Файл: Методические рекомендации по подготовке и написанию письменной работы (реферата) Дисциплина Всеобщая история СпециальностьНаправление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры истории государств и права полковник полиции
А.А. Удальцов
« » 2022 г.
Методические рекомендации по подготовке и написанию письменной работы (реферата)
Дисциплина
Всеобщая история
Специальность/Направление
подготовки
38.05.01 Экономическая безопасность
Специализация/профиль/
программа подготовки экономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Уровень высшего
образования специалитет
Форма обучения заочная
Кафедра-разработчик
Кафедра истории государства и права
Санкт-Петербург
2022

2
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Методические рекомендации по подготовке и написанию письменной работы
(реферата) соответствуют рабочей программе дисциплины
Всеобщая история по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность
Составитель(и):
Байкеева С. Е., профессор кафедры истории государства и права Санкт-
Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции;
Николаенко П. Д., доктор исторических наук, доцент;
Федоров А. Б., кандидат исторических наук, доцент
Рецензент(ы):
Федоринова Е.А., доцент кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции
Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры-разработчика
Кафедра истории государства и права
«05» апреля 2022 г., протокол № 14
Начальник кафедры полковник полиции / Удальцов А.А. /
Методические рекомендации прошли экспертную оценку и рекомендованы
на рассмотрение Методического совета
Эксперт секции: полковник полиции /Иванова Е. С./
«01» июля 2022 г.
Методические рекомендации обсуждены и одобрены: на заседании Методического совета Университета
«04» июля 2022 г., протокол № 14
© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022

3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Всеобщая история» является предшествующей для всех профильных дисциплин юридической специальности.
В соответствии с учебным планом учебная дисциплина «Всеобщая история» изучается курсантами Санкт-Петербургского университета МВД России на 1 курсе.
Обязательным условием допуска к сдаче зачета по всеобщей истории является выполнение обучающимися реферата – одного из эффективных средств овладения курсом вышеуказанной дисциплины.
Кроме того, выполнение реферата способствует привитию и прочному закреплению обучающимися навыков самостоятельной работы, развивает их способности к научно- исследовательской деятельности, обобщению практического опыта правоохранительных органов.
Написание реферата развивает у обучающихся кругозор, помогает им научиться коротко и лаконично излагать свои мысли, учит обобщать и анализировать факты, события, черпать и излагать на бумаге или устно главные идеи и мысли, содержащиеся в проанализированных научных работах.
Пособие включает в себя примерную тематику для написания рефератов и методические рекомендации по их написанию, списки основной и дополнительной литературы.
1. Понятие, цели и задачи реферата по истории государства и права зарубежных
стран. Основные этапы го выполнения
Реферат представляет собой один из видов самостоятельной работы.
Следует отметить, что реферат является одним из важнейших показателей уровня подготовки обучающегося, обладания им необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими самостоятельно решать профессиональные задачи. Помимо этого, реферат демонстрирует навыки пользования учебной и научной литературой, выявляет способность аргументировать выводы по существу избранной темы, отражает уровень литературной и стилистической грамотности, свидетельствует об умении в логической последовательности излагать свои мысли, опираясь на законодательные источники, монографические издания, статистические данные и пр.
Реферат юриста представляет собой теоретическое исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой автор демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками. Она показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа, сложных социально- экономических, политико-правовых процессов, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.
Цели написания реферата:
- систематизировать, закрепить, расширить теоретические и практические знания по специальности и выбранной специализации;
- выработать умение применять полученные в процессе обучения знания при решении научных и практических задач правового характера;
- развить навыки самостоятельной научной работы и овладеть методикой проведения исследований при решении правовых вопросов;
Реферат должен:
- быть актуальным;
- носить творческий и завершенный характер;
- иметь четкую структуру и методологическое обоснование;


