокая или низкая первоначальная наценка. Все эти прогнозы могут корректироваться, когда происходит реальное изменение цен. Другими словами, цены необходимо
«подстраивать» методом проб и ошибок.
Правильное ценообразование в розничной торговле подразумевает готовность экспериментировать. Розничный продавец, который пытается упростить процесс ценообразования путем механического введения единой наценки, обычно проигрывает в пользу розничных продавцов, ведущих наступательную политику.


24

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО
«ЛАПЕС»
2.1 Общая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Лапес» зарегистрировано
МРИ ФНС России по Смоленской области 17 апреля 2006 года.
Данное предприятие действует на основании Устава, утвержденного его учредителемсогласно Гражданскому кодексу Российской Федерации [1] и
Закону
[3]. Оно имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетные и валютные счета в банках, печать с наименованием предприятия, а также собственное имущество предприятия.
Цель ООО «Лапес» – хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение спроса потребителей в товарах широкого потребления, а также получение максимальной прибыли и обеспечение оптимального функционирования предприятия.
В своей деятельности ООО «Лапес» руководствуется Гражданским
Кодексом Российской Федерации и действующим законодательством
Российской Федерации, решениями и постановлениями областных и местных органов власти. Оно несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом.
В частности осуществление торговой деятельности предприятия регулируется Законом «О защите прав потребителей», который устанавливает права потребителей на приобретение безопасных и качественных товаров, получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также государственную и общественную защиту их интересов [2].
Основным видом деятельности ООО «Лапес» является «торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в

25 специализированных магазинах» [20]. Также существуют дополнительные направления деятельности предприятия:
1.
Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков.
2.
Торговля розничная в неспециализированных магазинах.
3.
Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах.
4.
Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
5.
Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах.
6.
Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах.
7.
Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах [20].
Для более полного представления деятельности ООО «Лапес» рассмотрим основные финансовые и организационные элементы предприятия. Финансовые результаты деятельности опираются на данные бухгалтерского учета, гдеотражены важные экономические показатели, такие как основные средства, запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства и другие эквиваленты, а также краткосрочные обязательства (Приложение А), и бухгалтерской финансовой отчетности, в которой отражены основные финансовые результаты предприятия
(Приложение Б).Проведем анализ ключевых характеристик хозяйственной деятельности, данные которых приведены в таблице 1.
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности ООО «Лапес» за 2015-2017
годы, тыс. руб.
Показатель
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Отклонение (2017 г. к 2015 г.)
Абсолютное Относительное
Выручка
6462 6085 5015
-1447
-22,39%
Себестоимость продаж
5784 5687 5065
-719
-12,43%


26
Продолжение таблицы 1
По данным таблицы можно заметить снижение многих показателей.
Так, в 2017 году по сравнению с 2015 годом валовая прибыль снизилась на
728 тыс. руб., снижение прибыли от продаж составило столько же, сколько и валовой прибыли

728тыс. руб., прибыль до налогообложения также снизилась на 2744 тыс. руб.
Отмечается снижение выручки на протяжении 2015-2017 годов, которое в среднем равно 1,1 раз. Положительным моментом является появление в 2016 году прочих доходов, которые помогли перекрыть предприятию расходы и получить чистую прибыль. Однако к 2017 году прочие доходы значительно уменьшились по сравнению с предыдущим годом,также стоит отметить резкое снижение прочих расходов в том же году, превышавшие прочие доходы на 2016 тыс. руб. (в 31,5 раз). Все вместе это привело предприятие к 2017 году в убыток.
Анализ чистой прибыли предприятия тому подтверждение. Самый большой объем чистой прибыли приходился на 2015 год и составлял555 тыс. руб. В последующие годы данный показатель претерпевал значительные снижения.В 2017 году предприятиеи вовсе не имело чистой прибыли, получив убыток в размере 2188 тыс. руб., при этом чистая прибыль оказалась на 294,23% ниже, чем в 2015 году.
Показатель
2015 г.
2016 г. 2017 г.
Отклонение (2017 г. к 2015 г.)
Абсолютное Относительное
Валовая прибыль
678 398
-50
-728
-92,63%
Коммерческие расходы





Управленческие расходы





Прибыль (убыток) от продаж
678 398
-50
-728
-92,63%
Прочие доходы

305 66


Прочие расходы

483 2082


Прибыль (убыток) до налогообложения
678 220
-2066
-2744
-204,72%
Текущий налог на прибыль
123 130 122
-1
-0,81%
Чистая прибыль (убыток)
555 90
-2188
-2743
-294,23%

