Файл: Характерные особенности и специфика зарождения русского пианизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерные особенности и специфика зарождения русского пианизма
Ведущими русскими и зарубежными музыкантами отмечалось, что в период расцвета русской музыкальной культуры, особого развития достигло пианистическое искусство. Ведущая роль русской школы отчётливо выявилась на первых международных конкурсах пианистов, появившихся в конце XIХ столетия, вследствие которых русские музыканты, исполнители и композиторы, стали постоянными участниками международной музыкальной жизни.

Выдающаяся роль многих русских пианистов в музыкальном искусстве объяснялась не только профессиональным мастерством, содержательностью игры, глубиной и серьезностью интерпретации, но и органической связью между русским исполнительским искусством и современным ему русским фортепианным творчеством. Многие выдающиеся исполнители того времени уделяли большое внимание, пропаганде творчества своих современников, непременно исполняя произведения авторов в своих концертах.

Ведущая роль России проявилась не только в фортепианном творчестве, оказав значительное влияние на зарубежное искусство уже со второй половины XIX века деятельностью своих выдающихся представителей, русский пианизм выступил как развитая национальная школа, насчитывающая не один десяток первоклассных мастеров, стоящих в первых рядах мирового исполнительского искусства. Русские пианисты, концертируя заграницей, пропагандируя традиции отечественного пианизма, становились важнейшим созидательным фактором в строительстве мировой фортепианной культуры.

В XXI веке с изменениями, происходящими в социальной среде неизбежно приводящими к изменениям в различных областях, в том числе педагогике и музыкальной педагогике, возникает необходимость в появлении новых методов и принципов обучения. Задача современного педагога состоит в том, чтобы органично и умело совместить традиции и новые методы актуальные для нашего времени.

Основные педагогические принципы русской фортепианной школы формировались под влиянием ведущих западноевропейских школ. Близкие русским слушателям и исполнителям методы и установки западных школ органично объединяясь с русским менталитетом становились характерными чертами уже русской школы.


История русского пианизма дореволюционной поры ярко делится на два периода. В первом периоде фортепианная музыка в России получила распространение в большей степени среди дворянства. Дворяне не только были преобладающей частью слушателей того времени, но и исполнителями, являясь законодателями эстетических вкусов в русской пианистической культуре. Характерной особенностью этого периода являлось преобладание в нем любительского музицирования. Любители, кроме домашних концертов, могли лишь выступать на благотворительных вечерах. Благотворительность была широко распространена в те времена в России и всячески поощрялась. Любители учреждали музыкальные общества, задачей которых было систематическая концертная деятельность его участников. К наиболее долговечным и серьёзным из них относятся – Женское патриотическое общество, Филармоническое общество, Московское Музыкальное Собрание. Деятельность музыкальных обществ сыграла важную роль в распространении музыкальной культуры в России. Без них не возникли бы так скоро последующие музыкальные организации периода профессионализма, в том числе и Русское Музыкальное Общество.

Особенность любительской музыкальной культуры заключалась в том, что обучение музыке считалось неотъемлемой частью каждого «порядочного воспитания». Кроме домашнего образования, музыкальное воспитание осуществлялось в пансионах и институтах.

В ХVIII веке в России значительную роль в развитии русского пианизма сыграли итальянские музыканты. Россию посетили крупнейшие итальянские композиторы: Бальдассаре Галуппи, Доменико Чимароза, Франческо Онофрио Манфредини – выдающиеся мастера оперной музыки, превосходно владеющие клавесином и писавшие много для клавира. Насыщенное ярким мелодическим материалом искусство итальянских мастеров оказалось чрезвычайно созвучным русскому слушателю. Неслучайно при соприкосновении с ним в России возникли первые серьезные начинания в области клавирного творчества, появились столь совершенные опыты в ранне-классическом стиле, такие как клавирные сонаты и концерты Д.С. Бортнянского. Близкими русскому слушателю оказались исполнительские принципы итальянского клавиризма, культивировавшие «певучую игру». Памятником этих исполнительских традиций является трактат Манфредини, напечатанный в 1775 году и переведенный спустя 30 лет на русский язык («Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке»). В нём говорится и о исполнении кантабиле, чтобы добиться хорошего кантабиле необходимо «держать свободной руку, играть legato, клавиши нажимать, а не ударять по ним. Обучаться нужно больше музыке чувствительной, где находится совершенно изображенный вкус, дабы привыкнуть ко вкусу как пения, так и игры вкусом».



