Файл: Образовательная программа детского оздоровительного лагеря Сосновый Бор Добро пожаловать или Посторонним вход .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательная программа
детского оздоровительного лагеря «Сосновый Бор»
«Добро пожаловать или
Посторонним вход …»
Программа составлена:
начальником ДОЛ «Сосновый Бор»
Аникиной Г.Ш.
Возраст воспитанников: 7-16 лет
Срок реализации: смена (21 дней)
пгт. Васильево
Пояснительная записка.
«Дети делают, что они хотят, но я делаю так,
чтобы они хотели, то, что хочу я»
Жан-Жак Руссо.
Среди материков и океанов планеты «Детство» есть остров под названием «Лагерь». Кто-то из детей попадает сюда впервые, а кто-то с нетерпением ждёт лета, чтобы снова провести очередной лагерный сезон. Этот остров – место отдыха ребенка от школы, зона его общения со сверстниками, вожатыми, воспитателями, природой, место развития его способностей и интересов. Однообразный ритм жизни ребят сменяется здесь разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретением новых сил, продолжение освоения мира, время воспитания и самовоспитания, это место реализации детской фантазии. Одним из таких островков является детский оздоровительный лагерь «Сосновый Бор» при ООО Санаторий «Сосновый Бор».
Не первый год организуются и проводятся смены летнего лагеря «Сосновый Бор». Здесь отдыхают ребята в возрасте от 7 до 16 лет. Планируемое количество детей в лагере –150. Все они будут распределены на 6 отрядов.
Программа лагеря разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
-
Закон «Об образовании РФ» -
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г. -
Устав ООО «Санаторий «Сосновый Бор» -
Приказ генерального директора ООО «Санаторий «Сосновый Бор» об открытии ДОЛ -
Положение о детском оздоровительном лагере. -
Правила внутреннего распорядка лагеря. -
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. -
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в детском оздоровительном лагере. -
Должностные инструкции работников. -
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра. -
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии. -
Акт приемки лагеря.
Над созданием и реализацией программы летнего оздоровительного лагеря работает педагогический состав лагеря. Программа называется «Добро пожаловать или Посторонним вход …», имеет социально-педагогическую направленность, а также является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания детей в условиях летнего лагеря.
В каждый этап программы «Добро пожаловать или Посторонним вход …» включены разнообразные типы игр с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности. Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и в повседневной жизни.
В течение всей смены будет проводиться мониторинг личностного роста каждого участника игры – это своеобразная оценка различных сторон деятельности ребенка, его вклад в дела племени, команды в целом. Такая оценка определяется ежедневно на Совете звезд (отрядная свечка).
В рамках программы в течение всей смены будут проводиться занятия на мастер-классах: «Хореография»; «Изучаем языки (знакомство и закрепление татарского, английского и даже китайского языка)»; «Снимаем фильм», «Декоративно-прикладное творчество», «Театральное мастерство», «станция Спортивная».
Для реализации данной программы в ДОЛ «Сосновый Бор» сформированы все условия: определен состав воспитателей, подготовлено техническое оснащение.
Целью программы является создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
развивать лидерские и организаторские способности через коллективно-творческие дела смены; -
сплотить детский коллектив, поддерживать дух сотрудничества и взаимопомощи; -
расширять кругозор ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей; -
формировать мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап.
2. Организационный этап.
3. Основной этап.
-
Итоговый этап
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при генеральном директоре, заместителях директора, начальника лагеря по подготовке к летнему сезону;
- издание приказа о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности детского лагеря отдыха «Добро пожаловать или Посторонним вход …»
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап включает в себя работу, направленную на знакомство детей друг с другом, с воспитателями и работниками лагеря, с его законами и традициями, формируются отряды, идет работа по сплочению отрядов, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этап проходит 1-2 день.
Основной этап - с 3 по 18 день. Именно в это период происходит старт программы, и реализуются все поставленные задачи.
Основным механизмом реализации деятельности лагеря являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики дня и смены.
С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела (КТД), отрядные сборы, «огоньки» и др.
На итоговом этапе (19-21 день) изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены «Свечка Закрытия».
Проводится социально-педагогический анализ результатов.