27
Для определения эффективности торговой деятельности предприятия рассмотрим и проанализируем динамику выручки, себестоимости и чистой прибыли, а также их взаимосвязь.
Рис. 5. Динамика выручки, себестоимости и чистой прибыли ООО
«Лапес» за 2015-2017 гг
Как известно, цель любого предприятия

получение прибыли, и чтобы этого добиться, ему необходимо увеличивать выручку и снижать себестоимость. Наглядно данную ситуацию можно проследить по рисунку 5.
Так, например, можно увидеть, что самый большой объем чистой прибыли предприятия приходился на 2015 год и составлял 555 тыс. руб., при этом наблюдался самый низкий показатель себестоимости (5907 тыс. руб.) и высокий показатель выручки (6462 тыс. руб.), чем и объясняется высокая величина полученной прибыли. В 2016 и 2017 году наблюдается превышение себестоимости над выручкой на 215 тыс. руб. и 2254 тыс. руб. соответственно, что повлияло на объем чистой прибыли: в 2017 году предприятие понесло убытки в размере 2188 тыс. рублей. В 2016 году при такой же ситуации предприятию удалось избежать убытков и получить чистую прибыль в размере 90 тыс. руб., так как имела дополнительные источники доходов.
В результате анализа, можно сделать вывод о том, что между данными показателями существует прямая связь. Больший объем чистой прибыли предприятие получает в случае превышения объема выручки над
6462
6085
5015
5907 6300 7269
555
90
-2188
-4000
-2000 0
2000 4000 6000 8000 2015 год
2016 год
2017 год
Выручка, тыс. руб.
Себестоимость, тыс. руб.
Чистая прибыль, тыс. руб.


28 себестоимостью. В противоположном случае, не имея дополнительных доходов, предприятие может понести убытки.
Важным элементом хозяйственной деятельности, эффективность использования которого оказывает влияние на результаты деятельности предприятия, являются оборотные средства. Оборотные средства представляют собой стоимостное выражение средств труда, однократно участвующих в процессе производства и полностью переносящие свою стоимость на себестоимость продукции. Оборотные средства необходимы каждому предприятию для осуществления бесперебойных процессов производства, сбыта и другого [6]. Данные по оборотным средствам представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика оборотных средств ООО «Лапес» за 2015-2017 годы, тыс.
руб.
Показатель
2015 г. 2016 г.
2017 г.
Отклонение (2017 г. к 2015 г.)
Абсолютное Относительное
Запасы
142 132 98
-44
-30,99%
Дебиторская задолженность
7720 8418 373
-7347
-95,17%
Денежные средства и денежные эквиваленты
45 98 5622 5577

Прочие оборотные активы





Итого
7907 8648 6093
-1814
-126,16%
Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод о том, что на протяжении
2015-2016 гг. дебиторская задолженность занимает наибольший удельный вес в общей структуре оборотных средств. Однако в отчетном году наблюдается значительное ее снижение, которое составило 7347 тыс. руб. по сравнению с 2015 годом (95,1%). При этом можно наблюдать увеличение денежных средств и денежных эквивалентов. Их рост в 2017 году сравнительно 2015 года составил 5577 тыс. руб. Данный факт говорит о положительной тенденции повышения эффективности использования оборотных средств.

29
Другим показателем, позволяющим оценить финансовую эффективность предприятия,является рентабельность продаж. Данный показатель может быть рассчитан путем деления прибыли от продаж на сумму выручки от продаж.
;
;
Для более наглядного изучения данного показателя рассмотрим динамику рентабельности продаж с помощью рисунка 6.
Рис. 6. Динамика показателей рентабельности продаж ООО
«Лапес» за 2015-2017 гг
Исходя из данных рисунка 6, можно заметить снижение рентабельности продаж на протяжении всех анализируемых лет. Данный показатель является индикатором ценовой политики предприятия и его способности контролировать издержки, поэтому возможные причиныего снижения могут быть связаны со снижением цен, увеличением норм затрат или с сокращением объемов продаж. При сложившейся ситуации предприятию необходимо провести анализ ценообразования, системы контроля затрат, а также ассортиментной политики.
10%
7%
-1%
-2%
0%
2%
4%
6%
8%
10%
12%
2015 год
2016 год
2017 год