Файл: Применение инновационных технологий на уроках башкирского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применение инновационных технологий на уроках башкирского языка
Арсланова Эльза Салаватовна
преподаватель башкирского языка и литературы ГАПОУ БАСК
Содержание:
Введение.
1.Технология проблемного обучения на уроках башкирского языка.
2. Игровые технологии.
3. Информационно-коммуникативные технологии.
3.1 Метод проектов.
3.2 Мультимедия презентация.
4.Поисково-исследовательское обучение.
Заключение.
Введение.
На протяжении нескольких лет темой моей работы по самообразованию является «Применение инновационных технологий на уроках башкирского языка». В своей педагогической практике успешно применяю современные образовательные технологии, тем самым делая учебно-воспитательный процесс более эффективным, увлекательным и творческим.
Я стараюсь вовлекать студентов в работу интересными формами организации учебной деятельности, которая ориентирована на формирование профессиональных компетенций, повышение познавательной активности и развитие творческих способностей. Считаю, что в условиях модернизации образования преподаватель должен владеть инновационными технологиями, позволяющими подходить к каждому студенту индивидуально.
В моем методическом арсенале:
1. Технология проблемного обучения;
2. Игровые технологии;
3. Информационно-коммуникативные технологии:
- проектная методика;
- мультимедиа презентация;
4. Поисково — исследовательские методы.
1.Технология проблемного обучения
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20х-30х годах в советской и зарубежной школе.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, студент становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
Проблемную организацию образовательного процесса на уроках башкирского языка обеспечиваю следующим образом:
1. При первичном ознакомлении с новым учебным материалом :
а) создать проблемную ситуацию;
б) включить учащихся в проблемную ситуацию и сформировать учебную цель;
в) решить проблему;
г) проанализировать, обобщить и оценить работу по решению проблемы и осуществлению учебной цели.
2. На этапе овладения новым учебным материалом (повторение, закрепление, тренировка) :
а) создать учебную проблемную ситуацию , поставить учебную задачу;
б) осуществить данную задачу;
в) проконтролировать и оценить результаты учебной работы каждого студента.
3. При анализе и обобщении изученного материала (темы или раздела учебной программы) проблемная организация осуществляется аналогично первому этапу.
4. При контроле и оценке результатов учебной работы учащихся :
а) проверить умения учащегося самостоятельно выявить связи и отношения между изученными понятиями, сделать самостоятельные выводы;
б) проверить умения перенести изученные закономерности на новые области, явления;
в) привлекать самих учащихся к контролю и оценке (самоконтроль, самооценка, взаимопроверка).
2. Игровые технологии.
Проблема активизации познавательной деятельности студентов всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей её решения педагоги осваивали различные методы обучения, нестандартные формы проведения занятий, деловые и дидактические игры.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровое обучение предполагает решение проблем, связанных с профессиональной деятельностью, человеческими взаимоотношениями и личными трудностями.
Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Активное применение игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счёт более активного включения учащихся в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования. Игровая технология обучения способствует развитию мотивации обучения, в игре каждый студент может проявить свои личные качества, знания и умения. При внедрении игровой технологии в учебный процесс формируются ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, включается момент социального взаимодействия. Функция игры - ее разнообразная полезность: коммуникативность, диагностичность, коррекция, социализация.
Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову):
-
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию учащихся, позволяет получить удовольствие от самого процесса деятельности, независимо от результата, может оказаться не совсем таким, каким ожидался; -
активный, творческий характер деятельности, в значительной мере импровизированной, направлен на самостоятельный поиск интересных фактов, добывание дополнительной информации, в т.ч. и на культурно-историческое наследие; -
эмоциональная деятельность, соперничество, соревнование, конкуренция, стремление к улучшению результата, желание победить исключают такое понятие как «поражение», потому что в выигрыше оказываются все; -
наличие правил, отражающих содержание игры, логическую последовательность её развития.
В практике преподавания башкирского языка я использую различные виды организации игровой деятельности, где студенты выступают в роли рецензентов, эрудитов, консультантов, экспертов. Эти роли распределяются заранее совместно со студентами, обсуждается круг вопросов, форма проведения, обучающие сами предлагают свои собственные дополнения. Руками студентов оформляется класс согласно тематике (рекламные проспекты, необычные, разработанные самими ребятами, используются журналы, книги). Моя роль как преподавателя минимальна, я выступаю координатором, направляю ход игры, выделяя в тематике предметы обсуждения.
Игровые технологии стимулируют познавательный интерес, ведь любая учебная игра толкает на поиск ответа, ситуация успеха создаёт благоприятную атмосферу, а результат в игре команды будет зависеть от всех участников. Использование деловых игр в учебно-воспитательном процессе позволяет сформировать у учащихся:
-
умение находить пути решения, выработать общую точку зрения; -
стремление понять и прислушаться к точке зрения других; -
умение различать эмоциональное состояние соучастников и использовать это в ходе общения; -
профессиональные умения в общении, интересы, позиции, психологические качества.
Игровые занятия индивидуализируют процесс обучения
, что даёт возможность каждому участнику демонстрировать свой собственный потенциал, при этом расширяется интерес к выбранной профессии, что позволяет наилучшим образом адаптироваться к ней в реальной практике. Опыт показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается высокая активизация деятельности учащихся. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность студентов, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску.
3.Информационно-коммуникативные технологии.
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
3.1. Метод проектов.
Одной из инновационных технологий является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит ребят сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на башкирском языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Работа над проектом – процесс творческий. Студент самостоятельно или под руководством преподавателя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
3.2. Мультимедиа презентации как метод обучения
Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Мультимедиа уроки, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.