В конце XVIII века в России начинается влияние немецкой школы. В руководстве по игре на клавире, вышедшем в России в 1775 году немецкого педагога Г. Лелейна, говорилось: «Важнейшая задача педагога заключалась в том, чтобы воспитать не механического исполнителя, но музыканта, имеющего «понятие и чувствие». «Надобно пальцами сообразуясь с воображением и страстями ударять и ими будто говорить, дабы тем слушателей привести в те страсти, в которые сочинитель хотел их привлечь».

В начале XIX века наиболее выдающимися немецкими музыкантами, жившими в России, были Д. Штейбельт, И. Гесслер (выдающимся учеником И. Гесслера был пианист и композитор И. Геништа, автор популярных в свое время романсов и фортепианных произведений), А. Гензельт (обучавшийся у И. Гуммеля). Виртуоз и популярный композитор А. Гензельт, преподавательской деятельности посвятил около полувека, одновременно являясь художественным руководителем музыкальных классов многих учебных заведений, несомненно, способствовал повышению уровня русской пианистической культуры. Наиболее известными учениками А. Гензельта были И.Ф. Нейлисов, Н.С. Зверев, В.В. Стасов, А. Линдберг.

В 1802 году Петербург посетил выдающийся композитор и пианист М. Клементи, создатель лондонской пианистической школы. С этого времени начинается период долгого взаимовлияния русской пианистической культуры и английского пианизма.

Наибольшее значение для развития русской школы имела деятельность ученика М. Клементи, Джона Фильда. Выдающийся пианист, композитор, пользовался огромной популярностью. Слава Дж. Фильда привлекала множество желающих обучаться в его классе, к нему ехали не только из отдаленных уголков России, но и из-за границы. Среди его учеников были К. Мейер, М. Шимановская, М.И. Глинка, А.Л. Гурилёв, А. Дюбюк, А.А. Герке и многие другие профессионалы и любители.

Во время первого периода Россию посетили почти все крупнейшие западноевропейские музыканты, среди которых: И. Гуммель, Делер, А. Дрейшок, Л. Мейер, С. Тальберг, Ф. Лист, М. Плейель, К. Шуман. Такие концерты были значительным событием сезона, и оживленно комментировались на страницах прессе. Таким образом, иностранное искусство проникало в Россию, но попадая на русскую почву, вскоре подвергалось воздействию русской культуры, вследствие чего некоторые западноевропейские традиции пианизма, оказавшись не жизнеспособными отбрасывались, но то, что соответствовало вкусам русского общества того времени закреплялось.


Русский пианизм при своем формировании был тесно связан со всеми важнейшими западноевропейскими школами пианизма. Он последовательно воспринял искусство итальянских клавиристов, пианистов лондонской школы, венских классиков и различных направлений романтизма.

Усвоение иностранных традиций способствовало расширению кругозора русских исполнителей и умению глубокого постижения творчества композиторов других народов.
Список литературы:


  1. Алексеев А.Д. Русские пианисты. - М.-Л.: 1948, вып. 2.

  2. Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ века. - М., 1995.

  3. Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. - М.,1938.

  4. Стасов В.В. В день юбилея Гензельта. (“Новости”), 21 марта, 1888.

  5. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М., 1980.

  6. Николаев Л.В. Несколько слов об исполнительстве \\ С.М. № 7-8, 1935.

  7. Николаев Л.В. Фортепианная педагогика // М., № 22, 1937.



«Начальный период русского пианизма. Зарождение клавирной культуры». В статье анализируются подходы, характерные особенности и специфика зарождение в России клавирной культуры

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Шидловская Светлана Анатольевна

Организация: ГБУ ДО детская школа искусств имени Е.А. Мравинского»

Населенный пункт: г. Санкт- Петербург

Аннотация.

