Файл: Волонтёрство и его роль в системе социокультурных институтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 850

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

Институт менеджмента
Кафедра «Маркетинг»

РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями »
На тему:

«Волонтёрство и его роль в системе социокультурных институтов»


Выполнил студент:

1 курса

Группа ВЭМИБ-М0-22-1

Попов Владимир Витальевич

Cанкт - Петербург

2023 г.

Волонтёрство или Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона РФ – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
Добровольчество в современном обществе представляет уникальный потенциал для решения острых социальных проблем. Это хорошая возможность каждому человеку почувствовать себя гражданином, осуществить реальный вклад в развитие своего сообщества, удовлетворить свои личные и социальные потребности через оказание помощи другим людям. Идея социального служения известна достаточно давно, всегда находились люди, которые стремились к самореализации, безвозмездному труду или помощи ближнему. Но именно сейчас потребность в усилиях добровольцев особенно выросла из-за появления глобальных проблем: разрушения природной окружающей среды, возрастания нищеты и безработицы, распространения наркотиков и ВИЧ-инфекции, усиления агрессивности и увеличения преступлений, как против отдельных людей, так и целых народов.
Важнейшим отличительным признаком добровольчества является социальная значимость данной деятельности. Особое значение приобретает использование добровольцев в сфере социальной работе, поскольку ее финансовые, материальные и кадровые ресурсы в настоящее время ограничены.

Первоначально можно обратиться к определению волонтерства, приведенному в различных источниках.

Российский социолог Е.И. Холостов писал, что волонтерство определяется как особая форма социальной активности.

Волонтеры (лат. voluntarius – «добровольно») – это люди, действующие по своей воле, по личному согласию, а не по внешнему принуждению. Они могут действовать либо индивидуально (работать бесплатно как в коммерческих, так и некоммерческих организациях медицинского профиля, сферы образования, социального обеспечения), либо быть членами волонтерской организации и действовать от ее имени. Однако, как правило, в современном значении «волонтеры - это члены социально ориентированного объединения граждан».

Таким образом, автор выделяет в качестве главной характеристики волонтерства добровольный характер деятельности.

Т.В. Лисовский, рассматривая суть волонтерства, в первую очередь говорит о том, что данная форма деятельности, образующаяся чаще всего в молодежной среде, представляет собой метод проявления социальных и культурных потребностей.

Волонтерство или добровольчество – это способ создавать общественные взаимоотношения, совершенствовать и находить применение собственным нравственным, духовным качествам, получать новые навыки, а также оказывать другим и находить самим себе поддержку, друзей, чувствовать свою необходимость и пользу.

В приведенных определениях мы видим, что главной чертой волонтерства автор считает возможность самовыражения.

Понятие «волонтер» концептуально определено Федеральным законом от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В соответствии с этим документов, волонтеры – это люди, осуществляющие благотворительную деятельность в форме бесплатной работы в интересах благополучателя. Благополучатели – юридические лица и граждане, получающие благотворительную помощь добровольцев, меценатов и филантропов.
В словаре С.И. Ожегова волонтерство обозначает добровольное выполнение обязанностей по оказанию бесплатной поддержки и подобных услуг, как добровольный патронаж над пожилыми людьми, инвалидами, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в затруднительных жизненных обстоятельствах.

Таким образом, волонтеры – это люди, исполняющие собственную работу неофициально, которые работают на общественных началах как в государственных, так и в коммерческих организациях социальной сферы.



О.И. Холина волонтерство рассматривала в качестве социальной общности, то есть совокупности людей, которые имеют общие социальные признаки и исполняющую работу, направленную на удовлетворение их потребности.

А.В. Беспалько позиционирует волонтерство как вид участия граждан в социальных процессах, как форму коллективного взаимодействия и как эффективный способ решения важных социальных проблем.

Ю.А. Калашников определяет волонтерство как добровольный выбор деятельности, который выражает взгляды индивида и его жизненную позицию; активную роль гражданина в жизнедеятельности социума, что находит воплощение, как правило, в общественном взаимодействии в рамках различных ассоциаций. Способствует повышению качества жизни, личностному росту граждан и усилению солидарности, удовлетворению основных потребностей в процессе становления справедливого и гармоничного общественного устройства, сбалансированного экономического развития, социального благополучия, а также утверждения национальной идеи – идеи благотворительности и милосердия.

В.Г. Бочарова рассматривает волонтерство как форму филантропии – «человеколюбия, благотворительной деятельности, социальной поддержки, патронажа и защиты нуждающихся граждан, а также проявления милосердия к ним».28

К волонтерам относят:

  • граждан, занимающихся благотворительной деятельностью в виде безвозмездного труда в пользу благополучателя, включая интересы благотворительных организаций;

  • человека, свободно и бескорыстно занимающейся деятельностью во благо общества;

  • человека, добровольно оказывающего безвозмездную социальную помощь и услуги нуждающимся социальным категориям (лицам и группам, оказывавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, больным и инвалидам);

  • сознательно и добровольно осуществляют деятельность на благо других членов социума.

В русском языке есть несколько понятий, равнозначных английскому слову «volunteering» - добровольчество, общественно полезные работы, активная гражданская позиция. Однако рациональнее придерживаться термина «волонтер», употребляемого в большинстве стран мира.