Логика построения смены (на примере смены «Звёзды кино», посв. Году Российского кино)
Участники смены являются одной командой. Отряд – это киностудия. Главной целью каждой студии, является получение «МАСКИ», который в конце каждого дня любая киностудия может получить от Академии. Оскар выдаётся за определённые качества, проявленные в ходе испытаний и приключений. В состав Академии входят представители киностудии (командиры отрядов) и наставники (воспитатели). Номинации, по которым оцениваются племена, следующие:
- творческий поиск и талант;
- интересный подход к решению проблем;
- дружные и сплочённые отношения в отряде;
- активная позиция в игре;
- ответственные действия и поступки и др.
Главная цель Академии – проверить и испытать участников. Именно поэтому Академия каждый день пробуют силы участников в различных ситуациях.
В начале смены отряды получают Ленту задач. Пользуясь лентой, каждая студия совершает путешествие по шести классам, где для их поджидают различные испытания. Когда все преграды будут позади, участники соберутся дружной командой на Церемонии награждении для подведения итогов игры и награждения активных участников. Для всех участников игры навсегда главным останутся: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерские и организаторские способности и доброта. В ходе игры ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребёнка будет:
- реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
- развита индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;
- создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получение конкретного результата своей деятельности.
- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
Также произойдёт улучшение качества творческих работ у детей, сформируются умения и навыки, приобретённые в лагере, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребёнка.
Учебно-тематический план работы (примерный)
Тема дня | Название мероприятия | Ответственный |
Организационный период | ||
1 день: «Здравствуй, лагерь!» | Приём детей, оформление документов. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря. | Начальник лагеря, ст воспитатели, воспитатели, педагог по физкультуре |
День знакомства. Игры на выявление лидера. Формирование отрядов | Воспитатели | |
Игровая программа «СтарТин». | Воспитатели | |
2 день: «День разведчика» | «Весёлые старты». | Педагог по физкультуре |
Экологическая викторина «Каков вопрос – таков ответ» | Старший воспитатель | |
Игра на сплочение « Веревочный курс» | Воспитатели, педагог-организатор | |
3 день: «Вперед за талантами!» | Спортивно-оздоровительный час Воздушные замки | Педагог по физкультуре |
Мастер-класс по направлению «Хореография». | Воспитатели | |
Концерт КВЧГ (Кто во что горазд) | Педагог-организатор | |
Остров Творчества | ||
4 день: «В путь!» | Чемпионат лагеря по футболу (отборочный тур) | Педагог по физкультуре |
Конкурс живописи: «В каждом рисунке солнце» | Старший воспитатель | |
Культурно-развлекательное мероприятие «Битва вожатых» | Педагог-организатор | |
5 день: | Мастер-класс по направлению «ДПИ» | Воспитатели |
Общее лагерное мероприятие «Квест» | Пед. организатор | |
«Отрядное время» (подготовка к мероприятию, развлечения) | Воспитатели | |
6 день: | Культурно-массовое мероприятие «Голос Дети» | Педагог-организатор |
Конкурс замков на песке | Воспитатели | |
«ШАЖ»: Рисовалки ладошками | Старший воспитатель | |
7 день: « Вокруг света» | Чемпионат лагеря по волейболу (отборочный тур) | Педагог по физкультуре |
Конкурс рисунков водой. Аквабол | Воспитатели, Ст. воспитатель Педагог по физкультуре | |
Игра на сплочение «Камикадзе» | Педагог-организатор | |
8 день: | | |
«Дорожный лабиринт» беседа-игра по ПДД | Старший воспитатель | |
Конкурс рисунков «Безопасное колесо», посвященный ПДБ | Старший воспитатель | |
Культурно-массовое мероприятие «Большие танцы» | Педагог-организатор, воспитатели | |
9 день: | Общее лагерное мероприятие «Boys VS Girls» | Воспитатели, педагог-организатор |
Спортивное развлекательное мероприятие «В поход с Чингачкуком» | Педагог-организатор, воспитатели | |
Финал чемпионата лагеря по футболу («Комический футбол») | Воспитатели, педагог по физкультуре | |
Остров Добра | ||
10 день: | Общее лагерное мероприятие «Клипомания» | Воспитатели, педагог-организатор |