4
- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
- отражать умение обучающегося пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способность работать с нормативными правовыми актами;
- быть правильно оформленным в соответствии с предъявляемыми требованиями.
2. Рекомендации по написанию реферата.
Выполнение обучающимися реферата является обязательным условием допуска к экзамену по дисциплине «Всеобщая история». Написание реферата – самостоятельная, творческая научно-исследовательская работа по нескольким из актуальных проблем изучаемого курса. Подготовка реферата - одно из эффективных средств овладения материалом вышеуказанной специальной дисциплины.
Написание реферата способствует привитию и прочному закреплению обучающимися навыков самостоятельной работы, развивает их способности к научно-исследовательской деятельности, обобщению практического опыта правоохранительных органов.
Написание реферата развивает у обучающихся кругозор, помогает им научиться кратко и лаконично излагать свои мысли, учит обобщать и анализировать факты, события, черпать и излагать на бумаге или устно главные идеи, содержащиеся в проанализированных научных работах.
Реферат выполняется самостоятельно и на основе тщательного изучения рекомендованной литературы. По содержанию он не должен быть конспектом учебного пособия, монографии, газетной, журнальной статьи или других источников.
Для выбора темы нужно обратиться к разделу «Примерная тематика реферата», в которой имеется ряд тем по всему курсу.
Обучающиеся выбирают темы рефератов из числа предложенных или могут предложить свою тему по согласованию с преподавателем, работающим в данной учебной группе. Повтор одних и тех же тем в одном учебном взводе не допускается.
Обычно рекомендуется выбрать такую тему, к которой сложился определенный интерес. Это дает возможность приступить к ее разработке с большим желанием, и, вторых, поможет самостоятельно пополнить недостающие знания.
Реферат должен содержать ответы, раскрывающие содержание выбранной темы.
Выбор темы реферата обучающиеся осуществляют по предложенной ниже схеме.
Р
аспределение тем рефератов.
Начальная буква фамилии
обучающегося
Задания реферата
(номера тем)
А, Н
2, 25
Б, О
4, 13
В, П
1, 28
Г, Р
17, 22
Д, С,
7, 29
Е, Т
11, 30
Ж, У,
15, 20
З, Я
5, 24
И, Ф
16, 19
К, Щ
9, 23
М, Ч
14, 27


5
Х, Э
3, 10
Л, Ц
6, 12
Ш, Ю
18, 21
другие
8, 26
Последовательность написания реферата:
Прежде чем приступить к написанию реферата (отдельной главы или параграфа), целесообразно составить детальный план. Чтобы грамотно составить план, автору следует продумать с чего начать конкретный раздел работы; какие основные положения он должен включать; логику содержания этих разделов и их связь между собой; чем должен быть закончен данный раздел, и какую задачу он должен решить.
В качестве ориентира при составлении плана идеально подойдут методические рекомендации, глава из учебника или монографии, статьи, нормативного правового акта.
После изучения необходимой литературы, сбора и обработки относящегося к теме работы материала обучающийся уточняет и корректирует план и структуру работы. согласовывает все необходимые изменения с научным руководителем.
На подготовительном этапе подбирается, изучается и конспектируется необходимая литература. Делая выписки наиболее важных и сложных определений, доказательств, фактов, статистических данных, теоретических и политических выводов, автор тем самым лучше запоминает изученную литературу, облегчает для себя ее систематизацию.
На следующем этапе обучающийся самостоятельно составляет план реферата. Он должен быть строго выдержан логически и включать: введение, основную часть в количестве
2 – 3 (не более 3 теоретических вопросов), заключения, списка используемой литературы.
Наличие плана обязательно.
Затем строго по плану готовится сам текст реферата. При этом следует соблюдать основные принципы и новые подходы при анализе и изложении материала: научность и объективность, историзм, борьба альтернатив, связь с современностью.
Написание реферата целесообразно начинать с «введения». В нем в лаконичной форме обосновывается актуальность темы, формируются задачи, поставленные автором, дается краткий анализ использованных источников. Примерный объем «введения» 1-2 страницы.
При
раскрытии
основных
вопросов следует сохранять логическую последовательность и связь между вопросами, при этом изложение каждого из них должно заканчиваться частным выводом.
Завершается написание небольшим, (объем заключения составляет около 10 % от всего содержания реферата - как правило, 1-2 страницы), «заключением», где даются общие выводы, отражающие качество выполнения поставленной автором задачи.
Одним из важных элементов написания реферата является умелое использование источников и правильное оформление справочного аппарата.
Если в работе приводятся цитаты из книг, документов и другой литературы, то их необходимо брать в кавычки и давать ссылки на источник. Если в тексте приводятся конкретные факты, цифры, таблицы и другие подобные материалы, то ссылки делаются с указанием автора, названия работы, тома, места и года издания, страницы. Например,
Каждан, А. П. Византийская культура (X-XII веков) / А. П. Каждан. Санкт-Петербург:
Алетейя, 2019. С. 24.
Если данные приводятся из периодической печати, то указывается название журнала или газеты, год издания, номер (число, месяц) страницы. Например, История. 2019. № 3. С.
4; Санкт-петербургские ведомости. 2019. 14 апреля.