Ряд ученых разделяет это мнение, и делают акцент на равнозначности понятий «волонтерская деятельность» и «добровольческая работа» (А. Акимова, Л. Мищик, С. Пальчевский, И. Айнутдинов, И. Зверева, Ю. Хорунжий, Л. Вандышева, В. Пестрикова), рассматривая их в качестве «благотворительной деятельности, осуществляемой лицами бескорыстно ради благополучия и процветания отдельных социальных групп и общества в целом, как гуманистическую активность, ориентированную на социальную помощь нуждающимся людям, на развитие благосостояния граждан и процветания общества в целом», которая не требует вознаграждения и основывается на объективной необходимости потребности.


Исследователи понимают волонтерскую деятельность как добровольную деятельность, в основу которой положены идеи безвозмездного служения гуманистическим идеалам человечества с удовлетворением личных и социальных потребностей исключительно путем оказания помощи другим людям.

И. Зверева, А. Беспалько, Т. Лях, Н. Заверико и другие рассматривают волонтерство как фундамент функционирования общественных ассоциаций, территориальных сообществ, форму выражения активной гражданской позиции населения.

Ю. Мацкевич, Л. Артюшкина, А. Моров, Л. Радченко, А. Поляничко, Б. Сирри понимают под волонтерством различного рода помощь в любых сферах общественной жизнедеятельности.

С. Бондаренко, Г. Вайнола, В. Бочарова, А. Капская считают добровольческую деятельность формой общественной активности граждан, направленной на решение общественных противоречий и способствующей развитию профессиональных черт личности специалиста по социальной работе.

Как благотворительная деятельность, волонтерская работа не является спонтанной или спорадической, она ориентирована на достижение конкретных целей и результатов, которые обусловлены природой этого социального феномена.

Основной целью волонтерства, по утверждению В. Бочаровой, Р. Вайнолы, А. Капской, И. Зверевой, А. Мудрика, Л. Мищик, Е. Холостова, и другие является:

  • помощь личностному и профессиональному развитию личности, а также ее самореализации и социализации;

  • оказание услуг тем, кто в них нуждается, а также социальной поддержки и патронажа отдельным категориям людей;

  • реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенных категорий населения;

  • просвещение, информирование населения и интеграции института волонтерства в общественную среду.

К числу основных результатов волонтерства как социального института можно отнести то, что он:

  • облегчает социализацию личности, способствует усвоению будущими специалистами различных социальных ролей, норм и общественных практик, и также стереотипических моделей поведения;

  • делает вклад в личностный рост, развитие и самореализацию человека;

  • помогает переосмыслить общечеловеческие ценности (в первую очередь, человеколюбия в германизации социальных отношений, роль сострадания);

  • формирует представление о доминирующей социальной культуре и различных субкультур общества.


К задачам волонтерской деятельности относятся:

  1. поддержка государства в решении его социальных задач;

  2. помощь людям в овладении способностями оказания первой помощи, эко защиты, основами безопасности жизнедеятельности, стимулирование высококлассной ориентации, общественной деятельности с различными целевыми группами и категориями населения;

  3. получение гражданами способностей самореализации и самоорганизации с целью решения социальных задач;

  4. подготовка кадрового резерва волонтеров (добровольцев);

  5. формирование элементов вовлечения людей в разнообразную общественную деятельность, направленную на усовершенствование качества жизни населения;

  6. формирование и помощь молодежных инициатив, направленных на организацию волонтерского труда молодежи.


Функции волонтерства делятся на субъективные и с точки зрения социума. Сначала рассмотрим субъективные, они бывают следующими:

  1. мировоззренческая функция - волонтер в ходе выполнения социально полезной работы ощущает значимость собственного существования, потребность и значимость волонтерской работы, осознает вероятность переустройства реальности свою роль в этом процессе;

  2. воспитательная функция - участие в добровольческих проектах требует от человека ответственности, проявления таких качеств, как товарищество, доброта, честность, порядочность, благородство, самоотверженность и другие;

  3. коммуникационная функция - чаще всего деятельность волонтера направлена на других людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с экономическими, социальными и другими факторами (детям-сиротам, помощь престарелым, людям с тяжелыми заболеваниями и так далее). Добровольческая работа связана с потребностью общения с руководителями волонтерской или другой социальной организации, другими волонтерами, целевой группой, работниками муниципальных органов, в которых осуществляются волонтерские проекты;

  4. образовательная функция - волонтер не получает финансовых средств за свой труд, но его вознаграждение заключается в том опыте, который он приобретает за период волонтерской деятельности. В зависимости от социальных проектов, которые доброволец устанавливает для себя самостоятельно, он получает различную и многогранную практику, включая навыки и умения, необходимые для выполнения той или иной работы;

  5. функция развития социального капитала - взаимодействие с сотрудниками и служащими муниципальных учреждений, личные контакты с людьми, которым оказывается помощь, другими волонтерами и членами социальных учреждений формируют для волонтера дополнительный социальный капитал;

  6. рекреационная функция - волонтерская деятельность представляет собой метод интенсивного и социально полезного время препровождения. Волонтеры, работающие в библиотеке, в музеях, на спортивных мероприятиях, художественных галереях, в педагогических лагерях и так далее, они сочетают свои обязанности волонтера с организацией своего свободного времени;

  7. профилактическая функция - высокие нравственные требования к личности волонтера, организация свободного времени оказывают превентивное воздействие на личность по предотвращению девиантного поведения.