Спортивная конкурсная программа «Сабантуй» | Воспитатели, педагог-организатор, педагог по физкультуре | |
Конкурс рисунков на экологическую тематику «Защитим природу!» посещение минизоопарка санатория | Старший воспитатель Воспитатели | |
11 День «Большой день рождения» | Общее лагерное мероприятие выпуски «Сосновского вестника» | Педагог-организатор, воспитатели |
Цветочные конкурсы и забавы | Воспитатели | |
Викторина «Вопросы/ответы на все случаи жизни» | Старший воспитатель | |
12 день «День России» | Чемпионат лагеря по волейболу (финал) | Педагог по физкультуре |
Общее лагерное мероприятие «Церемония поднятия флага России» Флешмоб «Вперед, Россия!» | Старший воспитатель Воспитатели | |
13 день: | Общее лагерное мероприятие «В поиске сокровищ» | Педагог-организатор |
Спортивное мероприятие «Малые Олимпийские игры». День Физкультурника. | Педагог по физкультуре | |
Остров Здоровья | ||
14 день: | Общее лагерное мероприятие «Киномарафон», посв. Российскому кино. | Педагог-организатор |
«Жизнь человека – ценность» (занятия по ОБЖ и ПДД) | Старший Воспитатель | |
Мастер-класс по направлению «Сценическая речь» | Воспитатели, | |
15 день | Мастер-класс по направлению «Знаю и изучаю языки» | Воспитатели |
Общее лагерное мероприятие «Зелёная пятка» Импровизированная викторина на знание лагеря и его воспитателей | Педагог-организатор, воспитатели | |
16 день: | ЯРМАРКА. Шуточная беспроигрышная лотерея «Аукцион» | Воспитатели |
Анкетирования участников «Подводя итоги смены» | Старший воспитатель | |
Культурно-массовое мероприятие «Точь-в-точь» | Воспитатели, педагог-организатор | |
17 день: | Общее лагерное мероприятие «Живые шахматы» Конкурсная программа соревновательного характера, развивающая логику и мышление | Педагог-организатор, воспитатели |
18 день: | Общее лагерное мероприятие «Минута Славы Сосновый Бор» | Педагог-организатор |
Мастер-класс по направлению «Театральное мастерство» | Воспитатели | |
19 день: | Мастер-класс по направлению «Спортивная площадка» | Педагог по физкультуре |
Общее лагерное мероприятие «Вожатский концерт» | Педагог-организатор | |
20 день: | Концерт «Закрытие лагерной смены». «Браталочки» | Педагог-организатор, Ст. воспитатель, воспитатели |
Традиционная церемония «Свечка ЗАКРЫТИЯ» | Педагог-организатор, воспитатели | |
21 день « До свидания, друзья!» | Отъезд детей | Начальник лагеря, ст воспитатели, воспитатели, педагог по физкультуре |
Основное содержание программы
№ п/п | Направление | Цель направления | Формы проведения мероприятий |
1 | «Мы со спортом крепко дружим!» | Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. | Проведение утренней гимнастики, принятие солнечных и воздушных ванн (в течение смены. Беседы с детьми о правилах здорового образа жизни. Беседы, агитбригады по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма. Спортивные мероприятия, эстафеты, конкурсы, спортивно-интеллектуальные игры. |
2 | «Зеленый дом» | Развитие экологической культуры, любви к природе. | Мероприятия по изучению флоры и фауны родного края, изучение лекарственных растений их применение человеком, виртуальные экскурсии, викторины, операции, интеллектуальные игры, игры-путешествия. |
| «Игра всегда с нами» | Организация содержательной досуговой деятельности, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры. | Конкурсные мероприятия, встречи с интересными людьми, концерты, выступления в мероприятиях, викторины, игры, коллективно-творческие дела, работа в творческих мастерских, проведение тренингов и упражнений, направленных на знакомство, на сплочение коллектива, на определение лидерских качеств и др. |
| «Я – малая частица большой страны!» | Содействие развитию в детях чувства гражданина-патриота своей Родины | конкурсы рисунков, беседы, конкурсно-развлекательные программы, викторины, смотр строя и песни. |
Направление «Мы со спортом крепко дружим».
Задачи направления: способствовать развитию интереса детей к участию в спортивных мероприятиях; расширение знаний детей о спорте, об истории спорта.
В течение учебного года дети занимались умственным трудом, на систематические занятия физкультурой и спортом у многих из них было мало времени и сил. Восполнить этот пробел, используя возможности летнего лагеря, - забота воспитателей.