6
Следует помнить, что не стоит увлекаться цитатами, так как это не позволяет судить о способности автора к самостоятельному изложению материала. Важно заметить и другое.
Достоинство работы значительно выше, если в ней просматривается тесная связь темы с жизнью страны, практической деятельностью правоохранительных органов.
Большое значение имеет правильное оформление реферата. Объем работы должен составлять 15-20 рукописных страниц. Страницы должны быть пронумерованы, оформлены в соответствии с общими требованиями к научной работе (шрифт Times New Roman, кегль
14, интервал – 1,5, поля страницы: верхнее и нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см).
На обложке указывается название учебного заведения, тема реферата, название дисциплины, по которой выполнен реферат, звание, фамилия, имя и отчество, факультет и учебный взвод (группа) обучающегося. (См. Приложение №1).
На первой странице работы указывается тема и план реферата. В конце помещается список использованной литературы, который составляется в алфавитном порядке. В список вносятся только те источники, на которые автор ссылается в тексте.
В нем указываются фамилии и инициалы автора, название работы, том, место издания, издательство, год издания, количество страниц в издании:
Кузнецов, И. Н. История: учебник / И. Н. Кузнецов. 4-е изд., перераб. и доп. Москва:
Дашков и К°, 2019.230 с.
На последнем листе, после списка литературы ставится подпись исполнителя реферата и дата его завершения.
В качестве приложения возможно использование иллюстраций, схем, графиков, копий исторических документов, фотографий и т.д.
В этом случае в плане следует указать на данный раздел в реферате, который следует после заключения, а в тексте работы необходимо оговорить наличие этих документов и указать порядковый номер приложения.
При написании реферата допускается использование материалов из Интернета,
при условии вдумчивого и аналитического подхода к их содержанию, с указанием сайта и
без компиляции.
При ссылке на Интернет-источники необходимо указать название Сайта, его электронный адрес, дату обращения к сайту.
Новая история стран Европы и Америки. XVIXIX века: учебник: в 3 частях / А. М.
Родригес, В. А. Мельянцев, М. В. Пономарев и др.; ред. А. М. Родригес. Москва : Владос,
2014. Ч. 1. 527 с. (Учебник для вузов). Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234926 (дата обращения 20.09.2021)
Обучающиеся должны выполнять реферат согласно учебному графику и представить его на кафедру за месяц до сдачи зачета.
Реферат оценивается по системе: зачтено – не зачтено. Критериями оценки являются степень самостоятельности работы автора, степень раскрытия темы и научности стиля изложения, правильность оформления сносок и списка литературы, объективность сделанных выводов и заключений, соответствие оформления требованиям, предъявляемым к научным работам. В случае получения оценки «не зачтено» авторне допускается к сдаче зачета.


7
Приложение 1.
Образец титульного листа реферата.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-
ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Всеобщая история»
Тема №__: _____________________________________________________
Выполнил:
Курсант факультета __________________
1 курса ____ учебной группы рядовой полиции
Иванов И. И.
Проверил:
Доцент кафедры истории государства и права подполковник полиции Иванов И. И.
Санкт-Петербург
2022 г.

8
Примерная тематика рефератов.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой
для написания реферата.
1. Предмет всеобщей истории: сущность, формы и функции исторического знания (УК-5).
2. Основные концепции исторического процесса (УК-5).
3. Цивилизации Древнего Востока: общее и особенное (УК-5).
4. Античная Греция. Древние Афины и Спарта (УК-5).
5. Древний Рим: от монархии до империи(УК-5).
6. Европейское средневековье: от раннефеодальных до абсолютных монархий
(УК-5).
7. Государства средневековье Востока: общее и особенное (УК-5).
8. Становление и утверждение основных мировых религий (УК-5).
9. Реформация и раскол западно-христианской церкви (УК-5).
10. Эпоха Возрождения и ее герои (УК-5).
11. Великие географические открытия и их влияние на мирный исторический процесс (УК-5).
12. Английская буржуазная революция 1640-1649 гг. (УК-5).
13. Эпоха Просвещения и ее деятели. Просвещённый абсолютизм (УК-5).
14. Великая французская революция 1789-1794 гг. и ее влияние на мировой исторический процесс (УК-5).
15. Феномены Наполеона «Наполеоновские войны» начала XIX века и их последствия (УК-5).
16. Страны Востока в эпоху Нового времени (УК-5).
17. Процесс индустриализации в XIX веке и его экономические, политические и культурные результаты (УК-5).
18. Объединение Италии и Германии: общее и особенное (УК-5).
19. Борьба английских колоний за независимость и образование США (УК-5).
20. Гражданская война в США 1861-1865 гг. и ее влияние на последующее развитие страны (УК-5).
21. Османская империя в XIX начале XX вв. (УК-5).
22. Китай на рубеже XIX XX вв. (УК-5).
23. Революция Мейдзи в Японии и ее значение для последующего развития страны (УК-5).
24. Мир в эпоху империализма: его основные черты и особенности (УК-5).
25. Первая мировая война 1914-1918 гг.: причины, участники, ход боевых действий и последствия (УК-5).
26. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и ее противоречия (УК-5).
27. Мировой экономический кризис 1929-начало 30-х гг. и «Новый курс» Ф. Д.
Рузвельта (УК-5).
28. Крушение монархий России, Австро-Венгрии, Германии и Турции и послевоенный революционный подъем 1918-1919 гг. (УК-5).
29. Зарождение и формирование очагов агрессии в Европе и на Дальнем
Востоке (УК-5).
30. Вторая мировая война 1931-1945 гг.: причины, ход боевых действий, итоги и уроки (УК-5).
31. Послевоенный раскол мира на две системы «Холодная война» (УК-5).