В статье анализируются подходы, характерные особенности и специфика зарождение в России клавирной культуры. Рассмотрены основные этапы развития преподавания фортепианного искусства в России.Обращение к этой теме продиктовано желанием ознакомить учащихся класса и их родителей с истоками фортепианного искусства в России.

 

Ключевые слова.

Два течения  развития классического фортепианного искусства. Два периода русского пианизма дореволюционной поры.  Появление клавирной литературы в России.

Прежде, чем начать рассматривать заявленную тему, хочется сделать беглый обзор развития всего европейского пианистического искусства в целом. Это необходимо для определения прогрессивной роли, которую сыграла русская пианистическая школа в развитии мирового пианизма. В истории фортепианного искусства есть периоды, завершающие  определенные этапы развития, и  тогда отчетливо видны результаты достигнутого. Одним из таких периодов был конец 18 столетия, ознаменовавшийся расцветом классического стиля. Классицизм  -  итог длительной предварительной работы многих поколений.  Искусство той эпохи до сих пор является образцовым по своей удивительной цельности и гармоничности. В исполнительстве тех времен на первом месте стояло творческое начало. Музыкант периода классицизма выделялся своей многогранностью. Высшим проявлением исполнительского искусства считались те моменты, когда оно сочеталось с сочинением музыки, т.е.  импровизация. Сообразно с этим и музыкальная педагогика получила определенную направленность – воспитание всесторонне образованного музыканта, владеющего теоретическими и практическими знаниями.


В 19 веке развитие пианизма шло очень быстро, но было неравномерным и однобоким. Среди эпигонов классического искусства образовалось два течения. Первое из них – виртуозное.  Его представители – многие известные пианисты: Геруа, Калькбреннер и Тальберг. Они посвятили себя разработке фактуры классиков с целью придания ей большей эффективности и виртуозности, а также  создания соответствующих видов исполнительской техники. Сочинение и их игра, внешне блестящие, были  бедны своим внутренним содержанием. Представители другого течения, академического, провозглашали себя противниками виртуозного течения. Писали серьезные глубокомысленные произведения в строгой классической форме. Но их сочинения были скучными и сухими, лишенными главной прелести классического искусства -  его органичности и жизненности. Отсутствие этих качеств стало характерным и для процесса  воспитания музыканта.

История русского пианизма дореволюционной поры  делится на два периода. Грань между ними образуют 60 годы 19столетия. В течение первого периода фортепианная музыка получила  распространение в среде дворянства.

Уже дети Бориса Годунова и Петра Первого обучались игре на клавире. Был издан указ Петра  Первого об обязательном обучении дворян игре на клавире. Во 2ой половине 18века клавирное искусство распространяется в городском быту в провинциальных городах.

Значительную роль в формировании русского пианизма сыграли иностранные музыканты. Большое количество чужеземных пианистов – концертантов и фортепианных учителей  приезжает в Россию. Попадая на русскую почву иностранные музыканты подвергались воздействию русской культуры и оставались только те, которые смогли соответствовать художественным вкусам  русского общества того времени. По существовавшим тогда правилам общественного поведения, дворянину не подобало заниматься искусством профессионально. Преобладало любительское музицирование. А обучение музыке в те времена считалось частью каждого порядочного образования. В репертуаре преобладали небольшие фортепианные произведения, преимущественно танцевальных форм. Но в публичных выступлениях часто звучали концерты и вариации. К середине века усиливается интерес к крупной форме, а также к монументальности в исполнительстве.  Особым успехом пользуются произведения, в которых преобладает мелодическое начало. Здесь большой популярностью пользуются итальянские музыканты:  Галуппи, Чимароза,  Паизиелло, Манфреддини.  Благодаря их творчеству в России появляются клавирные сонаты и концерты Бортнянского.  В 1773 году в России выходит первое издание на русском языке  в переводе немецкого педагога  Лелейна, «Клавикордная школа или краткое  и основательное показание к согласию и мелодии, практическими примерами изъясненное». Это стало проводником наиболее передовых идей того времени в области ф-ного преподавания и педагогики Ф.Э.Баха. Среди немецких пианистов, живших в России в начале 19-го века, наиболее известны Штейбельт и Гесслер.